Будущее СЭЗ стало предметом дискуссий. КНР вступила во Всемирную торговую организацию, одним из условий членства в которой является равенство условий торговли по всей территории страны, в связи с чем потребуется определенная юридическая корректировка статуса СЭЗ. В настоящее время, по мнению части хозяйственных руководителей и ученых-экономистов КНР, они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении. В последнее время китайское руководство ставит вопрос о переходе при предоставлении льгот иностранным инвесторам с территориального на отраслевой принцип. Ряд экспертов критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а частично и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра. В этих условиях руководство КНР, подтверждая неизменность основных положений политики в отношении СЭЗ, вынуждено идти на определенные коррективы, устраняющие некоторые льготы. Однако вопрос о совместимости существования многочисленных, значительных по территории СЭЗ с базовыми принципами рыночной экономики остается в повестке дня.
С 2003 г. Пекин начал строить свою внешнюю политику в соответствии с концепцией «мирного возвышения», которая призвана обеспечить независимое и самостоятельное развитие страны и способствовать сохранению международного мира. В конечном счете «мирное возвышение» предполагает выдвижение КНР на роль главной державы Восточной Азии, а в перспективе – постепенное достижение ею паритетных с США позиций по основным параметрам глобальной политики.[30] Приступая к реализации этой стратегической цели, Китай стремится убедить окружающий мир в том, что в новых условиях его экономический рост и рост военного потенциала не будет угрозой миру и стабильности, поскольку другие страны смогут получить пользу от этого процесса: новый, более сильный Китай будет обеспечивать дополнительные возможности для их экономического развития за счет емкости своего внутреннего рынка. Поэтому концепция «мирного возвышения» в 2005 г. обогащается лозунгом «мира и развития» и идеей «гармонизации международных отношений», что ориентировано на практические шаги по формированию многополюсной системы мира с несколькими силовыми центрами, одним из которых станет Китай. По сути, взят курс на гибкое маневрирование, стремление избежать до определенной поры положения одного из участников глобального противостояния. Так, КНР не пытается распространять в мире коммунистическую идеологию и бороться с буржуазной демократией и капитализмом.
В. Портяков подчеркивает, что китайское руководство «преисполнено решимости отстаивать собственную модель общественного развития, разумно адаптируя ее в соответствии с меняющейся ситуацией внутри и вне страны за счет расширения социальной базы правящей компартии, осторожного расширения внутрипартийной демократии, предельно гибкой экономической политики. Вряд ли мы рискуем сильно ошибиться, предположив, что Китай при любом ходе событий будет оказывать существенное влияние на мировые политические и экономические процессы на протяжении всего нынешнего столетия».[31]
Вместе с тем нельзя исключать и другой вариант экономического развития страны. В 2005-2006 гг. экономика КНР развивалась по-прежнему высокими темпами. Но, изучив итоги 2006 г., Правительство Китая решило сократить производство на 2,5%. Почему? Дело в том, что страна в 2006 г. произвела и продала за границу продукции на 102 млрд долл. больше, чем в этот же срок завезла. Именно в ежегодном росте производственного сектора китайской экономики на 9-10% эксперты КНР увидели угрозу перепроизводства и вероятность того, что скоро продукция Китая будет невостребованной. А там, словно снежный ком, начнут расти проблемы безработицы, инфляции и прочих неприятностей, тем более что население страны давно перевалило за 1,5 млрд. человек. Причем мужчин приблизительно на 20% больше, чем женщин – и всех их нужно обеспечить работой. И как верно отмечает А. Семенов, тогда недостаток рабочих мест на родине и очень протяженная и плохо контролируемая граница Китая с Россией могут привести к массовому стихийному и нелегальному переселению миллионов китайцев на территорию Российской Федерации.[32]
Нельзя забывать и то, что Китай развивался и до сих пор развивается по экстенсивному пути, в опоре на дешевый труд и дешевые или бесплатные природные ресурсы. Не оправдались надежды на то, что привлечение иностранного капитала поможет Китаю развивать собственные современные технологии. Китайская экономика очень зависит от экспорта и импорта (они на 80% прямо или косвенно контролируются иностранным капиталом), от транснациональных корпораций, от западных интеллектуальных и деловых центров. Под патронажем крупнейших ТНК Китай превратился во всемирную сборочную мастерскую, но собственных разработок в сфере высоких технологий все еще очень мало.
