Смекни!
smekni.com

Миграционная политика отдельных стран и их сравнительная характеристика (стр. 4 из 4)

Доказательством тому послужили и прошедшие в 2007 г. президентские выборы во Франции, на которых победу одержал бывший министр внутренних дел Николя Саркози, известный своим жестким отношением к вопросу о мигрантах. Как отмечает ряд исследователей, одним из самых сильных предвыборных заявлений Н. Саркози стали его высказывания по поводу миграционной политики французского государства, что позволило ему получить на выборах поддержку «правых» избирателей. Закон, вызвавший у одних бурные протесты, у других – восторг, называют революционным. Французское правительство проводит политику селективной иммиграции – при таком подходе приоритет получают высокообразованные специалисты, ученые и студенты.

«Франция не может принимать у себя всех, кто захочет к нам приехать. Мы не в состоянии обеспечить их ни жильем, ни работой», – заявлял Н. Саркози, еще будучи министром внутренних дел, именно он являлся одним из инициаторов документа. Фактически вводится система квот: каждый год правительство будет представлять парламенту соответствующий документ, в котором будет установлено число иммигрантов, которым разрешается въехать во Францию. Льготный вид на жительство, получивший название «Компетентность и таланты», получат ученые, художники, артисты и спортсмены.

Что касается же всех остальных желающих приехать во Францию на постоянное место жительства, то для них все будет гораздо сложнее. Например, чтобы получить 10-летний вид на жительство, иностранцам теперь придется подписывать «интеграционный контракт», овладеть основами французского языка и французской цивилизации. К тому же проживший более 10 лет в стране иммигрант-нелегал теперь не сможет автоматически получить вид на жительство [5].

Существуют две основные стратегические линии миграционной политики. Суть первой заключается в отказе от стимулирования миграционного притока, так называемая программа сдерживания. Реализация такого рода политики при сохранении неблагоприятных тенденций в развитии демографической ситуации может привести к тяжелым последствиям, связанным с нехваткой рабочих рук.

Вторая стратегия предполагает, наоборот, серьезное стимулирование иммиграции, подразумевающее вовлечение в иммиграционный поток выходцев из стран старого зарубежья (прежде всего из Восточной и Юго-Восточной Азии и других развивающихся стран) и, как следствие, выработку государством особых подходов к их расселению и адаптации.

Существует еще один вариант, который и избрали нынешние французские власти, – селективный отбор мигрантов. Реализация донного подхода возможна только при тщательном государственном регулировании рождаемости и смертности.

Существует целый ряд проблем, касающийся непосредственного реализации любой из стратегий. Возникает вопрос, кого именно следует принимать. Здесь возможны варианты: либо исходить следует из принципа территориальной общности и национальной принадлежности потенциального мигранта, либо уделять внимание качеству иммиграции.

Конечно, исходя из вышеприведенной демографической стратегии развития России, становится ясно, что именно селективный подход более приемлем и оптимален для реализации.

Заключение

Базовыми принципами российской миграционной политики являются обеспечение национальной безопасности, поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов и приоритетное трудоустройство российских граждан. Право государства на защиту национального рынка труда и введение различных ограничений на привлечение иностранных работников в случаях, если это необходимо для обеспечения прав и интересов граждан этого государства, как правило, отражается в международных актах и соглашениях [1].

20 мая 2009 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ратифицировала Европейскую социальную хартию. Присоединение к Европейской социальной хартии является значимым событием на пути интеграции России в Европейское сообщество. Идеи социальной сплоченности, реализуемые посредством Хартии, призваны стать основой социальной стабильности и устойчивого экономического развития. Принятие Хартии позволит установить новые ориентиры дальнейшего проведения реформ в социальной сфере с учетом общепризнанных международных стандартов, используя обобщенный опыт европейских государств.

В то же время реализованные в миграционном законодательстве механизмы обеспечения защиты прав российских граждан при трудоустройстве (квота на привлечение иностранных работников, допустимая доля мигрантов, занятых в отрасли), а также иные ограничения, предусматриваемые в отношении иностранных граждан (в жилищной и налоговой сферах), могут стать серьезным камнем преткновения в диалоге о равных возможностях для мигрантов и граждан нашей страны [1].

В России проблема межнационального и межконфессионального согласия уже существует (по данным Института конкретных социальных исследований РАН, 37,2% россиян считает противоречия между русскими и нерусскими главными в современной России) и будет обостряться еще больше в связи с растущей неконтролируемой миграцией из стран Средней Азии и кавказского региона. Исходя из опыта Франции, в которой, несмотря на развитую социальную сферу, высокий уровень жизни и довольно значительную помощь иностранцам, проблема иммигрантов достигла своего апогея, необходимо уже сейчас уделять значительное внимание данной проблеме. Учитывая достаточно низкий уровень жизни в России, необходимо понять, что больший процент населения будет всегда негативно настроен по отношению к иммигрантам, считая, что те забирают у них деньги и работу.

Как и в Европе, иммигранты восполняют потери российского населения (на 2,2%), способствуют экономическому развитию. Но демографические проблемы внутри страны необходимо решать не за счет увеличения числа иммигрантов, что происходило во Франции на протяжении более чем 150 лет (к чему это привело, мы можем видеть сейчас), а путем улучшения социальной инфраструктуры и повышения уровня жизни. К тому же простое уменьшение количества иммигрантов недостаточно для корректировки иммиграционной политики и улучшения ситуации. Несмотря на негативное отношение значительной части местного населения к иммигрантам и сравнительно высокую безработицу, роль иммиграции может быть при условии пересмотра иммиграционного законодательства для расширения приема категорий тех экономических мигрантов, на которые существует спрос. Еще одним важным моментом является переход миграции из экономической в социальную, как это уже произошло во Франции.

Больший процент мигрантов – выходцы из мусульманских стран и регионов с сильными традициями, и, приехав сюда, они привозят свои семьи с 5–6 детьми, где работает только муж, что еще больше ухудшает их экономическое положение. Решением этой проблемы могло бы стать упрощение законного въезда временных работников, четкая регламентация условий их труда и, что особенно важно, создание стимулов для возвращения на родину после завершения работы. Проблема иммигрантов требует немедленного принятия объективных действий, иначе в недалеком будущем нас ожидает то же, что произошло в ноябре 2005 года во Франции.

Список использованной литературы

1) Алексенцева Ю., Крощенко М. Европейская социальная хартия и миграционная политика России // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2009. - № 7.

2) Наумова Р.Л. Труд иностранцев у российского работодателя. - "Дашков и К", 2009.

3) Новая миграционная политика как условие выживания и инструмент реализации исторических интересов России // http://www.apn.ru/themes/theme182.htm.

4) Рыжков И.В., Золина Д.М. Миграционная политика Франции: опыт для России //polit_rigov.htm.

5) Французы провалили свою миграционную политику [http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=5911862DF1B749BA8EE384A002AFCE35].