Сотрудники миграционной службы продолжают выявлять незаконных мигрантов. «Было проверено 2,4 миллиона объектов, где работают иностранцы. По выявленным нарушениям составлено 1,3 миллиона протоколов, – сообщила Егорова. – В бюджет поступили средства в размере 6,8 миллиарда рублей, из них 1,2 миллиарда рублей – это деньги от штрафов. 23 тысячи человек были выдворены из России по решению суда". Абсолютно понятно, что проверены были не все предприятия, где работают нелегалы, поэтому приходится ориентироваться на примерные цифры: 13 млн. мигрантов, в т. ч. 10 - нелегальные. Кто же такие “трудящиеся-мигранты” и что означает термин “нелегальный мигрант”? До настоящего времени не существует юридически устоявшихся понятий “мигрант” и “трудящийся-мигрант”.
Это число включает трудящихся мигрантов, а также лиц без граждан-ства1. По экспертным оценкам Федеральной миграционной службы МВД РФ,
Госкомстата, пограничной и налоговой служб, на настоящий момент в стране проживает от 3 до 10 млн. мигрантов2, прежде всего из республик СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, Таджикистана, африканских государств, и число их постоянно растет. По данным официального органа Правительства РФ «Российской газеты» на 2009 год, по количеству гастарбайтеров Россия занимает первое место в Европе и второе в мире после США. Анализ миграционных процессов в РФ за последнее десятилетие показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства (например, к началу XXI века гастарбайтеры превратились в серьёзный социально-экономический фактор России: с одной стороны они насыщают рынок низкоквалифицированной
рабочей силы, с другой, по утверждению ряда СМИ, способствуют оттоку денег из России, создают криминогенную ситуацию и межэтническую напряженность). Во всем мире помимо количественного роста незаконной миграции (с учетом невозможности получить точные данные количество экономически активных лиц, вовлеченных в процесс незаконной миграции, оценивается от 25 до 40 миллионов) наблюдается также изменение самой природы этого процесса. Нелегальная миграция не только превращается в хорошо организованную коммерческую деятельность на международном уровне, но и с недавнего времени зачастую соседствует с другими видами международной организованной преступности (торговля наркотиками, оружием, “живым товаром”)3. По мнению Андриановой М.А., выработка “сбалансированной политики для повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией, с одной стороны, и в то же время для недопущения нарушения основных прав трудящихся, мигрантов - с другой, - один из актуальных вопросов, требующих всестороннего изучения4.
Сам вопрос признания незаконных мигрантов носителями каких бы то ни было прав до сих пор не поднимался. Изучение опыта, наработанного в рамках международных организаций, а также в зарубежном законодательстве, может оказать серьезную помощь в формировании позиции России по основным вопросам регулирования внешней трудовой миграции (в том числе нелегальной)”.
В действующих правовых актах России употребляется только термин “иностранцы”, “беженцы”, ”перемещенные лица”. Российская Федерация вступила в третье тысячелетие, не имея обоснованной государственной миграционной политики и соответствующей правовой базы. Вопрос на уровне страны остается неурегулированным.
В различных международных документах, как на универсальном, так и на региональном уровне приводится несколько определений трудящегося-мигранта.1 Улучшение методов миграционной статистики в Центральной и Восточной Европе // Издание Бюро МОТ в Москве. – М., 2000. - С. 33.
2 См.: Орешкин В.А. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // Мировая экономика и междуна-родные отношения. – 2004. - №3. – С. 77.
3 См.: Travailleurs - migrants. – BIT, Geneve, 1999. - P. 115.
4 Андрианова М.А. О некоторых возможностях упорядочения регулирования нелегальной трудовой миграции в Россию // Юрист. – 2002. - №7. – С. 54.
Принятая в 1990 году ООН Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей1 определяет термин “трудящийся-мигрант” следующим образом: “это лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является”.
Статья 11 Конвенции МОТ №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения2 гласит: “В целях применения настоящего раздела Конвенции термин “трудящийся-мигрант” означает лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта”.
1 Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 г. //
Советский журнал международного права. – 1991. - №3 - 4. – С. 136.
2 Конвенция Международной организации труда от 24.06.1975 г. №143 “О злоупотреблениях в области ми-грации и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения” // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. - С. 195.
В ст. 2 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов1 под “трудящимся-мигрантом (или работником)” понимается “лицо, постоянно проживающее на территории Стороны выезда, которое на законном основании занимается оплачиваемой деятельностью в Стороне трудоустройства”.
В российской же науке трудящимся-мигрантом называют “любое лицо, которое в иностранном государстве занято законной экономической деятельностью или работает за вознаграждение”2. Но, на мой взгляд, последнее определение несколько заужено.
В ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”3 предлагается определение “иностранного работника”: “иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность”. Определение, предлагаемое в законе, представляет собой своеобразное толкование понятия “трудящийся-мигрант”, однако так же, как и приведенные ранее примеры, сужает понятие иностранного работника до легально занятого мигранта, что в сочетании с отсутствием определения нелегального мигранта ведет к появлению группы людей с неопределенным статусом.
По моему мнению, определение, данное в Конвенции ООН 1990 года, представляется наиболее адекватным. Чтобы исключить возможность искажения смысла Конвенции, существует понятие “нелегальная миграция”. Важно заметить, что предусматриваются в Конвенции не только меры по пресечению нелегальной миграции, но и меры минимальной защиты мигрантов, находящихся или получивших работу без законных на то оснований на территории государства иного, чем государство их гражданства. Аналогичный вывод можно сделать исходя из анализа текста
1 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №47. – Ст.5299.
2 Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть: В 2 т. Т. 2. – М.: БЕК, 2000. - С. 608.
3 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Россий ской Федерации” // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.
Рекомендации №100 о защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях1, который предлагает распространять термин “трудящийся-мигрант” одинаково как на трудящегося, уже поступившего на работу, так и на трудящегося, который ищет работу или который собирается начать работу, о которой он уже договорился, независимо от того, принял ли он просто предложение поступить на работу или заключил трудовой договор. Этот термин означает также любого трудящегося, возвращающегося временно или окончательно во время или после периода работы (в российских источниках подобных уточнений не встречается).
Анализируя документы, регулирующие миграцию, выработанные в рамках МОТ, стоит отметить, что сфера их применения определяется, главным образом, полномочиями, признаваемыми за организацией, которые состоят в защите прав и свобод трудящихся. Другими словами, данные акты прежде всего относятся к работникам-мигрантам, в противопоставление к мигрантам вообще.
Термин “незаконный мигрант” определяется национальным законодательством, регулирующим миграцию, поэтому в разных странах в эту категорию могут попадать различные группы мигрантов. Но в нашем законодательстве, как уже упоминалось, вообще нет понятия “незаконный мигрант”. Определение “незаконный мигрант” прописано лишь в Соглашении о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией2, подписанном.
Положения конвенций и рекомендаций применяются к беженцам и перемещенным лицам лишь постольку, поскольку они будут вовлечены в трудовые отношения вне страны их постоянного места жительства.
1 Рекомендации Международной организации труда от 22.06.1955 г. №100 “О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях” // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конферен-цией труда. 1919 - 1956. Т. I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1124 - 1137.
2 Соглашение о сотрудничестве стран – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 06.03.1998 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. – 1998. – № 1. – С. 83.