Обеспечение экономической безопасности становится одним из приоритетов на новом этапе реформ.[33] Западные страны, Америка, даже Южная Корея и Япония вывозят в Китай грязные, неэкологичные производства, требующие большого вложения физических сил.
Внутри страны усиливается политическая и социальная напряженность, создающая потенциальную угрозу стабильности системы в целом. Среди многочисленных обстоятельств, способных привести к политическим и социальным беспорядкам, особое место занимают два фактора: возросшая доступность Интернета для молодого поколения и все более видимые признаки социального неравенства. Первый фактор подрывает давнюю монополию Коммунистической партии на информацию. Около 35 миллионов китайцев пользуются Интернетом, и как показывают исследования, это главным образом молодые, относительно самостоятельные, образованные и, следовательно, полные социальных и политических стремлений мужчины. Склонные доверять «всемирной паутине» в качестве основного источника информации, они предпочитают искать нужные им сведения не в отечественных базах данных. Второй фактор – растущее социальное неравенство, разрыв между бедными и богатыми начал и продолжает увеличиваться и противоречия и конфликты приобретают все более антагонистический характер.
В настоящее время многие китайские товары и услуги вынуждены искать для себя рынок за пределами страны, так как внутренний спрос ограничен. Для создания рыночного фундамента будущего развития Китая, правительство все больше внимания уделяет проблемам деревни, сельского хозяйства и крестьянства. Если в прошлом в Китае работал призыв поддержки деревней промышленности, то сейчас на первое место выходит задача (лозунг) поддержки деревни промышленностью, городом. Правительство отменило целый ряд сельскохозяйственных налогов, создало систему защиты сельского хозяйства, увеличило инвестиции в образование на селе и взяло курс на постепенную трансформацию облика села. Экономическое развитие сталкивается со все большей нехваткой энергии и сырья. Базовая государственная политика впредь будет базироваться на экономии ресурсов, защите окружающей среды, стратегии ресурсосбережения. В ближайшие десятилетия планируется создать социальную основу для ресурсосберегающего типа развития.
Остановившись на развитии экономики Китая, проанализируем основные моменты и особенности развития экономики нашей страны.
Экономические преобразования, проходившие с начала 1990-х гг., в отличие от Китая не дали положительных результатов. Россия еще не располагает экономикой, ориентированной на внешний рынок, если не считать экспорт природного газа, нефти и ряда других минеральных ресурсов, а также вооружений. Она также экспортирует капитал, оседающий в частных оффшорных банках на Кипре, в Объединенных Арабских Эмиратах и других странах, уровень жизни населения остается на низком уровне и т.д.
На современном этапе можно говорить о следующих элементах отечественной экономики: свободное ценообразование, свобода предпринимательства, частная собственность, образовавшаяся в результате приватизации, негосударственная составляющая банковской системы, внутренняя конвертируемость валюты, свобода внешней торговли.[34]
Экономика становится все более мобильной, обостряется конкурентная борьба за мировой капитал, к сожалению, в которой Россия не достигла серьезных успехов. В 2002 году иностранные портфельные инвестиции в Россию составляли 2,2 млрд. долл., а прямые – 2,6 млрд. долл.[35] Ср.: Китай получил 52,7 млрд. долл. только прямых инвестиций. Потенциальных инвесторов пугает отсутствие благоприятного предпринимательского климата: коррупция, слабые гарантии прав собственности, несовершенное законодательство, непрозрачная судебная система и т.д. При этом РФ остается экономическим гигантом постсоветского пространства, реально удерживает ведущую роль в хозяйственных связях стран СНГ, в их интеграционных объединениях.
Но в целом ситуация в стране стабилизируется: мы наблюдаем рост ВВП, наличие положительного сальдо между вывозом и ввозом капитала, появление собственных крупных транснациональных корпораций, серьезное продвижение в решении вопроса о членстве во Всемирной торговой организации и т.д.