Более того, согласно отчету ITIF, за прошедшее десятилетие прогресс в США в направлении развития инновационной наукоемкой экономики был наименьшим в рассматриваемой выборке. В группе ЕС-15 было отмечено некоторое улучшение, но темпы его ниже среднего по выборке и итоговое место — 29.
Если ЕС-15 будет сохранять по темпам развития такой же отрыв от США, то к 2020 году регион опередит США по инновационной конкурентоспособности.
В итоговой таблице ITIF группа ЕС-15 опережает США только по трем из 16 индикаторов: эффективная ставка налогообложения корпораций, торговый баланс, приток прямых иностранных инвестиций.
При этом в рамках европейской группы существуют значительные различия. Швеция занимает второе место среди всех рассмотренных стран и регионов и по сумме баллов на 11% опережает США. Дания в списке четвертая. Все остальные страны из ЕС-15 отстают от США, показатель Испании составляет только 68% суммы США. Италия, Греция и Португалия уступают некоторым развивающимся странам (Греция в итоговом списке расположилась даже ниже России).
Важно отметить при сравнении, что между штатами США показатели также существенно варьируют: в лидирующем Массачусетсе доля расходов на R&D в структуре экономики в восемь раз выше, чем в Миссисипи, замыкающем рейтинг. На самом деле, штаты с самыми высокими баллами, такие как Массачусетс, Вашингтон, Мэриленд, вероятно, значительно опережали бы Швецию и другие европейские страны, если бы они входили в состав рейтинга как самостоятельные государства.
Хотя США пока располагаются выше Европы, по показателям динамики ситуация обратная. В последние несколько лет страны ЕС-15 добились большего прогресса по всем 16 индикаторам в целом, чем США (хотя темп изменения в европейской группе все еще ниже среднего по выборке). Это неудивительно, если учитывать работу Европейской комиссии и каждого из национальных государств Европы в направлении развития экономической модели, опирающейся на инновации и знания. В частности, было очень много сделано в сфере финансирования исследований и разработок. В противоположность этому, американские чиновники действовали менее активно, отчасти ввиду распространенной точки зрения, что США фундаментально не конкурируют с другими странами, либо удерживают неоспоримое лидерство и что так будет и впредь.
Лидеры глобального списка — в Азии. Сингапур занимает первую строчку таблицы, опережая по сумме баллов США на 15% и ЕС-15 на 40%.
Несмотря на более низкие доходы на душу населения, Южная Корея располагается в таблице на одну строчку выше США. Как и Сингапур, Южная Корея делает акцент на технологических инновациях, кроме того, отводит международной конкуренции приоритетную роль. В стране были созданы Агентство по информации и Фонд промышленных технологий. Стоит также отметить благоприятный для корпораций налоговый режим. В итоге Южная Корея сделала значительный шаг к процветанию и высокотехнологичному росту.
Даже Япония, которую многие экономисты ошибочно списывают со счетов (во многом ввиду медленного роста ВВП, который связан не столько с плохими показателями экономики, сколько с сокращением трудоспособного населения), занимает 9 строчку и по сумме баллов лишь на 7% отстает от США и на 14% превосходит ЕС-15.
В целом, наблюдаемые тенденции указывают, что без согласованных государственных мер в США и Европе в направлении инноваций и повышения конкурентоспособности наступивший век станет веком не Атлантического, а Тихоокеанского региона, точнее — Юго-Восточной Азии.
Хотя и Мексика и Бразилия за прошедшее десятилетие по темпам развития ликвидировали отставание от США, они проигрывают позиции ЕС-15 и ЕС-10. Это отражает вызовы, с которыми сталкиваются латиноамериканские страны в целом. В окружении богатых и наукоемких экономик Европы, Японии, США и быстро совершенствующихся азиатских стран, в частности, Индии и Китая, Латинской Америке, за исключением нескольких стран, в частности Чили, не удавалось разработать и внедрить программы, которые позволили бы региону вступить на путь быстрого наукоемкого роста.
Аналогичным образом, государства Британского Содружества — Австралия, Канада, Великобритания — прогрессировали быстрее, чем США, но отставали от ЕС-15.
Между тем, по некоторым из 16 рассмотренных критериев Россия входит в первую десятку. Так, в России самый высокий процент населения с высшим образованием в возрастной группе 25—34 года (1 место). Россия — восьмая по индикатору эффективной ставки налогообложения корпораций, третья — по индикатору торгового баланса. Неплохой результат (13 место) также достигнут по уровню государственных инвестиций в исследования и разработки (R&D). Но по инвестициям в IT (34 место), развитию широкополосных коммуникаций (34 место), ВВП на душу трудоспособного населения (36 место) и деловому климату (38 место) Россия оказалась в десятке отстающих.