Второе своеобразие формулы изобретения на химическое соединение вообще - существование двух видов или типов формул изобретения, так называемой "абсолютной" и ограниченной назначением или применением.
Возникновение этих двух форм в патентно-правовой практике опять таки следствие своеобразия самого химического соединения.
Действительно, если устройство, композиция или способ уже при создании связаны с определенным назначением, то химическое соединение может быть результатом чисто академического исследования. Сама по себе химическая структура не несет конкретной информации о назначении, но при этом возможностей выявить даже несколько назначений или областей применения очень много, несравнимо больше, чем у других видов объектов изобретения.
Такие практически неограниченные возможности использования одних и тех же химических соединений в силу их полифункциональности с точки зрения патентного права влекут за собой неограниченный объем защиты. Если прибавить к этому обстоятельству широкие возможности в осуществлении различных способов получения одного и того же индивидуального химического соединения, то становится понятным, почему "абсолютная" защита химических соединений вызывала у многих патентоведов опасения. Такая защита дает право патентообладателю контролировать все виды использования и технологии получения химических соединений. В тех странах, где химики достаточно профессионально ориентируются в последствиях патентно-правовой практики, именно они были инициаторами той или иной формы защиты химических соединений.
При абсолютной форме защиты химических соединений формула изобретения содержит только структурную формулу. При ограниченной назначением форме защиты формула изобретения имеет следующий вид: "соединение структурной формулы А в качестве инсектицида".
В первом случае патентовладелец получает определенные права на любое последующее использование запатентованного им соединения и на любые новые способы его получения и применения.
То есть всякий, запатентовавший новый способ его получения или применения, будет обязан получить лицензию от первого патентовладельца. Правда, при этом первый патентовладелец, в свою очередь, должен будет получить соответствующую лицензию, если захочет использовать новые запатентованные не им способы получения или применения.
Такая форма защиты позволяет выстроить определенную иерархию патентных прав, по заслугам отдавая должное создателю нового химического соединения.
Вторая форма - ограниченная назначением - приводит к неопределенности. Недаром в ФРГ после введения прямой защиты химических соединений очень скоро отказались от такой формы, перейдя на абсолютную. Для того чтобы понять, почему вторая форма защиты химических соединений приводит к значительному сужению прав создателя нового химического соединения, а также к неопределенности в сфере использования, необходимо напомнить, при каких условиях можно говорить о нарушении патента. В соответствии с ГК РФ Статья 1358, п.2 нарушением исключительного права патентообладателя признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже продукта, содержащего запатентованное изобретение, а продукт признается изготовленным с использованием запатентованного изобретения, если в нем использован каждый признак изобретения, включенный в независимый пункт формулы изобретения. [6, Статья 1358, п.3]
Поскольку признак, определяющий назначение, входит в независимый пункт формулы, то изготовление, ввоз, предложение к продаже, а также любое применение, кроме указанного в формуле, не будет нарушением патента. [2]
В соответствии с подпунктом (6) п.3.3.1. Правил признак, включаемый в формулу изобретения, целесообразно выражать общим понятием, если выявлены несколько форм реализации признака, каждая из которых в совокупности с другими существенными признаками обеспечивает получение одного и того же технического результата, или в виде альтернативных понятий, характеризующих разные формы реализации признака, но обеспечивающих получение одного и того же технического результата.
Применительно к области химии биологически активных соединений указанная норма могла бы быть использована, например, согласно следующей схеме: заявитель, получив новое соединение с химической структурной формулой А, обладающее биологической активностью, в первую очередь определяется в вопросе о целесообразности защиты патентом именно этого конкретного соединения. Поскольку очень часто новое соединение оказывается представителем группы соединений, обладающих одинаковой (по виду, но не обязательно по уровню) активностью, заявителю следует убедиться в том, что соединение не относится к числу соединений подобной группы. При этом ему часто не обязательно проводить дополнительную экспериментальную проработку. Заявитель не должен упускать из виду то обстоятельство, что Правила позволяют ему теоретически обосновать возможность получения производных соединения (или оно само является производным другого соединения) с желаемой активностью, т.е. введения в молекулу радикалов, которые заведомо либо не будут существенно влиять на ценное биологическое свойство (активность), либо, напротив, будут его развивать или даже дополнять [7, пп. (2) п.3.3.2.4. и пп. (1) п.3.3.2.5].
