После августовского кризиса (1998 года) стал очевидным глобальный системный характер проблемы бегства капитала. Бегство капитала стало одной из важных угроз экономической безопасности страны.
Финансовые катаклизмы, подобные бегству капитала существуют давно, и связаны они, как правило, с трансформацией системы. Общим свойством для подобных перемещений являются большие массы капитала и короткие сроки. Бегут в другие страны, на другие рынки, нарушая существующий баланс. Но в России есть и специфические черты такого бегства.
Во-первых, сочетание нелегального и легального вывоза экономических активов. Причем в первый период (1992-1996 гг.) преобладала форма нелегального вывоза, обусловленная разницей во внутренних и договорных ценах при продаже продукта на внешнем рынке. Например, за национальную валюту приобретались дешевые энергетические ресурсы, прокат цветных и черных металлов, другие ходовые товары, затем вывозились за рубеж и через оффшорные компании реализовывались там по значительно более высокой цене. Полученная сверхприбыль оседала в западных банках. Исследования показывают, что насчитывается не менее 10 каналов утечки капитала, часть из них носит сугубо нелегальный характер, а другая - нарушение законодательства (занижение стоимости экспорта, необоснованное непоступление экспортной выручки, непогашение импортных авансов и т.д.). Но после того как с 1997 г. в России на фондовом рынке появились нерезиденты, изменились мотивы поведения капитала. Большую роль начинают играть факторы, связанные с тем, что на одной части мирового рынка извлекали большие нормы прибыли, соотношение их достигало 1 к 10, а то и 1 к 100. И это привлекало нерезидентов. Но как только они почувствовали неустойчивость этого рынка, они освободились от ценных бумаг и вывезли валюту за рубеж. Так, с Кипра в 1997 г. в Россию вернулось примерно 4 млрд. долларов. Но после кризиса эти деньги снова ушли из страны, в том числе и на Кипр.
Во-вторых, в отличие от других стран у нас гонку капитала устраивают не только
13
иностранцы. Для этого в России есть собственное «изобретение» - внутреннее бегство капитала. Граждане РФ избавляются от рублей и переводят их в валюту. Так, в 1997 г. на эти цели потрачено 349 млрд. деноминированных рублей, тогда как на покупку акций и вклады в банки ушло почти в десять раз меньше - 37,9 миллиардов.
Следует подчеркнуть, что уход капитала из России является отражением общей ненормальности ситуации в экономике страны, когда доходы делаются на спаде производства, инвестиций, в целом на убытках национальной экономики. Не случайно в последние десятилетия появилась такая формула: «один из лучших видов бизнеса - это хорошо организованное банкротство». Кстати говоря, сам термин «бегство» здесь вряд ли точно, адекватно отражает реальное положение вещей. Когда мы говорим о «бегстве», то, как правило, имеется в виду беспорядочный, стихийный, неорганизованный процесс. В нашем же случае мы имеем дело, напротив, с сознательным, хорошо организованным и целенаправленно осуществляемым перемещением капитала за рубеж.
Конечно, в практике многих стран мира грань между «обычным» вывозом капитала и его утечкой нередко оказывается достаточно подвижной, гибкой. Действительно, есть примеры стран, в развитии которых огромную роль сыграл национальный капитал, ранее ушедший («бежавший») из страны. Так, существенную роль в экономических реформах в Китае сыграл капитал этнических китайцев (хуацяо), которые в свое время переместились в Гонконг, Тайвань, Сингапур и некоторые другие страны. Позднее этот капитал снова вернулся в страну и в настоящее время действует не только в секторе услуг и легкой, пищевой промышленности, но и в базовых отраслях промышленности. Справедливости ради надо сказать, что определенная часть иностранных инвестиций в Россию также представлена капиталами граждан, ранее эмигрировавших из нашей страны. Поэтому понятие «иностранный капитал» в данном случае нуждается в определенном переосмыслении и уточнении.
Следует отметить, что вывоз капитала в нашей стране имел место и раньше - в условиях СССР. Он осуществлялся преимущественно в ссудной форме (в виде кредитов «дружественным» странам), а также в скрытом виде путем искусственного занижения цен на поставляемые им и завышения цен на приобретаемые у них нашей страной товары. Однако в этот период осуществлялись и инвестиции отечественного капитала в предпринимательской форме - преимущественно путем создания так называемых смешанных обществ. Их деятельность была узаконена принятым в мае 1989 г. постановлением СМ СССР № 412 «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом». В этом смысле вызывает сожаление отсутствие необходимых законодательных, нормативно-правовых актов в данной области в современной России - Президент России отрицательно оценил проект закона «О государственном регулировании вывоза российского капитала», принятый Государственной Думой в первом чтении 21 сентября 1999 г.
