Различия:
Параметры сравнения | Природная рента | Экономическая квазирента |
Сферы возникновения | Первичный сектор экономики | Вторичный и третичный секторы экономики |
Ресурсы | Невоспроизводимые или трудновоспроизводимые | Воспроизводимые |
Характер | Постоянный | Временный |
Общие черты:
1) Общий источник – сверхприбыль, получаемая в результате использования разнокачественных ресурсов либо более умелого, эффективного использования того или иного ресурса или их сочетания.
2) Условием формирования обоих типов рентных доходов является монополия на ресурс как на объект частной собственности, т.е. его монополизация.
3) Обоим типам рентных доходов присуща дифференциация. Дифференциальная рента возникает в случае использования любого рода ресурсов, не являющихся полностью однородными в каждом их классе и различающимися предельной производительностью.
4) И рента, и квазирента служат источником и стимулом экономического роста, удовлетворения постоянно возвышающихся потребностей населения.
5) Природная рента и экономическая квазирента имеют общий механизм присвоения. При использовании ограниченных и трудновоспроизводимых ресурсов рентный доход в конечном итоге присваивается их собственниками и только в краткосрочных периодах – их пользователями (т.е., арендаторами). Природная рента присваивается частным лицом в форме арендной платы или государством посредством налоговых инструментов. Экономическая квазирента также присваивается собственником ресурса.
16
6) Рента и квазирента – взаимосвязанные и взаимно пересекающиеся категории. Вовлекая благодаря науке в производство новые естественные ресурсы, общество получает дополнительные поля для природной ренты. Например, пока наука не изобрела способы использования жидкого и газообразного топлива, месторождения нефти и газа были бесполезным для человека продуктом природы; сейчас они – главный источник нефтегазовой ренты. Космическое пространство не приносило коммерческой пользы, пока не была изобретена и освоена космическая связь. Но и новые технологии
нефтедобычи не принесут сверхприбыли в странах, где отсутствуют промышленные запасы нефти. Поэтому, хотя общей тенденцией является рост доли квазиренты по отношению с рентой в их общей сумме, они выступают в экономической динамике как братья-близнецы.
17
Глава 2. Квазирента на мировом рынке в период с 1990-х по 2002 г.
В этой главе мы рассмотрим, как квазирента проявляется и присваивается в глобально - цивилизационном аспекте. Речь пойдёт преимущественно о технологической квазиренте и её разновидностях, особенно информационной, интеллектуальной и военно-технической; затем рассмотрим мировую финансовую квазиренту.
2.1. Глобальная информационная квазирента.
Именно в информационном секторе мировой экономики наиболее отчётливо проявились как преимущества глобализации, так и недостатки, выраженные в неравномерности распределения её плодов между разными странами и цивилизациями.
Рассмотрим основные черты динамики этого сектора и представленной в нём информационной квазиренты:
1)Опережающие темпы развития современных информационных технологий, которые пронизали все сферы деятельности, привели к тому, что информационный сектор стал ведущим носителем технологической квазиренты – как в развитых странах, так и в масштабах мировой экономики. Но 2000-е годы показали, что потенциал стремительного роста этого сектора уже в основном исчерпан, что «раздутый» спрос на его услуги стал падать. Вслед за первым в истории мировым информационным кризисом 2001-2002 гг. последовала трезвая оценка нового направления и его места в научно-техническом пространстве, оно занимает свою нишу как в производстве и на рынке, так и среди источников технологической квазиренты.
2) Информационный сектор наиболее глобализован, он далеко вышел за тесные для него рамки национальных экономик. А в своей центральной части (Интернет, спутниковые телесистемы) он стал ярчайшим проявлением наступающей космической эры. Здесь достигнута наиболее высокая степень монополизации, транснационализации и концентрации капитала. По
18
сведениям на 1 января 2000 года из 500 крупнейших компаний мира 181 можно отнести к информационному сектору, они владеют 36 % совокупного капитала этих компаний; средний капитал этих компаний – 53 млрд. долл.1
В течение длительного времени информационный сектор был наиболее конкурентоспособен. Информационное оборудование и услуги охватывали отрасль за отраслью, страну за страной, сферу за сферой, ежегодно обновлялись компьютерные программы, быстро росло число спутников связи. Но вскоре выяснилось, что дополнительные вложения капитала стали приносить все меньше прибыли и, следовательно, меньше сверхприбыли. Сумма и норма информационной квазиренты начали падать, наблюдаются признаки информационного кризиса, который принял глобальный характер.