В случае, если заявитель в результате таких исследований (теоретических или экспериментальных) выявляет (устанавливает), что в качестве заместителей в формуле А могут быть представлены, например, R1 - водород, алкил, карбокси и т.д., R2 - водород, галоид, гидрокси и т.д., R3 - водород, гидрокси, алкиламино, циклоалкил и т.д., ему следует подать заявку на группу соединений, имеющих общую структуру (структурную формулу).Т. е. в рассматриваемом случае формула изобретения могла бы быть представлена, например, следующим образом:
Соединение общей структурной формулы (1), где (далее расшифровываются значения R и А). [10]
Специфика индивидуального химического соединения определяет такое сужение объема прав, так как оно может быть создано и очень часто сначала создается вне зависимости от его последующих применений. Таким образом, нарушением такого ограниченного патента будет только применение в качестве инсектицида. Осуществление контроля за нарушением патента на стадии использования, например, на полях (или где бы то ни было) крайне сложно, если не сказать практически невозможно. Если бесконтрольно производится и продается соединение А, то покупатель вправе использовать его по своему усмотрению. Другое дело, если на товаре написано, что это инсектицид, тогда уже продажа его становится нарушением. [3]
В соответствии с "Правилами" в формуле изобретения на химическое соединение не требуется указание на его назначение, а это означает не что иное, как абсолютная защита: "В формулу изобретения, характеризующую химическое соединение с установленной структурой любого происхождения, включаются наименование соединения по одной из принятых в химии номенклатур или обозначение соединения и его структурная формула (назначение соединения может не указываться)" [7, П.3.3.4.].
В случае химического соединения с неустановленной структурой (неидентифицированные химические соединения, соединения неустановленного состава) в формуле изобретения приводятся наименование, содержащее характеристику назначения соединения, физико-химические и иные характеристики, позволяющие отличить данное соединение от других, в частности признаки способа его получения. [7, П.3.3.4.].
Ниже приведены примеры формул изобретения на неорганические и органические соединения.
Пример 1.
Патент РФ N 2030359
1. Циклическая боросодержащая кислота формулы
РОН в качестве реагента для синтеза полимерных веществ. |
2. Способ получения соединения по п.1, заключающийся в том, что...
Пример 2.
Патент РФ N 2008307
1,4-бис(1,3,5-триметил-2-этоксикарбонил-пирролил-4) - 1-циан-трицианвинил-1-бутен-3 структурной формулы в качестве сенсибилизатора фотопроводимости поли-9-винилкарбазола.
В обоих случаях защищено по одному соединению и указано назначение, которое в соответствии с "правилами" не требуется.
Однако, если в примере 1 неорганическое химическое соединение не позволяет представить аналогичные вариации структуры, то в примере 2 органическое химическое соединение представленной структуры может иметь гомологи, например, при замене метильных групп как у атома азота, так и углерода на другие алкильные группы, или этил-радикал в карбонильных группах на другие алкилрадикалы, которые, по всей вероятности, будут обладать такими же свойствами, не говоря уже о других аналогах, в которых, скажем, углеводородные радикалы будут содержать различные функциональные группы, например, галоид, гидроксил и т.д.
Любой, применяющий близкие по структуре химические соединения в том же качестве не будет нарушать данный патент, сфера правовой охраны которого ограничена только одним соединением. При отсутствии экспериментальных данных у изобретателей нормативные правила позволяют защищать группу ближайших гомологов, что делает приведенный патент уязвимым и не обладающим достаточной степенью защиты, упущены значительные возможности расширения объема притязаний при том же экспериментальном подтверждении. Анализ формул изобретений на новые химические соединения показывает, что отечественные авторы патентуют преимущественно 1-10 соединений в одной формуле изобретения, в то время как иностранные авторы - очень большое их количество последних.