Смекни!
smekni.com

Человеческий капитал как фактор национальной экономики (стр. 6 из 15)

Таблица 2.2. Распределение специалистов, занятых в Республике Беларусь исследованиями и разработками, по категориям персонала, чел.* [5. С. 286]

Показатель

2000

2001

2002

Количество специалистов, занятых
исследованиями и разработками
(данные на конец года)

32 477

31 791

32 926

В том числе:
исследователей

19 153

18817

19 707

Из них:
докторов наук

747

771

819

кандидатов наук

4017

3 892

3 847

техников

2 637

2 452

2 574

вспомогательного персонала

6 670

6 713

6 751

прочих

4017

3 809

3 894

Количество учтенных организаций и
предприятий, выполнявших ИР

272

273

307

* По данным Минстата Республики Беларусь.

Демографическая ситуация непос­редственно влияет на половозрастную структуру занятых. Показатель сред­него возраста занятого населения в 2003 г. составил 39,7 года. Большин­ство занятого населения (54,7 %) в 2003 г. было в возрасте 30 — 49 лет, отличающемся работоспособностью, профессионализмом, устойчивостью профессиональных и жизненных инте­ресов. Поэтому стремление к переме­не места работы в этой группе было наименьшим по сравнению с другими социально-демографическими группа­ми. При этом доля женщин, работаю­щих в экономике, в 2003 г. составила 53,1% [16. С. 113 — 115].

Одной из характеристик степени рыночных преобразований экономики служит показатель доли занятых в не­государственном секторе экономики. Процесс реформирования экономики привел к сокращению занятости в го­сударственном секторе и увеличению численности работников в негосудар­ственном секторе. За период с 1990 — 2003 гг. удельный вес занятых в него­сударственном секторе увеличился с 26,1 до 46,1 %. В то же время в обес­печении занятости преобладающим остается государственный сектор эко­номики, в котором в 2003 г. работало 2,3 млн. чел., или 52,3 % всех занятых [16. С. 107].

Одним из важнейших показателей развития человеческого капитала явля­ется уровень образования населения, в том числе занятого в экономике. Удель­ный вес работников с высшим и сред­ним специальным образованием в на­шей стране увеличился с 36,4 % в 1995 г. до 43,9 % в2003 г. [16. С. 115]. Высокий общеобразовательный уровень населе­ния и сложившаяся система подготов­ки кадров являются одним из важней­ших конкурентных преимуществ Рес­публики Беларусь, и для его использо­вания необходимо улучшать демографи­ческую ситуацию, совершенствовать структуру занятости населения.

На современном этапе политика го­сударства преимущественно направле­на на сохранение кадрового потенциала и максимальное поддержание занятос­ти. Вместе с тем, на фоне невысоких показателей официально зарегистриро­ванной безработицы (1,9 % к концу 2004 г.) наблюдается более высокий уровень реальной безработицы, дости­гающий, поданным выборочного обсле­дования домашних хозяйств, 7,8 %. Дан­ная ситуация связана прежде всего с действующей системой регистрации безработных, чрезвычайно низким уровнем пособия по безработице (сред­ний размер пособия — 33,5 тыс. руб., или 25 % от бюджета прожиточного ми­нимума), ограниченными возможностя­ми переподготовки и малой вероятнос­тью последующего трудоустройства, а также предложением низкооплачивае­мых и неквалифицированных рабочих мест [13. С. 142]. Одной из важных про­блем является возрастание средней продолжительности безработицы, достиг­шей в 2003 г. 7,2 месяца [6. С. 25]. Каж­дый третий безработный состоял на учете в государственной службе заня­тости от 6 месяцев до 1 года, каждый шестой — более 1 года. Данные о сред­ней продолжительности безработицы и доле длительно неработающих позволя­ют заключить, что она приобретает осо­бенно опасный, затяжной характер. Без­работица у нас подошла к такому уров­ню продолжительности, при котором, по зарубежным оценкам, начинается утра­та профессионально-квалификационных навыков, потеря мотивации к труду и желания искать работу, разочарование в главных человеческих ценностях.

Следует учитывать, что наряду с недоиспользованием трудового потенциала, обусловленного наличием безработицы, существует и вынужденная неполная занятость. Так, в 2004 г 240 тысяч работников предприятий и организаций, или 7 % среднесписочной численности работающих, находились в режиме вынужденной неполной занятости. В результате недоиспользования трудового потенциала общие потери рабочего времени составили 3,6 миллиона человеко-дней, что равнозначно невыходу на работу 16,6 тыс. человек. [15. С. 141]. Все это снижает эффективность использования не только человеческого капитала страны, но и эффективность экономики в целом.

