Смекни!
smekni.com

Экономический рост обобщающий результат функционирования национальной экономики (стр. 3 из 8)

Мировая экономическая наука стала заниматься проблемами экономического роста в конце XIX — первой трети XX века. Пер­воначально исследовались промышленные циклы, колебания дело­вой активности на долгосрочных интервалах с периодом 50 лет, составлялись счета национального дохода и продукта. После вто­рой мировой войны с развитием экономико-математических мето­дов анализа исследования были углублены конкретными расчета­ми, сравнительным изучением долговременных тенденций роста производительности труда, выпуска продукции и оценкой вклада факторов производства в совокупный объем производства.

В отечественной литературе теории роста рассматривались лишь как альтернативы марксистской теории воспроизводства, а поэтому между этими концепциями прослеживалась определенная связь: во-первых, в соотношении простого и расширенного воспро­изводства; во-вторых, во взаимосвязи производства и потребления; в-третьих, в развитии общественного разделения труда.

Такой подход позволил анализировать историю развития чело­веческого общества следующим образом. Преобладание простого воспроизводства делает практически невозможным экономический рост: темпы увеличения объема производства не превышают тем­пов роста населения, а поэтому для общества характерно неизменное потребление. Экономический рост проявляется на базе расши­ренного воспроизводства, т.е. становится реальностью на мануфак­турной стадии, которая вызывает существенные изменения в меха­низме, темпах, целях производства и динамике потребления. Спе­цифика современного периода развития расширенного воспроизводства в переходе от экстенсивного к интенсивному эко­номическому росту, от увеличения числа вовлекаемых факторов производства к использованию более эффективных средств труда, технологий, форм организации производства.

Разделение экстенсивного и интенсивного экономического роста в историческом плане возможно в рамках определенных индус­триальных периодов, в основе которых лежит уровень техническо­го и технологического прогресса. Три первые технологические ре­волюции (1770-1820, 1820-1870, 1870-1920) предопределили долговременные колебания деловой активности и составили пер­вый индустриальный период в развитии производительных сил. Он может быть назван условно как фаза промежуточного продукта или развитие производства средств производства. В этот период была создана материально-техническая база для регулярного эко­номического роста промышленности и расширенного воспроизвод­ства. На этом этапе распространение технических и технологиче­ских нововведений осуществлялось вширь, т.е. экстенсивно — на новые отрасли, регионы и t.iu

Второй индустриальный период развития связан с двумя техно­логическими революциями (1920—1970; 1970 — до настоящего времени) и носит название фазы конечного продукта. Если в пред­шествующем периоде происходило насыщение средствами про­изводства и осуществлялся перелив ресурсов в производство средств производства, то в нынешнем — массовое производство обусловило переход к массовому потреблению, так как производ­ство второго подразделения накладывало предел платежеспособ­ности потребительского спроса и не давало развиваться первому. Последние десятилетия можно охарактеризовать как научно-ин­формационный период развития. Он отличается от предшеству­ющих не столько развитием производства и потребления, сколько становлением нового соотношения факторов производства на ка­чественно ином технологическом уровне, причем определяющее место в нем принадлежит информации [5, С. 196-203].

1.2 МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В соответствии с изве­стными направлениями развития современной экономической теории выделяются три основные группы теорий экономиче­ского роста, которые широко представлены в мировой экономи­ческой литературе:

а) неокейнсианская;

б) неоклассическая;

в) социально-институциональная группа.

Неокейнсианские модели. Теорию экономического ростаДж. М. Кейнса часто называют теорией депрессивной экономики.Это связано с тем, что основная задача, которая в 30-е годы XX века стояла перед данным исследователем, сводилась к объяснению причин массовой безработицы и недозагрузки про­изводственных мощностей. Основываясь на исследовании на­ционального дохода, потребления, сбережений и инвестиций, Дж. М. Кейнс разработал прозрачную модель, которая для сво­его времени убедительно объясняла закономерности измене­ния уровня экономической деятельности.

В моделях неокейнсианцев решающим условием обеспече­ния макроэкономического равновесия по-прежнему выступает совокупный спрос (AD), а основным фактором экономического роста — инвестиции, которые через мультипликатор расходов автоматически увеличивают объем совокупного спроса. Вместе с тем в изменившихся исторических условиях (вторая полови­на XX века) возникли новые задачи экономического роста, ре­шение которых потребовало обновить теоретико-методологиче­ские арсеналы.

