Высокий уровень организации и особенно связь с отдельными представителями властных структур и органов внутренних дел позволит нейтрализовать некоторые формы государственного и социального контроля. Созданные таким образом преступные группировки, преступные сообщества и организации, будут стремиться легализовать свою деятельность, придать ей максимально возможно гласных характер. Они будут специально создавать или приобретать вполне официальные коммерческие структуры, используемые для отмывания денег, добытых преступным путем. Это относится, прежде всего, к приватизированным предприятиям промышленности, машиностроения, незавершенного строительства объектов, коммерческим банкам и, особенно, к фирм, причастным к обмену и продаже жилья и другой недвижимости.
Потребность в более высоких формах организации будут испытывать самые различные преступные группировки и преступные сообщества. Для этого есть немало причин. Главная из них связана с усилением конкуренции преступных формирований. Эта тенденция в известной мере обусловлена стремлением занять лидирующее положение в преступной деятельности или регионе. Она влияет на структуру преступлений экономической направленности, позволяет совершать новые, ранее неизвестные и недоступные одиночкам в силу своей сложности и масштабности, преступления, а также преступления экономической направленности требующее высокой организации выполнения преступного замысла.
Во-вторых, проблема порождена сращиванием общеуголовной преступности и преступностью экономической направленности. Усиление организованной преступности служит своего рода условием дальнейшего развития преступности как социально-правового явления. Отдельные звенья экономики развиваются при этом сами по себе так, что в известной мере, служат как бы материальной предпосылкой (производство спиртных напитков, мясомолочной продукции легковых автомобилей и др.) вокруг которой концентрируются преступные силы. Формирование криминальных и полукриминальных структур вокруг производственных, коммерческих или иных предприятий будет сопровождаться самыми разнообразными насильственными действиями - поджогами, взрывами, похищением и убийствами должностных лиц конкурирующих форм, корпорация, холдингов, банков, органов внутренних дел.
Государственные, коммерческие, финансовые и другие организации уже сейчас формируют собственные службы безопасности, в функции которых помимо охраны входит проведения разведывательных и контрразведывательных операций и вербовки агентуры в отношений конкурентов, «выколачивание» выданных кредитов разными способами, в том числе захватом заложников. Иногда наоборот, бандитские группировки наблюдают за успехами своих конкурентов и требуют свою долю за те или иные услуги. В насильственной преступности наметилась совершенно определенная линия на сращивание или на усиление контакта с преступностью экономической направленности или наоборот.
В-третьих, проблема, которая также уже дала о себе знать, состоит в усилении внешнеэкономического, межнационального и межрегионального характера преступлений экономической направленности.
Она может быть представлена двумя направлениями. Одно из них, как было в 30-е годы прошлого века в США, противно вульгарного «гангстерского» только характеризуется менее квалифицированными приемами и способами совершения преступлений. Зона его действий - в основном страны СНГ и отдельные страны Запада, ближнее зарубежье, а участники - все те, кто может что-то украсть, продать по сколь угодно низкой цене. Другая - «беловоротничковая» намного сложнее.
Преступники в этом случая будут использовать недостатки нашего внешнеэкономического механизма, системы лицензирования и квотирования, налогообложения, установления и контроля за использованием цен. Будет продаваться все, что можно продать по чрезвычайно заниженным ценам (станки, оборудование заводов, цеха превращают в металлолом и продают в Китай, Корею, Японию, бензин вместо мазута и т. д.)
Преступники экономической направленности будут до установления полной конвертации использовать явно заниженный курс рубля его отношению к доллару. Разница между курсом рубля и его покупательной способностью приносит огромные валютные барыши, которые укрываются от налогов и размещаются в иностранных банках за рубежом, а также в оффшорных зонах. Участие в таких операциях пока не в поле зрения органов внутренних дел.
В-четвертых, проблема дестабилизации экономической и социальной жизни стали теневая экономика и криминальное предпринимательство, по мнению специалистов, достиг 40% валового внутреннего продукта.
Учитывая большую латентность незаконной экономической деятельности, реальна причиненный его ущерб следует оценивать на много больше. В то же время мерами органов внутренних дел удается возместить не более 10-15 процентов причиненного ущерба. По оценкам специалистов до 70-80% доходов, получаемых незаконным путем, вкладывается в различные фирмы предпринимательской деятельности, увеличивая тем самым объем теневого предпринимательства. Неконтролируемая экономическая деятельность получила заметное политическое влияние, приобрела статус фактора, препятствующего осуществлению функций государства по обеспечению законности в производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Отсутствие у государства четких позиций в определении пределов контроля за экономикой и финансами еще более способствует наращиванию потенциала теневой экономики. В частности, ограничен доступ и получение информации о кредитно-денежных операциях в коммерческих банках органами внутренних дел, что в конечном итоге затрудняет проведение оперативно-розыскных мероприятий.
В-пятых, в рыночных условиях объективно существует тенденция монополизации цен на товары и услуги с целью получения максимальной прибыли от их реализации. Это противоречит свободной конкуренции, которая охраняется государством с помощью антимонопольного законодательства.
В-шестых, как уголовное преступление квалифицируются действия, направленные на сокрытие банкротства субъекта предпринимательской деятельности (банка, другого коммерческого предприятия, государства в лице ЦБ РФ, налоговых органов и др.) требовать от должника сведений о его финансовом состоянии и ликвидности его средств для оценки возможности и сроков погашения долгов. Имея эти сведения, кредитор решает вопрос об использования предоставленного ему права передали в арбитражный суд дела о признании его должника банкротом. Если лица прибегают к предоставлению недостоверных сведений, с помощью которых скрывается устойчивая финансовая несостоятельность предприятия фирмы и если действия нанесли большой материальный ущерб кредитору, такие лица привлекаются к уголовной ответственности.
Иногда субъекту предпринимательской деятельности, наоборот, выгодно создать у кредитора искаженное представление о своей неплатежеспособности и спровоцировать их открыть дело в арбитражном суде о банкротстве или санации, ускорить приватизацию предприятия, а иногда с целью сокрытия растрат, хищения имущества и пр. Если лица, которые представляют такие предприятия, сообщают кредиторам заведомо ложную информацию о финансовой неспособности выполнять свои обязательства, то они привлекаются также к уголовной ответственности.
Подводя итог всему можно сделать вывод, что преступность экономической направленности следует рассматривать как совокупность корыстных преступлений, совершаемых в сфере экономики, должностными лицами в процессе исполнения функциональных обязанностей, посягающими на собственность и другие интересы потребителей, кредиторов, конкурентов и государства.
Место анализа в системе контроля
Экономико-финансовый анализ тесно связан со всеми видами государственного, ведомственного, внутрихозяйственного, общественного контроля и аудита. Каждый из этих видов контроля исследует различные стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Основной задачей государственного контроля является изучение законности, целесообразности и достоверности произошедших хозяйственных операций путем проведения ревизий.
Комплексная ревизия производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия может проводится по инициативе собственника и не чаще, чем один раз в год. Налоговые и другие государственные органы, на которые законодательными актами государства возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия, могут осуществлять такие проверки по мере необходимости и строго в пределах своей компетенции. Руководство предприятия имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля. Все виды проверок и ревизий должны содействовать повышению эффективности хозяйствования и не нарушать нормальную работу предприятия. Результаты ревизий и проверок сообщаются руководству предприятия.
При проведении ревизий следу строго руководствоваться законами государства, нормативными актами: должны мыть соблюдены интересы государства; приняты меры к устранению незаконного и непроизводительного расходования денежных средств и материальных ценностей, хищений государственных средств и представления недостоверной отчетности; ревизия должна быть объективной, оказывать практическую помощь специалистам ревизуемого предприятия в улучшении их производственной и финансово-хозяйственной деятельности; обеспечение сохранности государственных средств; ревизор не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия, нарушать нормальный ритм его работы и в необходимых случаях взаимодействовать с органами внутренних дел.