2.2.1.2 Газовая промышленность
РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.
«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.
Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно – технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.
Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус – «предприятие ОАО». С правой точки зрения – это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.
Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.
Избранная «Газпромом» модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании – естественной монополии – «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России. Демонополизация «Газпрома» означала бы создание благоприятных условий для внешних конкурентов с самыми негативными последствиями не только для него, но и для страны в целом.
Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.[11]
2.2.1.4 Алкогольный рынок
Первая алкогольная монополия в России была учреждена в 1474 году Иваном Третьим и действовала до 1533 года. Вводить монополию Ивану Великому понадобилось для изыскания дополнительных средств для ведения войн и присоединения новых земель. Следующую монополию ввели при царе Алексее Михайловичев 1652 году для тех же целей. Третья монополия пришлась на ранние годы правления Петра Первого. Но в итоге царь-реформатор счел, что выгоднее ввести свободу винокурения, обложив его сложной системой налогов. В середине XVIII века винокурение объявляется дворянской монополией – кроме помещиков, производить водку могло только государство. При Николае Первом была введена акцизная система. Она была выгодна для бюджета, но сопровождалась ростом некачественного алкоголя и отравлений. Следующая монополия была введена в 1894 году Николаем Вторым, повелевшим навести порядок с производством и алкоголем в стране. В результате этого за шесть первых лет количество суррогатных отравлений снизилось на четверть, а к 1900 году доходы от продажи водки составили 28% бюджета. Однако стремление государства за счет продажи водки пополнить казну повлекло рост алкоголизма среди населения.
С началом Первой Мировой в 1914 году в России был введен «сухой закон».
Советская власть в 1919 году приравняла алкоголизм к таким бичам общества того времени, как туберкулез и венерические заболевания, и поставила задачу их искоренения. «Сухой закон» в СССР отменили в 1924 году и ввели монополию на водку.
В 1985 году, незадолго до начала антиалкогольной кампании, продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием или одну шестую часть всего товарооборота советской торговли. В 1992 году первый президент современной России Борис Ельцин издал указ об отмене государственной монополии на водку, что привело к массовому потреблению суррогатов. По России прокатилась волна отравлений, смертность от водки резко увеличилась. Многие заводы, производящие лицензированную водку, оказались в состоянии, близком к банкротству. Процент поступлений в бюджет от водки сократился до 2%.
Все это привело к тому, что уже в 1993 году был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Но на рынке уже активно действовали независимые производители, контролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная тем же указом инспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 года была упразднена.
В 2000 г. было создано ФГУП "Росспиртпром" осуществлявшее управление всеми находящимися в госсобственности предприятиями-производителями спиртовой и ликероводочной промышленности. Однако это управление ожидаемых дивидендов бюджету страны так и не принесло. Проверка Счетной палаты в 2007 году показала, что прибыльными являются лишь 18 из 105 управляемых ФГУП предприятий. При этом 20 акционерных обществ и вовсе были признаны убыточными. В феврале 2008 года ФГУП "Росспиртпром" преобразован в ОАО, 100% акций которого принадлежит государству.
30 сентября 2009 г. Сергей Миронов направил Правительству законопроект о введении монополии на производство и оборот этилового спирта. Законопроект был разработан партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и направлен Председателю Правительства Владимиру Путину.
Законопроект был подготовлен Мироновым после того, как президент Дмитрий Медведев назвал ситуацию с потреблением алкоголя в стране «катастрофической» и поручил принять меры по противодействию «алкоголизации» населения. По данным президента, каждый россиянин в год выпивает 18 литров чистого спирта. При показателях вдвое больше, согласно мировым нормам, нация вырождается.
По замыслу разработчиков, госмонополия может быть введена уже с 1 января 2011 года. Производить и поставлять этиловый спирт, согласно законопроекту СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, смогут только организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации составляет более 50%. Порядок организации производства и поставок этилового спирта, а также перечень уполномоченных предприятий и организаций должно будет определить Правительство России. Производители будут освобождены от необходимости лицензирования данных видов деятельности.
В марте 2010 г. Правительство России рассмотрело и «зарубило» законопроект о монополии на производство и оборот этилового спирта.«Что такое госмонополия на спирт? Это значит, что нужно выкупить по рыночным ценам все активы по производству спирта, которые находятся в частных руках. Где взять деньги на это?, - спрашивает первый вице-премьер Виктор Зубков. - И даже если мы их выкупим, что делать дальше? Государство вряд ли способно быть эффективным собственником», - считает Зубков.
Сама по себе госмонополия, как форма собственности ничего не решает, уверен исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции России Михаил Блинов.
С 1 марта 2010 года в России действуют новые требования, устанавливающие, что производство этилового спирта, технологией которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), допускается только при условии ее полной переработки или утилизации на очистных сооружениях. Это дорогостоящее оборудование, и у многих предпринимателей нет средств на его покупку, поэтому, естественно, число небольших спиртозаводов сократилось.