3) Информационная квазирента крайне неравномерно распределена по странам и цивилизациям. СССР, а затем Россия безнадёжно отстали в освоении новых информационных технологий, а в 90-е годы постсоветские страны технологически деградировали, отдав информационный рынок практически под полный контроль ТНК. Очаги современного производства информационной техники в России были разгромлены вместе с ВПК, десятки тысяч ученых и программистов эмигрировали и укрепили информационное доминирование США, увеличили масштабы присваиваемой ТНК информационной квазиренты.
Распределение информационных ресурсов между цивилизациями и основными странами весьма неравномерно (Приложение 1.).
Если в обеспечении радиоприемниками разрыв между странами с высоким и низким уровнем доходов составляет 8,2 раза и телевизорами – 7 раз, то по оснащенности мобильными телефонами разрыв достиг 132 раза, компьютерами – 77 раз, Интернетом – 2000 раз. Так что Интернет еще не скоро станет доступным для большинства населения Земли. Основная масса
1 Яковец Ю.В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении. – с. 143.
19
информационной ренты формируется в развитых странах, в наибольшей
степени обеспеченных информационной техникой. Хотя оснащение ей в
России и других пост социалистических стран, Латинской Америки, Китая, Индии быстро растет, их доля на мировом информационном рынке пока незначительна. Еще более значительна дифференциация в распределении глобальной информационной квазиренты. Её основными получателями являются крупнейшие ТНК, базирующиеся в США, Западной Европе и Японии. Об этом можно судить по данным таблицы (Приложение 2).
Как видно из таблицы, рынок информационных технологий (с оборотом крупнейших компаний 9,6 трлн.долл.) практически безраздельно контролирует три цивилизации, которым принадлежит 95% этого рынка: североамериканская (57%, Канада – 2,1%, США – 54,9%), западноевропейская (21,6%, Великобритания – 6,2%, Германия – 3,7%, Италия – 2,1%, Франция – 2,9%, Южная Корея – 1,2%, Австралия – 1,1%) и Японская (16,4%). Незначительная доля принадлежит новым индустриальным странам Азии и еще меньше – Австралии (1,1%), Мексике (0,5%), Индии (0,3%). Именно три развитые цивилизации (а из ведущих стран – США, Япония, и Великобритания, которые вместе контролируют более трёх четвертей этого рынка) присваивают подавляющую часть информационной квазиренты. В начале нового века стало очевидно, что обновленные модели информационной техники и программы не приносят былой сверхприбыли, разразился информационный кризис. Резко упала котировка информационных компаний на фондовых биржах, начались отток капитала и даже сокращение производства. Это привело к многократному сокращению масштабов сверхприбыли (квазиренты) в информационном секторе.
Если проанализировать структуру информационного сектора, то видно, что примерно равные доли (по 36%) принадлежат компаниям, производящим аппаратуру для информационных технологий, и телекоммуникациям связи,
20
затем следует программирование (20%). Если в производстве аппаратных средств лидируют компании США (67% в этой товарной группе, то в отрасли телекоммуникаций и связи лидерство принадлежит Западной Европе (38% в этой группе), затем следуют США (29%) и Япония (29%). В области программирования безусловно лидируют США (78%), затем идет Япония
(15%); Западная Европа сильно отстает (всего 4%). Распределение капитала крупнейших средств массовой информации также показывает лидерство США (62%), затем следуют Западная Европа (25%) и Япония (10%). В условиях информационного кризиса и выхода из него структура источников информационной квазиренты будет меняться.
Реализация информационной квазиренты происходит в основном через фондовые биржи, включая специализированные высокотехнологичные. Так, в США функционирует специализированная биржа NASDAQ; если курс акций, представляющих традиционные отрасли экономики, за 10 лет вырос в 4 раза, то индексы компаний High Tech – более чем в 20 раз (правда в 2001-2002 г.г. здесь наблюдалось значительное падение курса акций). Аналогичная биржа стран EC EUASDAQ создана в 1996 г. В Брюсселе. По данным журнала ММ ВБ «Индикатор», сектор информационных технологий составляет 5,1% от капитализации фондового рынка Германии, 9,4% - Франции, 4,9% - Великобритании, 15% - Японии.2
2 Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение.