В соглашениях о производстве (сборке) с последующей продажей поставщику и о франчайзинге основной формой компенсации партнерам служит наценка на поставленные товары, хотя при франчайзинге может быть оговорен процент с оборота. Межфирменная зависимость здесь немного выше из-за связей, возникающих вследствие транспортировки, контроля , а также использования атрибутов фирмы при франчайзинге.
Соглашения о предоставлении "ноу-хау" и оказании услуг в области управления предполагают более высокий уровень взаимопомощи и организационных связей. Практика показывает, что лицензирование включает в себя передачу "ноу-хау" — необходимой, но не запатентованной информации. Дело не просто в передаче лицензии или обучении персонала, но в расширении связей между двумя фирмами и в непрерывном взаимодействии по техническим и административным вопросам. Оплата в этих случаях осуществляется обычно в форме единовременного вознаграждения плюс процент с оборота [24, c.72].
Под термином "совместное предприятие" часто подразумевается создание самостоятельной компании, чей капитал разделен между двумя или более партнерами, рассчитывающим на пропорциональную долю в дивидендах в качестве компенсации. Но многие программы сотрудничества между фирмами включают совместную деятельность без образования нового юридического лица. Вместо этого, тщательно разработанные нормы и формулы определяют задачи, затраты и доходы. В консорциумах по разведке полезных ископаемых часто разделяются затраты и доходы предприятия по формуле. В программах НИОКР расходы могут распределяться по согласованной формуле, а доходы каждого партнера будут зависеть найденного компанией применения созданной технологии. В соглашениях о совместном производстве, каждая сторона отвечает за "свою" часть товара. Поэтому затраты каждой компании зависят от достигнутой ею эффективности производства. Однако доходы - это уже результат успешной реализации готовой продутая доминирующим партнером.
Совместные предприятия, лицензиронание и другие формы сотрудничества служат достижению, по крайней мере, семи более или менее взаимосвязанных целей: 1) снижению риска (диверсификация номенклатуры товаров; распределение и/или снижение фиксированных затрат; уменьшение общего объема инвестиций; ускорение проникновения на рынок и окупаемости); 2) экономии и/и рационализации (снижение средних затрат при увеличении объема, снижение затрат через использование относительных преимуществ каждого партнера): 3) обмену технологиями (объединение технологий, обмен патентами и территориями); 4) устранению конкуренции; 5) преодолению государственных торговых или инвестиционных барьеров (получение разрешения действовать в качестве местного юридического лица благодаря местному партнеру, удовлетворение местных потребностей); 6) содействию первоначальной международной экспансии фирм, не обладающих достаточным опытом (использование ноу-хау местного партнёра) 'использованию преимуществ квази-интеграции в объединении дополняющих друг друга вкладов партнеров (доступ к материалам, технологии, трудовым ресурсам, капиталу, дистрибьюторской сети: получение нормативных разрешений или лицензий, признание фирменной марки; установление контактов с основными покупателями; использование отлаженной маркетинговой структуры) [13, c.25].
Совместное предприятие может уменьшить риск партнёров путём распределения риска большого проекта между несколькими фирмами, предоставления возможностей диверсификации номенклатуры товаров, обеспечения быстрого проникновения на рынок и окупаемости, снижения затрат (затраты совместного предприятия всегда меньше, чем фирмы, действующей в одиночку. Например, разработка новой модели автомобиля или самолета - это многомиллиардный проект. Очевидно, что совместное предприятие (например, проект "Боинг 767") снимает с одной фирмы бремя риска. Это также применимо к консорциумам по разведке полезных ископаемых. Однако могут присутствовать и дополнительные соображения, хорошей иллюстрацией которых является совместный проект "Дженерал моторс — Тоёта. Учитывая колебания вкуса потребителей в отношении размеров автомобилей, диверсификация номенклатуры товаров обезопасит производителей от подобной неустойчивости спроса. Кроме того, объединение технологий и организационных возможностей материнских компаний. Позволяет снизить инвестиционную стоимость проекта. И наконец, опыт партнеров - взаимный раздел рынков пли отказ от них в пользу совместного предприятия - способствуют скорейшему выходу на рынок с усовершенствованной моделью и её быстрой окупаемости.
Ускорение выхода на рынок и получения сертификата качества также важны для лицензирования в фармацевтической промышленности. Специфика здесь заключается в том, что поскольку получение сертификата качества занимает много времени, монопольные преимущества патента подвергаются эрозии и не остается достаточно времени на возмещение затрат на НИОКР.
Совместное предприятие может также выполнять функцию снижения политического риска. Национальный партнер может обладать достаточным политическим влиянием, чтобы оградить предприятие от вмешательства правительства. Возможно также, что возникновение совместных предприятий стимулируется экономической политикой правительства страны-реципиента. В этом случае достигается дополнительное страхование политического риска: правительство считает, что совместное предпринимательство будет способствовать осуществлению его экономической политики.
Для иллюстрации преимуществ совместного предпринимательства в плане экономии рационализации производства можно взять автомобильную промышленность.
В полном масштабе торговля современными автомобилями уступает место торговле их компонентами. Граница между импортом и внутренним производством часто бывает размыта. С этим связаны дна явных взаимозависимых момента. Рационализация производства предполагает, что определенные компоненты туда, где издержки ниже. Но здесь есть и дополнительное преимущество. Так как объем производства в более благоприятном месте теперь выше, дальнейшее снижение средней стоимости единицы продукции может быть достигнуто за счет экономии на расширении масштабов производства. "Дженерал моторс" например, осуществляет широкий обмен между своими филиалами и японскими партнерами. Из Японии поступают коробка передач и задний мост для сборки на рынках Канады, Западной Европы, Южной Африки и Австрали..
Во многих случаях, особенно в традиционном бизнесе, имеются избыточные мощности и встаёт вопрос о промышленной реконструкции. Совместное предприятие может стать действенным средством для достижения этой цели.
Соглашение о совместных предприятиях, совместном производстве и лицензировании могут быть заключены с целью объединения технологий партнеров. Это, в частности, характерно для фармацевтики и биотехнологии. Каждый партнер вносит недостающую часть и получает продукт более высокого порядка. Вообще, очень важно рассматривать совместные предприятия как средство соединения взаимодополняющих навыков и талантов, которые охватывают все сферы “ноу-хау”, необходимого в наукоёмких отраслях. Это может принести к выдающимся результатам, вероятность достижения которых и рамках только одной материнской организации значительно ниже [5, c.104].
Более того, ускорение выхода на рынок станет возможным, если результаты испытаний и сертификации, произведенных одним партнером, будут признаны властями страны другого партнёра. Или же компания может уступить права на частично разработанный ею процесс другой фирме, которая в дальнейшем его, усовершенствует с условием разделить успех в рамках совместного предприятия. Это типичная картина взаимоотношений между крупными и мелкими фирмами, патент - это не только право на процесс или чертежи; это также право на территорию, что часто и является главной стратегической целью. Путём объединения или объмена патентами компании объединяют или обмениваются территориями. Подобное обстоятельство оказывается важным в тех случаях, когда препятствия возникают перед компанией, которая много вложила в подготовку нового технологического прорыва, но она сама не обладает достаточными производственными или маркетинговыми возможностями для обеспечения быстрого и широкого распространения новой технологии, что затрудняет достижение приемлемой окупаемости инвестиций. Такая практика характерна для небольших фирм, испытывающих недостаток собственных финансовых ресурсов и опыта для осуществления капиталовложений или быстрого расширения.
Это может относиться и к гигантским диверсифицированным компаниям. Например, "Дженерал электрик" имеет множество зарубежных филиалов, несколько сотен лицензионных и производственных соглашений, совместные предприятия с меньшей долей участия. Для компании с такой номенклатурой товаров количество потенциальных правлений деятельности по принципу "страна — товар" перевалило бы за десять тысяч. Даже гигантская фирма не в состоянии инвестировать во все это. Прямые инвестиции целиком принадлежащие корпорации филиалы приберегаются для наиболее интересных направлений, тогда как по остальным деятельность осуществляется через различные формы совместного предпринимательства. Очевидно, когда выход на рынок связан с диверсификацией продукции, склонность компаний к созданию совместных предприятий повышается [11, c.98].
Потенциальная или существующая конкуренция, может быть устранена через создание совместного предприятия с конкурентом или систему взаимопереплетающихся лицензионных соглашений. В большинстве своем это защитные шаги. Помимо упомянутых ранее соображений, сдерживание японского автомобильного проникновения на рынок США явилось одной яз причин организации совместного предприятия “Дженерал моторз-Тоёта”