2. В ходе приспособления появляется инерция, вызванная инфляционными ожиданиями. Предприниматели, фирмы и потребители строят свои действия, исходя из прогнозов на будущее. Например, план выручки на следующий месяц строится из ожидаемого объема продаж плюс будущие (ожидаемые) цены, а не цены сегодняшнего дня. Те, кто строит планы только на основании текущих цен, наверняка обречены на потери, от которых они могут себя защитить, лишь стараясь правильно предвидеть будущее. Но прогнозы в большой мере строятся на экстраполяции недавнего прошлого. Если цены выросли в прошлом месяце, то при прочих равных условиях они с большой вероятностью вырастут приблизительно на столько же в будущем месяце. Если большинство фирм исходит из таких ожиданий, то они скорее всего и осуществятся. Осуществление общих прогнозов создает уверенность в правильности подобных ожиданий. Если это находит соответствующее закрепление в поведении регулирующих органов, допускающих соответствующий рост денежной массы, то возникает инфляционная инерция, которая не дает первоначальному импульсу полностью затухнуть и которая может продолжаться неопределенное время.
Например, общее повышение цен вызывает рост спроса на деньги. Если он удовлетворяется соответствующим увеличением массы денег в обращении (предложением денег), зависящим в первую очередь от центрального банка, то тем самым происходит закрепление инфляции государством. Обратите внимание на причинно-следственную связь в этом механизме: сначала выросли цены и только потом произошла эмиссия. Впрочем, эти процессы тесно взаимосвязаны. Центральные банки в странах Запада заранее устанавливают свои наметки (лимиты) денежного обращения, на которые они будут ориентироваться в предстоящий период. Если эти наметки заведомо превосходят предполагаемый рост реального ВВП, то общий рост цен практически предопределен.
Существуют и другие встроенные инерционные механизмы. К ним относится, например, индексация доходов по ценам. Если индексация составляет 100%, то всякий рост цен автоматически вызовет рост доходов, которые будут способствовать новому росту цен. Аналогичный механизм создается долгосрочными контрактами, имеющими специальное условие о росте цен от периода к периоду, трудовыми договорами, предусматривающими компенсацию рабочим роста стоимости жизни, системой паритетных цен в сельском хозяйстве, которая требует повышения закупочных цен фермерской продукции, если растут цены на товары, покупаемые фермерами. Казалось бы, систематический рост производительности труда в современной экономике должен вызывать постоянное снижение общего уровня цен. Между тем в высокопроизводительных экономиках Запада происходит прямо противоположное. Номинальная зарплата призвана компенсировать работникам как минимум повышение стоимости жизни. В какое-то время американские профсоюзы даже добились условия, по которому зарплата должна была покрывать рост производительности труда плюс прирост стоимости жизни. Позже от этого правила пришлось отойти, когда рост цен стал непомерно большим. Но если номинальная зарплата превышает рост производительности труда, то удельные затраты на рабочую силу автоматически возрастают, что ведет к росту цен (через механизмы предложения и спроса).
Даже если рост заработной платы в отраслях материального производства не превышает роста производительности труда в этих же отраслях, инфляционная инерция создается благодаря отставанию роста производительности в сфере услуг. Рынок труда не элиминирует абсолютные различия в оплате труда на производстве и в сфере услуг, но он имеет тенденцию поддерживать сложившиеся соотношения в оплате. Если производственным работникам увеличивают заработную плату в среднем на у процентов, то и работники в сфере услуг рано или поздно также получат такое же увеличение. Но если при этом производительность труда на производстве также растет на у процентов, что позволяет обеспечивать нулевой прирост удельных затрат на труд, то в услугах производительность, как правило, растет на величину, меньшую у, например на 8. Это ведет к систематическому росту удельных издержек на труд в сфере услуг, создавая соответствующее инфляционное давление, которое распространяется на всю экономику.