Шаг вперед был сделан американским экономистом польского происхождения Е. Домаром и английским экономи­стом Р. Харродом.

Модель экономического роста Е. Домара. При вниматель­ном изучении конструкции Дж.М.Кейнса обнаруживается, что инвестиции рассматриваются в ней как расходы, которые в со­стоянии оживить и через мультипликатор увеличить совокуп­ный спрос. Поэтому ставка делалась на форсирование государ­ственных расходов; предпочтение отдавалось инвестированию в строительство дорог, плотин, мостов и т. д. В условиях разрази­вшегося кризиса перепроизводства было важно, оживляя спрос, не наращивать предложения товаров.

В условиях НТП и устойчивой экономической конъюнкту­ры встала новая задача — последовательно наращивать произ­водственный потенциал. Поэтому Е. Домар предпочел рассмат­ривать инвестиции не только как фактор обеспечения «эффективного спроса», но и как фактор наращивания предло­жения товаров и производственных мощностей. Сбалансиро­ванность национальной экономики стала рассматриваться как равенство прироста ВВП приросту производственных мощнос­тей (т. е. предложения):

AY = kx К,

где k — это некая постоянная величина (константа), называе­мая коэффициентом капиталоотдачи (средняя производитель­ность капитала); показывает количество дохода, производимо­го при использовании единицы капитала.

Если прирост капитала представить в виде инвестиций (I), то приведенная выше формула принимает следующий вид:

AY = kxI.

Отсюда следовал важный для экономической политики го­сударства вывод: динамичное равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением в состоянии обеспечить только постоянно растущая аккумуляция капитала (рост инве­стиций). Так что необходимо регулировать процессы сбереже­ния и темпы технического прогресса.

Модель экономического роста Р. Харрода. Если модель Е. Домара основывается на теории мультипликатора инвести­ций, то модель английского экономиста Р. Харрода делает став­ку на уже известный нам акселератор. Здесь в роли основного возмутителя спокойствия выступает прирост доходов, который и вызывает ускоренное оживление инвестиционного процесса. На первом месте так называемые производные (индуцирован­ные) инвестиции, порождаемые ростом национального дохода.

Обратим внимание лишь на то, что коэффициент акселерации зависит от типа техниче­ского прогресса. При капиталоемком варианте технического прогресса значение акселератора из года в год возрастает, а при капиталосберегающем типе значение акселератора снижается.

При построении модели экономического роста Р. Харрод использовал уравнение фактического, гарантированного и есте­ственного темпа роста. Дело в том, что на практике нацио­нальная экономика непрерывно отклоняется от линии устойчи­вого развития в ту или другую сторону. Причем вместо приспособления национальная экономика, где решения об ин­вестировании принимают атомизированные хозяйствующие субъекты, все больше отклоняется от линии динамического рав­новесия. Так что кратковременные цик­лические колебания экономической конъюнктуры в рыночной экономике выглядят как неизбежные.

Для интерпретации более длительных колебаний экономи­ческой динамики Р. Харрод ввел уравнение естественного темпа роста. Здесь главным фактором экономической динами­ки в долгосрочной перспективе выступают сбережения, а в их регулировании основное место отводилось экономической политике государства. Против длительной депрессии предлагалось использовать политику снижения нормы процента. Низкий процент должен стимулировать инвестиционный спрос и одно» временно сокращать долю сбережений в национальном доходе.

Неоклассические модели роста. Как только во второй поло­вине XX века перспективы экономического развития стали оп­ределяться качественными факторами, так сразу же на первый план выдвинулись и стали пользоваться популярностью концепции неоклассиков.

Неоклассики обратили внимание на то, что в современной экономике чаще всего доминируют крупные фирмы. Такие корпорации, располагая мощным техническим и финансовым потенциалом, стремятся разработать собственную концепцию экономического роста. Это обесценивало неокейнсианские идеи государственного вмешательства, повышало значение произво­дительности труда, совершенствования организации производ­ства как самостоятельных факторов экономического роста.

Неоклассические модели экономического роста в отличие от неокейнсианских многофакторные. Их методологической основой выступила известная теория трех факторов производ­ства, а также теория предельной производительности. Рыночный механизм рассматривается как инструмент, который способен восстанав­ливать равновесие за счет конкуренции. Подчеркивается зна­чение устойчивой национальной денежной системы и подавле­ния высоких инфляционных ожиданий.