Интересно рассмотреть динамику вывоза капитала за период 1994 г.-2003 г. в сравнении с фундаментальными экономическими индикаторами. Приведу в графической форме основные показатели платежного баланса РФ за этот период (счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовыми инструментами, изменение валютных резервов, чистые ошибки и пропуски) а также показатели вывоза капитала частным сектором, в сравнении с ввозом капитала в него же.
Лдооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо13
13
Анализируя графики, к показателям вывоза капитала можно отнести следующее.
Во-первых, это общее увеличение зарубежных активов российского частного сектора (банков, нефинансовых предприятий и домашних хозяйств). В этот показатель входит как легальный вывоз капитала в виде прямых, портфельных и кредитных инвестиций, так и нелегальный - в виде невозвращенной валютной выручки и сумм, перечисленных за рубеж по фиктивным контрактам.
Для сравнения приведен приток капитала (иностранных инвестиций) в частный сектор РФ, под которым понимается общее увеличение зарубежных обязательств российского частного сектора.
Во-вторых, это чистый вывоз капитала частного сектора, вычисленный по методике ЦБР. Он представляет собой разность двух предыдущих величин, скорректированную следующим образом: исключена величина «Задолженность по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений» и добавлены «Чистые ошибки и пропуски».
Наконец, третий показатель - «утечка», или нелегальный вывоз капитала, оцениваемый по формуле «Своевременно не полученная экспортная выручка...» + 0,5х«Чистые ошибки и пропуски».
Не претендуя на всесторонний анализ приводимых данных, можно отметить, что показатели легального вывоза (равно как и ввоза) капитала весьма существенно зависят от общей макроэкономической ситуации в стране и мире в целом. В частности, отчетливо выражен на графиках российский финансовый кризис 1998 г. Чистый вывоз капитала частного сектора (в отличие от просто вывоза) в последние годы уверенно сокращается и имеет все шансы вскоре превратиться в чистый ввоз.
Однако показатель нелегальной утечки капитала демонстрирует замечательную стабильность: никакие финансовые катастрофы не оказывают на него решающего воздействия. В основном он колеблется в коридоре 10-15 млрд. долл. в год. В последние годы данный показатель имеет определенную тенденцию к росту, и в 2003 г. он достиг своего исторического максимума (17,2 млрд.). Эта величина составляет около 4% ВВП России, доля внушительная. Таким образом, по своим масштабам утечка капиталов из России носит беспрецедентный характер.
Определенная доля убежавших из России капиталов оказалась безвозвратно для нее потерянной. Однако подавляющая их часть стала постоянно циркулировать между Россией и зарубежьем, отнюдь не порывая связей с российской экономикой. С развитием в России рынка ценных бумаг эти летучие капиталы приняли форму иностранных портфельных инвестиций, которые стали приходить в страну преимущественно на короткие сроки и со специфической задачей - максимизация дохода с последующим ускоренным вывозом извлеченной выручки за рубеж. На сегодняшний день можно с большой долей уверенности констатировать, что исходящие (утечка капиталов) и входящие в страну (приток иностранных активов) денежные потоки образованы в значительной мере капиталом одного и того же происхождения - капиталом российских резидентов. Конфигурация движения этого капитала между Россией и зарубежьем напоминает своеобразную миграционную петлю, причем исходящие и входящие потоки взаимосвязаны друг с другом по принципу сообщающихся сосудов. Проиллюстрировать строго статистически механизм «сообщения сосудов» в сфере оттока-притока капиталов в России представляется весьма затруднительным. Однако существует множество косвенных факторов, подтверждающих образование в данной сфере миграционной петли. Если гипотеза миграционной петли верна, то процесс утечки капиталов можно рассматривать как естественную реакцию рыночных агентов на аномалии в хозяйственной системе. И как всякая объективная реакция рынка этот процесс оказывает на российскую экономику не только разрушительное, но и конструктивное влияние. Подобно практике неплатежей, выступающей для российских предприятий методом компенсации недостатка оборотных средств и улучшения структуры своих финансов, утечка капиталов служит для всей российской экономики механизмом