Преодоление инфляционной инерции. Можно ли преодолеть инфляционную инерцию в современной рыночной экономике? Применимы ли для этого обычные средства фискальной и кредитной рестрикции?
Экономическая теория исследовала этот вопрос применительно к ситуации, когда устойчивая инфляция сложилась в экономике, работающей выше своего оптимального уровня. Это понятно, т.к. представить себе инфляцию при огромной недогрузке капитала и массовой безработице западные теоретики, разумеется, не могли. Исследовалось преодоление инфляционной инерции методами денежной политики, т.е. ограничения денежной массы в обращении. В результате получилась модель трехфазовой стабилизации:
В первой фазе осуществляется замедление роста денежной массы до темпа, который меньше темпа роста цен. В крайнем варианте рост денежной массы был полностью приостановлен. В результате кривая спроса передвинулась вниз. Казалось бы, должно наступить новое равновесие на уровне оптимального ВВП с минимальной инфляцией.
Но во второй фазе продолжала действовать инфляционная инерция (инфляционные ожидания). Поэтому кривая предложения продолжала расти. В результате возникала стагфляция — реальный продукт падал при продолжающемся росте цен. Реальный ВВП падал ниже оптимального уровня (ситуация кризиса, или рецессии).
В третьей фазе под влиянием спада производства и безработицы инфляционные ожидания постепенно преодолеваются, и экономика восстанавливается до равновесного уровня. Общий вывод западных теоретиков: без спада свести устойчивую инфляцию к минимуму или совсем ликвидировать ее невозможно. При этом монетаристы полагают, что приспособление пройдет достаточно быстро и что спад не будет глубоким. Кейнсианцы, напротив, полагают, что инфляционная инерция быстро не исчезнет и что кризис скорее всего будет глубоким. Хотя опыт России не является классическим, он скорее подтверждает правильность мнения кейнсианцев и ошибочность монетаристских взглядов. Действительно, т.н. стабилизация в России оказалась намного длительнее и болезненнее, чем ожидали осуществлявшие ее сторонники монетаристских рецептов.
1.3 Уровни и типы инфляции.
В теории и практике различают несколько уровней инфляции, которые можно квалифицировать следующим образом: Изменение цен за год в % до Индекс инфляции за год (разы) Название уровня инфляции 1 1.01 низкая 10 1.1 ползучая 100 2 галопирующая 1 000 11 гиперинфляция 10 000 и более 101суперинфляция. Небольшая инфляция считается допустимой и даже полезной, потому что способствует росту активности владельцев денег, побуждая их вкладывать в прибыльные мероприятия, поскольку деньги , находящиеся без движения, быстро теряют в цене. Остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и действующих в экономике уровнях инфляции.
1. Ползущая инфляция.
Это инфляция, темпы роста цен в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.
2. Галопирующая инфляция.
Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год.Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен.
3.Гиперинфляция.
Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег и обращения и уровня цен. Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достиг 33 000%. В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению: целые слои населения лишаются богатств в результате обесценивания денег, урон наносится даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство. Само производство и социальный порядок дезорганизуются. Должники требуют с кредиторов уплаты по обязательствам в обесцененных деньгах. Наступает расцвет спекуляции. Население стремиться как можно быстрее истратить получаемые деньги, пока цены не подскочили. И именно подобные действия подстегивают цены дальше. Во многих странах, испытывающих гиперинфляцию, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег в обращении, например в Венгрии в 1945-1946 г.г - в 4000 раз. Это объясняется темя. Что, когда население окончательно теряет доверие в обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться как можно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества. Очевидно, что огромную роль в раскручивании спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания. Все эти три типа относятся к так называемой открытой инфляции. Существуют также подавленная инфляция, при которой рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах. Именно такая ситуация сложилась с странах бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии и проявлялась в дефицитах и прогрессирующем снижении качества продукции. Ситуация кардинально изменилась при переходе страны на рыночные рельсы и произошедшими в этой связи процессами.