В числе безработных в Беларуси велика доля квалифицированных и образованных кадров: 27,3 % безработных имеют высшее и среднее специальное образование [16. С. 133]. Причины высокого уровня безработицы среди специалистов обусловлены прежде всего чрезмерно высоким уровнем специализации, ограничивающим возможности быстро найти подходящее место на рынке труда, а также сравнительно низким уровнем производственной базы, предложением рабочих мест преимуще­ственно для малоквалифицированных и низкооплачиваемых работников.

Воспроизводство социально-про­фессиональной структуры общества непосредственно связано со степенью интегрированности в нее молодежи. При этом соответствие профессиональ­но-квалификационной подготовки ха­рактеру и содержанию выполняемой работы является свидетельством по­зитивной включенности молодых лю­дей в производственный процесс и их высокого профессионального статуса. Вместе с тем анализ указывает на не­обходимость дополнительного внима­ния к таким проблемам, как молодеж­ная безработица, трудоустройство вы­пускников вузов, обеспечение соци­альных гарантий молодежи и др. Так, уровень молодежной безработицы в 2004 г. достиг 47 % [16. С. 131]. Про­блемы трудоустройства молодежи, ее адаптации на рынке труда, а также за­щиты от дискриминации со стороны нанимателей, низкие трудовые доходы, нерегулярная занятость особенно нега­тивно отражаются на качестве трудо­вого потенциала. Это связано прежде всего с продолжительным периодом предстоящей трудовой деятельности молодежи и не завершившимся процес­сом формирования трудовых навыков и моделей трудового поведения. Вме­сте с тем следует заметить, что имен­но молодежь в последние годы начала формировать контингент, обладающий более высокой конкурентоспособнос­тью на рынке труда, чем представите­ли старших возрастных групп: для мо­лодых людей характерен высокий уро­вень социальной и трудовой мобильно­сти. Молодежь осваивает новые спе­циальности в сфере услуг, управления, информационных технологий, потребность в которых возникает по мере раз­вития рыночной экономики. Однако для полной реализации потенциала этой воз­растной группы необходима система мер по ее поддержке на рынке труда, дальнейшее налаживание системы со­трудничества молодежи с социальны­ми партнерами и развитие механизмов представительства интересов молоде­жи в органах государственной власти и местного самоуправления.

Реализация трудового потенциала человека во многом зависит от соци­альной среды, социальной справедли­вости и социальной защищенности. В период рыночных преобразований эко­номики самой серьезной стала пробле­ма бедности среди работающих, что является одной из основных причин низкой эффективности производства, а, следовательно, ограниченных возмож­ностей решения сложных проблем раз­вития человеческого капитала. Особую тревогу вызывает появление новой со­циальной категории — работающих бедных, то есть тех трудоспособных членов общества, уровень доходов ко­торых не только не позволяет им при­общиться к новым стандартам потреб­ления, но и значительно снижает уро­вень потребления, сводя его к миниму­му выживания, У большинства насе­ления основные расходы направлены на текущее потребление продовольствен­ных и непродовольственных товаров первой необходимости. У него не ос­тается достаточных средств на опла­ту услуг и на сбережения, без которых в настоящее время трудно рассчиты­вать на достойные жилищные условия, образование и здравоохранение, попол­нение имущества и товаров длитель­ного пользования. Мировое сообще­ство в лице соответствующих органи­заций ООН давно признало, что зара­ботная плата ниже 3 долларов в час выталкивает работника за пороговую черту, за которой идет разрушение тру­дового потенциала [18. С. 55]. Наша средняя заработная плата намного ниже порогового значения. Обесцене­ние труда, сведение его только к обес­печению условий существования обед­няет жизнедеятельность человека, подрывает стимулы трудовой деятель­ности, не создает заинтересованности работника в повышении производитель­ности и качества работы, не стимули­рует профессиональное совершенство­вание. Проблема заниженной заработ­ной платы не только с точки зрения потребностей отдельного человека, но и с макроэкономических позиций, при­обретает сегодня особую актуаль­ность. Совершенно очевидно, что низ­кая заработная плата и ослабление тру­довой мотивации у значительного кон­тингента трудоспособного населения негативно отражаются на развитии про­изводства, человека, а, следовательно, и общества. Сохранение трудового по­тенциала возможно лишь при суще­ственном росте оплаты труда, повыше­нии престижности высококвалифициро­ванного труда, создании условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой актив­ности трудоспособных граждан.