Учитывая все это, сформулированы основные направления социального развития территории, которые реализуются до сих пор.
В округе развита целая сеть спортивных сооружений, реализуется ряд программ по работе с коренными малочисленными народами
Большой особенностью Ханты-Мансийского автономного округа является:
· устойчивое положение отраслей социальной сферы жизни, в особенности социальной защиты населения, его медицинского обслуживания, а так же - строительства объектов социальной сферы и обеспечения жильем населения округа.[2]
Проблемы и перспективы
ХМАО — моноотраслевой регион, где добывается более 57% российской нефти, поэтому в отраслевой структуре экономики доминирует именно топливная промышленность (почти 90% ВРП). Но такая ситуация совсем не радует руководство округа. Признавая чрезвычайную зависимость от нефти, власти ХМАО стремятся к диверсификации своей экономики. В связи с этим сейчас активно прорабатываются инвестиционные проекты в других отраслях. Согласно поставленной задаче, к 2025 году доля нефти в ВРП должна сократиться до 50%.
В настоящий момент к проблеме зависимости доходов округа от мировых цен на нефть прибавляются и многочисленные социальные проблемы. Основные из них: огромное неравенство по доходам, проблемы трудоустройства молодежи после завершения образования, проблемы низкокачественного жилфонда, а также дефицита мест в дошкольных учреждениях и перегруженности школ из-за смещения приоритетов инвестиционной политики властей в сторону более престижно-статусных объектов.
Наиболее остро стоит жилищная проблема. Доля ветхого жилья достаточно высока (8%) и находится на уровне самых слаборазвитых автономных округов и республик страны, не решена проблема фенольного жилья (построенного из недоброкачественных строительных материалов). Обеспеченность жильем в ХМАО на 20% ниже средней по стране и составляет только 16,7 кв. м на человека, а в более молодых городах (Нягань, Лангепас, Пыть-Ях), Белоярском и Нижневартовском районе — 12–14 кв. м на человека. При этом, как отмечено выше, большие средства расходуются на статусные сооружения, особенно в Ханты-Мансийске – культурные, спортивные центры, аэропорт – которые даже в отдаленной перспективе не будут использоваться на плановую мощность.
Тем не менее, как говорится, «не всё так плохо». ХМАО – единственный в России пример автономного округа, экономически более развитого и имеющего большую численность населения по сравнению со своей «материнской» территорией (Тюменской областью) – 1,5 млн. человек в ХМАО против 1,3 млн. человек в Тюменской области (на начало 2006 года). Такое положение сложилось только в 1990-е годы, когда нефтедобывающий округ смог использовать преимущества самостоятельного распоряжения финансовыми ресурсами. Объем ВРП ХМАО в 8 раз больше, чем Тюменской области (без автономных округов), в 1,5 раза превышает ВРП всего Дальнего Востока и практически равен Южному федеральному округу. Но большая часть произведенного продукта перераспределяется федеральным центром, поэтому фактическое конечное потребление домохозяйств ХМАО составляет только 15% ВРП (в среднем по субъектам РФ – 61%). При этом инвестиции в развитие экономики округа очень велики: по объему инвестиций в основной капитал ХМАО уступает только столице страны, причем почти 70% инвестиций приходится на частных собственников. В отраслевом разрезе доминируют инвестиции в промышленность, так как крупные нефтяные компании вкладывают значительные средства для обеспечения роста нефтедобычи.
Как и во всех северных регионах, уровень экономической активности населения округа значительно выше среднего по стране. Тем не менее, из-за монопрофильности экономики рынок труда ХМАО более сильно реагирует на любые изменения, как негативные, так и позитивные. Поскольку ХМАО уже стал обжитой территорией, в которой жизнь серьёзно обустраивается, ему крайне необходимо наращивать постиндустриальные функции для стабилизации развития. Структура занятости должна меняться в сторону сервисной экономики, развития деловых и потребительских услуг, иначе при новых потрясениях на мировом рынке нефти социальные проблемы в ХМАО будут намного более острыми, чем в стране в целом[3].
Прежде всего, в проектах диверсификации экономики округа предполагается развивать горнорудный кластер, так как помимо нефти недра округа крайне богаты разнообразными твёрдыми полезными ископаемыми. Так, на территории ХМАО находятся залежи сверхчистого кварцевого песка (служащего сырьём для производства полупроводников), также здесь подтверждены крупнейшие промышленные запасы угля (650 млн. тонн), железной руды (550 млн. тонн), хромовых руд (15 млн. тонн), медных руд (20 млн. тонн), есть значительные объёмы бокситов, марганца, золота, урана и других ископаемых.
Следующим перспективным направлением в диверсификации экономики ХМАО является нефтехимическая промышленность – ведь в области добываются большие объёмы нефти, и будет логичным перерабатывать хотя бы часть сырья в регионе. На настоящий момент имеется два проекта – строительство завода по выпуску высококачественного дорожного битума (мощность более 100 тыс. тонн битума в год) на базе Ваньеганского месторождения тяжёлой нефти, а также строительство ГПЗ (в районе г. Сургут) по переработке попутного газа в метанол. Ещё одним направлением диверсификации экономики ХМАО является лесопромышленный комплекс – в регионе планируется строительство крупного ЦБК, кроме этого развиваются и более мелкие предприятия по переработке древесины. И, наконец, ещё одно важное направление развития экономики ХМАО – инновации и, в частности, разработка информационно-космических технологий. В этой области наиболее активно работает Югорский НИИ информационных технологий.
Что же касается проектов непосредственно в сфере нефтедобычи, то, следуя оптимистичным прогнозам правительства ХМАО, в ближайшие годы добыча в регионе будет расти. Это, конечно, обнадёживает, но существуют и нерешённые вопросы. Например, как при существующих условиях (когда все серьёзные рычаги влияния на формирование дальнейшей динамики нефтедобычи в округе к настоящему времени в значительной степени исчерпаны) добиться спрогнозированных результатов? Ведь для этого нужно, во-первых, сохранить достигнутые в 2006 году объемы эксплуатационного бурения в целом по ХМАО, значительно увеличив их по новым крупнейшим месторождениям (Приобское, Южно-Приобское, Тайлаковское, Приразломное, Салымская группа и другие). Во-вторых, улучшить использование пробуренного фонда скважин. Поскольку если, к примеру, в ОАО «Сургутнефтегаз» в конце 2006 года на одну неработающую скважину приходилось более 12 работающих, то в ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» – 6,5, а в «ТНК-ВР Менеджмент» (в ХМАО) – всего лишь 1,4 скважины. В целом доля неработающего фонда скважин по округу должна быть доведена до 10% (сейчас, например, по месторождениям ТНК-ВР Менеджмент она превышает 40%.). Также важно запустить механизм передачи месторождений из нераспределенного фонда недр на территории ХМАО недропользователям. Это позволит ввести в оборот около 800 млн. тонн запасов нефти. Также важно внести в налоговое законодательство России поправки, реально стимулирующие ввод в промышленную эксплуатацию новых, неразбуренных запасов в старых освоенных нефтедобывающих районах страны, к которым как раз относится ХМАО.
Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и, следовательно, основным источником финансирования ХМАО.
С одной стороны, это источник экономического лидерства территории, а с другой стороны, концентрирует подавляющую часть всех доступных материальных, финансовых, трудовых ресурсов, деформирует экономическую систему региона и испытывает неуправляемое влияние конъюнктуры мировых рынков. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами[4].
Прочие отрасли специализации представлены преимущественно предприятиями начальной стадии технологического цикла, занимают незначительное место в структуре экономики округа. Противоречивость текущего положения и неопределенность перспектив развития основных отраслей хозяйственной специализации существенно ограничивает возможности развития округа[5]
Заключение
Таким образом, у Ханты-Мансийского автономного округа существуют практически все условия для дальнейшего развития – и сырьё (причём разнообразное), и проекты по добыче и переработке этого сырья, и, главное, желание руководства округа наконец-то выйти из «нефтегазовой колеи» путём диверсификации своей экономики. Так что теперь, как говорится, «осталось дело за малым» – осуществить задуманное, то есть всё-таки превратить экономику региона в многопрофильную и таким образом менее зависящую от мировых цен на нефть.[6]
Список использованной литературы.
1. Всероссийский экономический журнал "ЭКО" № 12, 2004 г.
2. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная Указами Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 и от 10 января 2000 г. № 24
3. Крючина Л.И. Тенденции, проблемы и перспективы развития
монофункциональных северных городов РФ (на примере региональной системы расселения ХМАО) : Препринт. Екатеринбург : Изд-во УрАГС, 2005. –62 с.
4. www.admhmao.ru/economic/strateg/konzepz.htm
5. www.hmao.wsnet.ru
[1]www.hmao.wsnet.ru
[2]Всероссийский экономический журнал "ЭКО" № 12, 2004 г.
[3]Крючина Л.И. Тенденции, проблемы и перспективы развития
монофункциональных северных городов РФ (на примере региональной системы расселения ХМАО) : Препринт. Екатеринбург : Изд-во УрАГС, 2005. –62 с.
[4] «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная Указами Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 и от 10 января 2000 г. № 24
[5]www.admhmao.ru
[6]www.hmao.wsnet.ru