Смекни!
smekni.com

Великая хартия вольностей 1215 г. и образование английского парламента (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

1. Великая Хартия Вольностей 1215 г.: основные положения и историческое значение

2. Образование английского парламента

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы контрольной работы определяется историческим значением Великой хартии вольностей 1215 года. Так, Великая хартия вольностей (MaghaCharta) - важный правовой памятник конституционной истории Англии, который признается одним из основополагающих законов Великобритании.

Цель работы - рассмотреть Великую хартию вольностей как первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма.

Хартия представляет большой интерес и как историко-правовой документ. Она отражает борьбу социальных группировок средневековой Англии в начале XIII века. Хартия формулирует ряд важнейших юридических принципов судебно - административной системы английского феодального государства. С течением времени особое значение (хотя с иным смыслом) приобретали ст.12 - о взыскании налогов, ст.39 - о презумпции невиновности и другие.

Полный текст Великой хартии насчитывает 63 статьи, расположенные без определенной системы. Однако все статьи можно разделить на три основные группы:

1. Статьи, касающиеся материальных интересов различных социальных групп населения (ст.1,2,9,13,15,18).2. Статьи, реформирующие государственный механизм английского королевства, так называемые "конституционные" статьи (ст.12, 14,61).3. Статьи, устанавливающие принципы деятельности судебно-административного аппарата (ст.17, 20, 21,39,40).

Великая хартия вольностей была подтверждена королем Генрихом III в 1225г. и, окончательно, Эдуардом I в 1927г. Вместе с тем содержание Великой хартии уже в XIII в. подвергалось существенным изменениям. Прежде всего, была исключена статья 61, ставившая короля под надзор баронской олигархии.

1. Великая Хартия Вольностей 1215 г.: основные положения и историческое значение

Реформы Генриха II и упорядоченная ими система управления и правосудия достаточно быстро укоренились в Англии. Однако при нем и особенно при его преемниках, терпевших неудачи во внешней политике, возрастают крайние проявления монархической власти, усиливаются административный и финансовый произвол королевских чиновников, происходит ущемление прав церкви. Столкновение короля с римским папой по поводу назначения кандидата на пост архиепископа Кентерберийского привело к наложению на Англию интердикта (запрещения совершать все богослужения и церковные обряды).

Действия администрации короля Иоанна Безземельного были восприняты как выход за установленные обычаем и хартиями королей пределы вмешательства власти в "права и вольности" подданных, требующие восстановления и защиты. Движение за ограничение произвола королевской администрации возглавляли, при участии церкви, непосредственные вассалы короны - бароны, к которым присоединились рыцарство и масса фригольдеров, недовольных чрезмерными поборами и вымогательством королевских чиновников. Широкая оппозиция свободных сословий королю была особенностью политического конфликта 1213-1215гг. и сопровождалась принятием документа, который приобрел большое историческое значение - Великой хартии вольностей 1215 г. Этот документ считается в Англии первым конституционным актом. [1]

Большинство статей Хартии касается вассально-ленных отношений короля и баронов и стремится ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Эти статьи регламентируют порядок опеки, получения рельефа, взыскания долга и т.п. Так, ст.2 Хартии ставила определение суммы рельефа с вассалов короля в зависимость от размера землевладения, переходившего по наследству. Ленный опекун по ст.4 должен был получать в свою пользу умеренные доходы и не наносить ущерба ни людям, ни вещам опекаемого владения. Уступка крупным феодалам сделана также в статьях, в которых говорится о заповедных королевских лесах и реках (ст.44, 47, 48).

Интересы рыцарства в наиболее общем виде были выражены в ст.16 и 60, где говорилось о несении за рыцарский лен только положенной службы и о том, что положения Хартии, касающиеся взаимоотношений короля с его вассалами, относятся и к отношениям баронов с их вассалами. Хартия учитывала и интересы нового, быстро растущего свободного сословия - горожан, включая торговую прослойку (купцов). Статья 13 подтверждала за городами древние вольности и обычаи, ст.41 разрешала всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю без взимания с них незаконных пошлин. Статья 35 устанавливала единство мер и весов, важное для развития торговли[2].

Учитывая роль церкви в этом конфликте, король был вынужден в первой же статье Хартии подтвердить ее исконные свободы и привилегии. Особое значение имела многочисленная группа статей, направленных на упорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата. Данная группа статей (ст.18 - 20, 38-40, 45 и др.) подтверждает и закрепляет сложившиеся с XII в. судебно-административные и правовые институты, ограничивает произвол королевских чиновников в центре и на местах[3].

Так, по ст.38 чиновникам нельзя было привлекать кого-либо к ответственности только по устному заявлению и без свидетелей, заслуживающих доверия. В ст.45 король обещал не назначать на должности судей, констеблей, шерифов и бейлифов лиц, не знающих законов страны и не желающих их добровольно исполнять. Хартия также запрещала в ст.40 взыскивать произвольные и непропорциональные судебные пошлины. Определенные споры вызывало содержание ст.21 о суде равных для графов и баронов и ст.34 о запрете применения одного из видов королевских приказов, однако считается, что они также имели "восстановительный характер" и не являются отходом от сложившихся к тому времени принципов правосудия.

Особую известность получила ст.39 Хартии. Она гласила: "Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны"[4]. Таким образом, она запрещала арест-, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или "обездоливание каким-либо образом" свободных людей иначе, как по законному приговору равных или по закону страны. В XIV в. ст.39 Хартии неоднократно уточнялась и редактировалась парламентом как гарантирующая неприкосновенность личности всех свободных.

В Хартии сделана попытка установить определенные политические механизмы, гарантии, которые могли бы воспрепятствовать ее нарушению в дальнейшем и возвращению к прежней политике королевской администрации. Иногда эти гарантии именуются "конституционными статьями" Хартии. В ст.61 предусматривается учреждение комитета из 25 баронов с определенными контрольными функциями 'в отношении короля. С учетом ссылок на необходимость действий баронов совместно с "общиной всей земли" можно сказать, что эта статья санкционировала как идею, так и осуществленную попытку сопротивления центральной власти, посягнувшей на права и свободы подданных. Произвольное и бесконтрольное взимание королем "щитовых денег" и иных сборов привело к регламентации процедуры взимания денежных поборов, установленной в ст.12 и 14. В них предусматривалось создание "общего совета" королевства, с согласия которого могли взиматься "щитовые деньги" и феодальное вспомоществование, предусмотренное вассально-ленным обычаем. Соответственно определялся и состав этого "общего" совета, состоявшего пока только из непосредственных вассалов короля (ст.14). Характерно, что этот совет должен был решать вопрос и о взимании феодального вспомоществования с Лондона. Остальные виды налогов и сборов, в том числе наиболее тяжелый побор с городов - талью, король мог по-прежнему взимать единолично[5].

Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала необратимость процесса усиления королевской власти в Англии и ее нежелание искать политические компромиссы. Через несколько месяцев после окончания конфликта Иоанн Безземельный, помирившись с папой, отказался от соблюдения Хартии. В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297 гг.), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе ст.12, 14 и 61.

Из политических институтов, предусмотренных Хартией, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто именовался "парламентом". Однако такой "парламент" пока не мог считаться сословным представительным учреждением.

Однако в историю Великая хартия вольностей вошла как первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма. Статьи Хартии о контрольных и совещательных функциях Совета королевства подготовили правовую базу для английского парламента. Однако наибольшую известность приобрели статьи, гарантировавшие свободному населению Англии неприкосновенность личности и справедливое правосудие.

2. Образование английского парламента

Несмотря на возникновение в Англии объективных предпосылок консолидации свободных сословий и перехода к новой форме феодального государства - монархии с сословным представительством, укрепившаяся королевская власть не только не проявляла готовности привлекать представителей сословий к решению вопросов государственной жизни, но и постоянно нарушала, по их мнению, границы своих королевских прерогатив. В 1258 г. на Совете в Оксфорде вооруженные бароны, вновь воспользовавшись недовольством широких слоев свободного населения королевской политикой, заставили короля принять так называемые Оксфордские провизии. В них предусматривалась передача всей исполнительной власти в стране Совету 15 баронов. Наряду с исполнительным Советом для решения важных вопросов три раза в год или чаще должен был собираться Большой совет магнатов, состоящий из 27 членов. Последовавшие затем в 1259г. Вестминстерские провизии предусматривали некоторые гарантии мелким землевладельцам от произвола со стороны сеньоров. Однако требования рыцарства об участии в центральном управлении страной удовлетворены не были. Требования баронов были расценены как попытка установления баронской олигархии[6].