Смекни!
smekni.com

Внешнеэкономический прогноз товарного рынка норвегии в нефтедобывающей промышленности (стр. 3 из 5)

Импорт более широк и разнообразен. Наиболее значителен ввоз разной продукции машиностроения, в том числе судов и автомобилей. В европейские страны направляется 4/5 всего экспорта и оттуда поступает около 3/4 импорта. В том числе на торговлю со странами Северной Европы приходится примерно 1/4 ввоза и вывоза.

Среди крупнейших торговых партнеров Норвегии - Великобритания, Швеция и ФРГ. В настоящее время активно развивается российско-норвежская торговля.

2. История развития нефтяной промышленности Норвегии

2.1. Освоение континентального шельфа

Норвегия вступила на путь освоения нефтяных богатств континентального шельфа почти сорок лет назад. По сравнению с нефтяной историей России, которая насчитывает более 120 лет, это конечно небольшой срок, однако те значительные достижения, которых добилась норвежская нефтяная промышленность, заслуживают пристального изучения.

Норвежская нефтяная промышленность создавалась в тот момент, когда основные нефтеносные районы планеты были уже определены и их освоение шло полным ходом. До начала 1960-х гг. Норвегия никогда не принимала участия в нефтяных операциях, и поэтому создавать нефтяной сектор приходилось при помощи иностранных компаний, которые рассматривали Северное море в качестве одного из альтернативных Персидскому заливу источников нефтяных ресурсов. ТНК инвестировали и продолжают инвестировать свои средства в месторождения норвежского сектора континентального шельфа, поскольку они имеют четкое представление об экономической политике норвежского государства, и эта ясность, а также политическая стабильность данного региона, являются важными факторами поддержки высокого интереса ТНК к Норвегии.

Норвежское правительство не проявляло спешки в вопросе допуска иностранных компаний к разработке континентального шельфа, поскольку отсутствовала какая-либо законодательная база регулирования такого рода деятельности. Правительство также испытывало опасения, что оно может оказаться в зависимости от ТНК, и выражало сомнения в наличии нефти на шельфе.

Для того чтобы избежать зависимости от иностранных компаний в вопросе формирования стратегии развития нового направления национальной экономики, норвежское правительство остановило свой выбор на системе административного лицензирования блоков, что позволило ему постоянно контролировать деятельность компаний-обладателей лицензии. Фирмы-претенденты не могли самостоятельно формировать исследовательские консорциумы, которые создавались властями на основе конкуренции проектов компаний. Таким образом, правительство обеспечило доминирующую роль государства в процессе предоставления лицензий и провело в 1965 г. первый лицензионный раунд.

В декабре 1969 г. было обнаружено первое крупное нефтяное месторождение “Экофиск” и период сомнений относительно наличия нефти на шельфе Норвегии остался позади. Теперь главной задачей компаний, участвующих в геологоразведке, стала организация работ по добыче и транспортировке нефти, для чего были необходимы новые технологии, которые позволяли организовать процесс добычи в трудных климатических условиях Северного моря.

Так было положено начало развитию отрасли, которая сейчас является одной из важнейших в Норвегии. В 2001 году Государственная служба охраны памятников присвоила месторождению “Экофиск” статус национального культурного памятника. Месторождению “Экофиск” было посвящено много выставок, как в Интернете, так и в Музее нефти в Ставангере.

2.2. Развитие системы государственного регулирования

В 1971 г. была создана специальная парламентская комиссия, которая выступила с идеями формирования аппарата управления отраслью и создания государственной нефтяной компании. Это событие ознаменовало новый этап в истории норвежской нефтяной промышленности.

На данном этапе была создана система управления нефтегазовым комплексом, включившая в себя министерство нефти и энергетики (до 1978 г. министерство промышленности), ответственное за формирование государственной политики в отношении нефтяной промышленности и принятие решений о предоставлении лицензий различным компаниям, нефтяной директорат, осуществляющий финансовый и технический контроль за выполнением условий лицензий, а также была создана государственная компания “StatOil”, представлявшая интересы государства на континентальном шельфе и являвшаяся на этом этапе главным инструментом государственного предпринимательства.

Государственная компания “StatOil” в процессе третьего и четвертого раунда лицензирования стала участником нескольких консорциумов, благодаря росту спроса на нефть в Европе и умению правительства выгодно использовать ситуацию с ростом мировых цен на нефть. Согласно условиям получения лицензии, государственная компания получала часть добытой нефти, право участвовать в принятии решений по освоению месторождений, и другие льготы. “StatOil” стала предпочтительным партнером для всех остальных компаний, поскольку пользовалась всеобъемлющей поддержкой норвежского правительства.

Начиная с 1975г., Норвегия полностью обеспечивала свои потребности в нефти и активизировала экспорт своей нефти в Европу и США.

Для того, чтобы обеспечить в благоприятных условиях роста мировых цен на нефть максимальную концентрацию доходов нефтяной отрасли в руках государства, норвежское правительство пошло в 1975г. на создание специальной системы налогообложения, где обычный подоходный налог с компаний, составлявший в то время 50,8%, дополнялся 25% специальным налогом на прибыль нефтяных компаний.[4]

Параллельно с развитием системы государственного регулирования интенсивно осуществлялось промышленное освоение новых месторождений, а также строительство трубопроводов.

Во второй половине 70-х гг. обозначилось одно негативное последствие активного развития нефтяной промышленности, которое заключалось в росте внешней задолженности страны. Эйфория обладания «легкими» деньгами охватила правительство, которое помимо капиталовложений в нефтяную отрасль стало увеличивать затраты на социальный сектор, занимая деньги у международных финансовых организаций в счет будущих доходов от реализации нефти. К началу 1978г. внешняя финансовая задолженность Норвегии достигла 80 млрд. крон, из которых на долю нефтяного сектора приходилось 34 млрд. крон.[5] Задолженность Норвегии должна была остаться достаточно высокой, однако нефтяной кризис, вызванный революцией в Иране, позволил исправить эту негативную ситуацию.

2.3. Нефтяной кризис как путь к лидерству

Нефтяной кризис, ставший результатом исламской революции в Иране, оказал положительное влияние на рост норвежской нефтяной промышленности. В первой половине 80-х гг. норвежское правительство получало высокие доходы. Нефтяные компании и их субподрядчики, поставщики товаров и услуг, также получили значительную прибыль вследствие высоких устойчивых цен на нефть.

В этот период стремление Норвегии усилить роль своих национальных компаний в нефтяном секторе доминировало при проведении новых раундов лицензирования. И хотя ТНК продолжали активно участвовать в различных проектах по освоению месторождений, в данных конкретных условиях их роль сводилась к подчинению режиму, созданному государством в отрасли.

В 1984 году норвежское правительство “Хёйре” пошло на разделение всех государственных активов в нефтяной отрасли на две части: на государственную собственность, которой управляет министерство нефти и энергетики, и на собственность компании «Статойл». Этот шаг дал возможность государству самостоятельно участвовать в нефтяных операциях и привел к тому, что оно стало основным инвестором освоения континентального шельфа, что в тех условиях было очень выгодно.

Активизация государства и рост нефтяных операций требовали определенных мер по унификации национального законодательства. 22 марта 1985г. на заседании Стортинга был принят Закон о нефтяной деятельности, который определил порядок проведения всех операций, связанных с нефтью. Таким образом, в 1985г. завершилось окончательное формирование системы государственного регулирования нефтегазовой отрасли Норвегии.

Благодаря благоприятным условиям на мировом рынке в этот период Норвегии удалось выйти в число лидеров по экспорту топливных ресурсов.

С конца 1985 года начался период падения цен на нефть, и с этого времени ценовые колебания на рынке стали обычным явлением.

Норвегия оказалась не готова к новому повороту событий и, как экспортер нефти, получила сильный удар, сказавшийся на всей национальной экономике. В результате норвежские показатели экономического роста сократились на 2% в 1986г., а в последующие годы Норвегия оказалась в состоянии сильнейшего спада, которого страна не испытывала, начиная с 1930-х гг. Доходы государства от деятельности нефтегазового сектора национальной экономики существенно снизились.

Наиболее показательным долгосрочным изменением в норвежском нефтегазовом секторе стало реформирование роли государственной компании “StatOil”, которая трансформировалась от приоритетного государственного предприятия, находящегося под жестким административным контролем, к компании, работающей в условиях рынка и в большей степени подчиняющейся рыночным законам, а не вышестоящим административным инстанциям.

Начиная с 1986г. в новых условиях, в целях стабилизации и поддержки мировых цен на нефть, для Норвегии стало важным сотрудничество с другими странами-производителями и экспортерами нефти и, прежде всего, со странами ОПЕК. Хотя Норвегия не вошла в структуру данной организации, ее представители регулярно посещают заседания ОПЕК. Такое сотрудничество, а также выход норвежских компаний в другие регионы мира должно способствовать в будущем сохранению Норвегией позиций одной из основных нефтяных стран мира.