Действительно, укрепление евро на самом деле не подкреплено экономическими показателями. Рост экономики еврозоны, по прогнозу МВФ, составит в этом году 1,4% ВВП, а в 2003-м - не более 2,9%.
По данным Евростата, в первом квартале этого года рост ВВП еврозоны равнялся только 0,3% относительно аналогичного периода 2001 года (в США - 5,5%), объем инвестиций сократился на 0,7% относительно четвертого квартала прошлого года. Потребители уменьшили расходы на 0,2%. То есть большинство показателей гораздо хуже, чем у Соединенных Штатов. И пока вышеупомянутые структурные реформы не будут проведены до конца, эта ситуация вряд ли кардинально улучшится.
Конечно, у Европы есть некоторые преимущества локального характера. Hапример, даже тяжелые по местным меркам долговые проблемы европейских операторов сотовой связи или отдельных европейских банков не идут ни в какое сравнение с теми завалами, которые обнаружились после окончания интернет- бума в США.
"К примеру, Швеция известна всем как регион развития высоких технологий, но ведь там мы не наблюдали переоценки компаний, а убыточные пока проекты должны рано или поздно окупиться. В ряде стран, например в Бельгии и Hидерландах, мы видим относительно низкую безработицу и высокую эффективность производства. Именно это и играет в пользу еврозоны", - считает Чарльз Дженкинс, региональный директор EIU, специализирующийся на странах Западной Европы.
Тем не менее, более весомых аргументов в пользу того, что экономика Европы станет в будущем мощным мотором экономики мировой, пока нет. "Когда кто-то утверждает, что экономика еврозоны лучше, чем экономика США, то однозначно это можно говорить лишь в том смысле, что у европейцев меньше уровень долга домохозяйств и не было фондового пузыря. Другие сравнения некорректны", - говорит тот же Чарльз Дженкинс. Главная проблема - отсутствие по-настоящему единого рынка.
В зоне евро политики еще далеки от окончательных договоренностей по ряду архиважных вопросов: идут ожесточенные споры по поводу доступа на национальные рынки, налогов, трудового законодательства и т. д. Hекоторые страны ЕС уже заявили о невозможности и дальше выполнять требования, которые были разработаны для желающих вступить в в зону евро (например, Португалия). Hе стоит недооценивать и политические противоречия, которые могут обостриться после начавшегося "поправения" на континенте.
Ближайшие два-три года и США, и Европа будут заняты поиском оптимальной модели экономического развития, обеспечивающей длительный и стабильный рост. Ведь, например, снижение налогов в США и ослабление доллара - это скорее временные, вспомогательные меры, которые довольно быстро себя исчерпают. Пока из возможных сценариев для Америки вырисовывается лишь один.
В качестве проверенного рецепта "разгона" экономики, судя по всему, будет использован государственный оборонный заказ, который не раз помогал США в прошлом. Более того, государство, возможно, вообще усилит свое влияние на экономику. Глава ФРС Алан Гринспен, например, уже настоятельно порекомендовал крупным американским компаниям, которые играют в экономике США ключевую роль, наращивать капитальные расходы для стимулирования экономического роста.
Для зоны евро проблема решается проще. Главный приоритет - это внутренняя экономическая политика, которая пока отсутствует. "Развитие еврозоны в ближайшие годы будет строиться на внутреннем спросе, - говорит Чарльз Дженкинс из ЕС. - Рост экономики будет возможен просто за счет активизации спроса на товары и услуги в Европе, хотя бы путем более агрессивного кредитования. Кроме того, в будущем единая транспортная система и энергорынок или хотя бы единые правила работы в разных секторах национальных рынков дадут так называемую экономию за счет масштабов".
Темпы экономического роста стран Европейского союза снижаются вследствие высоких цен на нефть и роста стоимости заимствований как для корпоративных, так и для индивидуальных заёмщиков. Об этом говорят опубликованные в последнее время статистические данные. Согласно этим данным, в Германии, стране с крупнейшей экономикой в Евросоюзе, продолжается снижение объёмов розничных продаж.
В стране наблюдается также уверенное снижение уровней потребительского доверия и доверия к бизнесу. От лидера Евросоюза не отстаёт и страна с второй по величине экономикой - Франция, в которой объёмы розничных продаж также уверенно снижаются несколько месяцев подряд. А в Италии, занимающей в Евросоюзе третье место по размеру экономики, негатив уже перешёл в реальную плоскость: там отмечено замедление темпов экономического роста до нулевой отметки.
Опубликованные данные заставили инвесторов пересмотреть свои прогнозы насчёт грядущего до конца текущего года очередного повышения процентных ставок Европейского Центробанка. Уменьшнению опасений насчёт этого способствовало и то, что, согласно новому прогнозу германского правительства, в будущем году темпы экономического роста как в самой Германии, так и во всём Евросоюзе заметно снизятся.
В Германии они составят 2,8 проц. против 3,0 проц. в текущем году, а в Евросоюзе в целом - 3,1 проц. по сравнению с 3,4 проц. в 2000 году.
Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев над государственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.
Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы. Экономика еврозоны, которую часто именуют глобальным конкурентом Соединенных Штатов, никаких выгод из создавшейся ситуации пока извлечь не может. У нее сейчас другие приоритеты. "Основная задача, которую предстоит решить странам еврозоны, - это проблемы интеграции, а не лидерство по экономическим показателя