1.
2. Необходимость и возможность организации планирования
в сфере культуры
1.1 Предпосылки организации системы планирования в сфере культуры РФ.
Демократия и рыночная экономика - императив развития России. При этом нельзя забывать, что демократия и рынок несовершенны. Осознание объективности феномена «изъянов демократии» и «ошибок рынка» привело науку и практику к парадигме смешанной экономики, признающей легитимность участия государства в экономической жизни, включая всю сферу культуры и целесообразность поддержки элитарного искусства.
В таких условиях становится насущно необходимым выбор эффективных форм государственной активности, обеспечивающей реализацию общественных интересов. Определение этих специфических интересов и возможностей их удовлетворения - важнейшая составляющая рационального поведения современного государства.
Высокие темпы экономического роста Российской Федерации, повышение уровня благосостояния и потребления населением общественных благ в виде продуктов культурной деятельности – произведений искусства и услуг, реализация государством своей социальной функции в современных условиях хозяйствования позволяют органам государственного управления переориентироваться с антикризисного регулирования сферы культуры на её долгосрочное развитие: достижение высокого уровня социально-экономических результатов в перспективном периоде времени. Рационализация процесса управления сферой культуры тесно связана с использованием инструментария планирования, направленного на развитие отрасли в долгосрочном периоде времени через формирование и реализацию обобщающей, интегральных и дифференцированных функциональных стратегий развития отрасли.
Повышение эффективности функционирования учреждений, предприятий и некоммерческих организаций сферы культуры в целом непосредственно зависит не только от объемов и структуры государственного финансирования, но и от качества создаваемых произведений искусства и культуры, способов их хранения и предоставления, инвестиционной активности хозяйствующих субъектов уровня участия частного капитала в культурной деятельности».
Одним из условий рационального регулирования развития сферы культуры является повышение научной обоснованности форм и процедур нормативно-правового регламентирования и программно-целевого воздействия, ориентирующих некоммерческие организации, государственные унитарные предприятия, учреждения, органы государственного федерального и регионального управления на увеличение социальной значимости производимых культурных благ.
Отечественная культура развивается в сложных обстоятельствах, когда многие старые идеологические догмы утратили свое значение, а новые ценности и социальные установки в полной мере еще не сформировались. В этой непростой ситуации Россия нуждается в артикулированной культурной политике, в выработке собственных, ясно выраженных стратегических целей, зафиксированных в Доктрине развития культуры на долгосрочную перспективу.
Отсутствие такой общей Доктрины частично восполняют решения Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Государственного совета Российской Федерации, установки долгосрочной и среднесрочной программ социально-экономического развития страны, а также отдельные решения Правительства Российской Федерации, включая сводный доклад о планах и показателях деятельности субъектов бюджетного планирования.
В известной степени, указанные документы демонстрируют современное представление российского общества о стратегических целях развития культуры.
1.2 Значение и место планирования в экономических и социальных
системах. Развитие технологии и общества в целом постоянно приводит к созданию новых потребностей. На создание новой потребности может толкнуть развитие общества.
Есть заметная разница в маркетинге на стадии исследований и проектирования продукции и на стадии обращения и эксплуатации (потребления) продукции.
Первый из них естественно назвать оперативным, второй – стратегическим.
Во втором случае мы имеем дело с уже существующим продуктом, поставленной на поток, а в первом - с будущим. Надо так спроектировать продукт, чтобы он оказался конкурентоспособным на тот момент, когда выйдет на рынок. А это будет не так скоро, как может показаться - от начала работ по созданию новой марки автомобиля до выпуска первых сотен экземпляров проходит 5-7 лет.
Очевидно, необходимо планирование на основе прогнозирования будущего развития рынка.
Надо прогнозировать динамику внешних обстоятельств - как развитие вкусов потребителей, уровень их доходов, т.е. объем и структуру рынка, динамику его отдельных сегментов, так и поведение конкурентов, их нацеленность на те, или иные сегменты рынка.
Цель - добиться конкурентоспособности своей продукции. Этого можно добиться и внутренними преобразованиями, например, путем снижения себестоимости за счет внедрения передовых технологий и обучения персонала. Поэтому при перспективном прогнозировании надо смотреть не только «вовне», на рынок, но и "внутрь" своего предприятия.
Технический уровень и качество продукции на мировом рынке растет, и необходимо спланировать подготовку новой модели так, чтобы в момент выхода на рынок и в течение нескольких следующих лет она оказалась выше среднемирового уровня по потребительским свойствам, техническому уровню и качеству. Можно также предсказать, когда придется ее снимать с производства - когда она существенно отстанет от продукции конкурентов. Поскольку период подготовки изделия к выпуску может быть заметно длиннее периода массового выпуска, то на предприятии могут и во многих случаях должны параллельно идти работы по целой гамме изделий, которые будут затем сменять друг друга на конвейере».
Представляет интерес и стратегия воспитания новой потребности.
Двум видам маркетинга – оперативному и стратегическому – обычно соответствуют различные организационные структуры предприятия. Оперативный маркетинг сравнительно слабо связан с производством и с деятельностью научно-исследовательских подразделений. Его цель – продать то, что производится сейчас. Напротив, стратегический маркетинг опирается на мощные прогнозные разработки, на инновационные научно-технические решения. Он работает на будущее. Правильно ли идет работа – выяснится через 5-10 лет.
Оперативному маркетингу нет нужды вникать в техническую политику конкурентов. Их изделия – в продаже, можно непосредственно сравнить со своими.
Стратегическому маркетингу весьма полезны сведения о конкурентах, промышленная разведка и контрразведка – его важная составляющая часть.
1.3Экономика культуры
Мировой опыт финансирования, поддержки и развития сферы культуры показал, что существует три основных типа экономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования:
«Романский» тип (например, в Италии, Испании, во Франции), когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование культурных акций и искусства могут осуществлять только правительственные организации или частные лица, пользующиеся доверием государства.
«Германский» тип, характерный для ФРГ и стран Скандинавии. В этом случае центральными властями оказывается только патерналистическая поддержка, а государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды.
«Англо-американский» тип: государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот.
Подавляющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственных источников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов.
Поэтому они или полностью финансируются из государственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения: федерального, субъекта Федерации или местного), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат. В этом случае имеет место финансирование по смете текущих затрат. До 1989 г. подобной дотацией и ограничивалось бюджетное финансирование. Речь шла о простой раздаче денег по подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от их категории и типа. С 1989 г. ситуация несколько изменилась в связи с введением программного принципа финансирования.
Аналогия бюджетной дотации сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально технической базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких статьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло, электроэнергию и другие «защищенные» статьи бюджетной сметы, гарантирующие минимум средств текущего содержания, поддержки деятельности учреждений, прежде всего – Госсети.
2. Особенности организации планирования в сфере культуры
2.1 Технология планирования.
Планирование во многом занимает особое, если не сказать – центральное, место в системе менеджмента, поскольку предопределяет направление и содержание деятельности на определенный период. Более того, финансирование, материальное и прочее обеспечение даются под конкретные планы.
Содержанием запланированной деятельности и возможностями ее обеспечения определяется тип организационной структуры фирмы, а значит – соответствующие требования к персоналу и в зависимости от этих требований – способы подбора, расстановки и дальнейшей работы с кадрами, определяющими, в свою очередь, характер и способы учета и контроля.
Эту связь можно представить в виде последовательности: