Последнее обстоятельство наводит на мысль о необходимости определения специфической совокупности психологических особенностей индивида, знание которых может облегчить работу сотрудников правоохранительных органов по установлению и отождествлению исполнителя анонимного документа. На наш взгляд, психологические особенности личности анонима, знание которых может оказать помощь оперативному работнику при розыске, должны быть заметны, очевидны для окружающих, они должны хорошо дифференцироваться от других личностных свойств. Их устойчивость и внешняя "проявленность" должны служить гарантией того, что представители общественности, к которым может обратиться за помощью оперработник, будут в состоянии правильно сориентироваться и дать нужную правоохранительным органам информацию. Важно и то, чтобы выделенные для розыска психологические признаки состыковывались с перечнями личностных свойств, установленными психологами в своих исследованиях.
Определение по признакам почерка, содержащимся в анонимных документах, психологических особенностей личности их исполнителей могло бы войти составной частью в комплексную криминалистическую почерковедческую методику, предназначенную для розыскников и специалистов экспертно-криминалистических и психологических служб, предложения о создании которой неоднократно высказывались в литературе. Комплексная криминалистическая методика, на наш взгляд, должна помочь объективизировать и интенсифицировать физический розыск анонимов за счет:
определения общефизических свойств личности исполните ля: пола, возраста, роста, типа телосложения, характера и степени развития зрительно-двигательного аппарата письма и пр.;
выявления субъективных (личностных) качеств человека:
типа высшей нервной деятельности, особенностей характера (аккуратность, точность, энергичность, настойчивость, неряшливость, смелость, трусость и т.п.), типа темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический), характеристик нервных процессов (возбудимость, устойчивость, сдержанность и пр.), деловых способностей (стиль работы, отношение к делу, постоянство в отношениях, умение комбинировать и т.п.);
установления социально-демографических данных о личности: национальности (родного языка), района проживания, уровня образования и т.д.;
определения навыков писавшего (профессиональных, чертежных, компьютерных и пр.);
выявления психофизиологических и патологических состояний лица в момент исполнения рукописи (сильного душевного волнения, возбуждения, утомленности, физической усталости, алкогольного или наркотического опьянения и др.). [31]
В методику можно было бы включить: переработанные и дополненные, с учетом происходящих изменений, существующие методики розыска исполнителей анонимных документов по почерку; адаптированные, с учетом специфики, ведомственные почерковедческие методики правоохранительных органов, имеющие практическую ценность; разработанную нами методику установления психологических особенностей исполнителей анонимных документов по почерку.
Прежде чем приступить к рассмотрению обозначенной проблемы, необходимо решить две задачи: во-первых, чрезвычайно важно определиться, какие именно психологические свойства личности исполнителя анонимного документа необходимо знать оперативному работнику для успешного осуществления розыскного мероприятия (ответ на данный вопрос может дать дифференциальная психология и практический опыт работы розыскных подразделений правоохранительных органов); во-вторых, желательно определить структуру личности, на которую должен ориентироваться криминалист при проведении психолого-почерковедческого исследования. Очевидно, что исследовательская работа по установлению корреляции между личностными особенностями и почерком человека должна опираться на прочную психологическую базу. Признаки личности, достоверность и надежность выбора которых вызывает сомнение, сведут на нет результаты психолого-почерковедческого исследования, даже если почерковедческая часть работы будет выполнена безупречно.
Парадоксально, но в психологии до сих пор нет единого определения личности. Еще в 1949 году Г. Олпорт насчитал 50 определений, выражавших различные теоретические позиции авторов. Число определений постоянно растет, что отчасти связано с отсутствием у психологов обобщающих концепций о природе личностных переменных. [32]
В отечественной психологической науке также существует многообразие взглядов относительно понятия личности и ее структуры. [33] Большинство советских и российских психологов придерживаются позиции, согласно которой личность определяется не только генетическими, но социально-культурными факторами. Н.Н. Ланге еще в 1917 году писал, что "душа человеческой личности в 99% есть продукт истории и общественности". Л.С. Выготский считал, что "овладеть правдой" о личности нельзя, пока человечество "не овладело правдой" об обществе. В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, их ученики и последователи придерживались аналогичной точки зрения. Все это свидетельствует о том, что личность есть результат не только онтогенетического, но и филогенетического развития. Этот факт следует иметь в виду при исследовании свойств личности с помощью графологии.
В последние три-четыре десятилетия стали появляться теории личности как следствие применения многомерных методов, позволивших сформулировать ряд центральных психологических концепций, с помощью которых стало возможным проведение направленных исследований по проблемам формирования личности, транскультуральных различий, успешности деятельности и многим другим. В задачу нашего исследования не входит подробный анализ различных взглядов по проблеме определения понятия личности. Мы ориентируемся на определение личности как устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида в качестве представителя того или иного общества или общности. [34] Важнейшей особенностью личности, создающей возможность выявления не только индивидуального, но и типического, является относительная устойчивость и стабильность ее основных характеристик. Если бы это было иначе, попытки выявления относительно стабильных свойств, которыми оперируют экспертные методики, были бы обречены на неудачу.
Исследовать человека как личность - означает изучить не только его внешность, но, главным образом, его внутреннюю сущность. Познание личности возможно в рамках любой научной и практической деятельности при условии использования знаний из области психологии. В современной психологии личность изучается как в общей психологии, в разделе "психология личности", так и в дифференциальной психологии или психологии индивидуальных различий. Общая психология изучает личность как психическое образование, интегрирующее воедино все психические процессы; дифференциальная психология изучает особенности отдельных индивидов или групп людей, объединенных каким-нибудь общим признаком (возраст, пол и т.д.). В дифференциальную психологию также влились учение о темпераменте, характерология и т.д.
Прежде чем приступать к выделению признаков почерка, характеризующих те или иные психологические особенности, необходимо разобраться, каким образом определяются личностные свойства индивида в рамках дифференциальной психологии.
Существует множество способов изучения личности. Информация о ней может быть получена из трех принципиально различных источников. [35]
К решению поставленной нами задачи установления психологических свойств по почерку можно подойти как путем выделения отдельных черт личности, так и с использованием типологического подхода к описанию личности. Представители первого (атомического) подхода предполагают существование конечного набора базисных качеств, а личностные различия определяют степенью их выраженности. Они выделяют отдельные черты и стараются их измерить. Конечной целью такого исследования является описание и измерение всех черт личности. Атомистами (Кэттелл, Гилфорд) создана факторная теория личности. Основная гипотеза этой теории заключается в том, что если действия и цели составляют пару, т.е. определенная цель определяет некие действия, то они зависят от одних и тех же потребностей. Таким образом, изучая конкретные индивидуальные поступки и устанавливая корреляции между ними, выявляя отдельные группы действий, объединяемых общими устремлениями, можно дойти до фундаментальных побуждений, объясняющих все поведение человека.
Р.Б. Кэттелл подверг факторному анализу термины, характеризующие личность. Список терминов состоял из 171 "описательной переменной". Из них он составил 42 "грозди", тесно соединенные между собой, которые он определил как "поверхностные черты". [36] Затем по степени насыщенности различных черт каким-либо фактором Р.Б. Кэттелл выделил 16 факторов, из них путем дальнейшей факторизации он получил 4 фактора второго порядка. Таким образом, черты объединяют группы тесно связанных признаков и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства.