Смекни!
smekni.com

Оффшорный бизнес 2 (стр. 3 из 7)

Относительно количества создаваемых безналоговых компаний можно отметить, что в 1995 г., в период максимального роста оффшорного рынка, в различных Карибских центрах было учреждено примерно 60000 компаний. Одной из наиболее популярных юрисдикции являлись в тот период времени Британские Виргинские острова (BVI), в чьем регистре за 10 лет — с 1984 по 1994 г. было за­регистрировано 200 000 международных компаний, а сегодня их число превысило 600 000. Только в течение 1995 г. в данной юрисдикции было учреж­дено примерно 35 000 компаний. По экспертным оценкам, 15 000 компаний с оффшорными целями учреждается каждый год в Гонконге и еще около 50 000 в других оффшорных юрисдикциях. Это озна­чает, что полное количество компаний, учреждае­мых каждый год с оффшорными целями, превышало 130 000. Консалтинговые фирмы, работающие на этом рынке, полагают, что за период с 1995 по 2000 г. суммарно было учреждено еще примерно полмиллиона оффшорных компаний во всем мире. И число таких компаний растет и по сегодняшний день[5].

Проанализировав приведенные данные, а также исходя из изменений и практики применения оффшорных инструментов, можно выделить следующую периодизацию развития оффшорного бизнеса в глобальном масштабе[6].

Нулевой этап(до конца 1950-х гг.) - предва­рительный этап, формирования «оффшорного бизнеса» как такового еще не произошло, но еще с древнейших времен имели место примеры создания автономных образований,пользующихся теми или иными льготами и привилегиями по сравнению с остальной частью государства, которые можно считать «прообразом» оффшорных юрисдикции.

Первый этап(конец 1950-х - начало 1980-х гг.)- этап зарождения оффшорного бизнеса в его классическом смысле. Количество стран и число регистрируемых в них оффшорных компаний было незначительным. Метод оф­фшора применялся узко специализированно и разрабатывался индивидуально под каждого конкретного клиента, как правило, крупной компании.

Второй этап(конец 1980-х - начало 1990-х гг.)— этап роста. Список оффшорных юрисдикции существенно расширился, число регистрируе­мых в них компаний достигло максимума. Метод оффшорной оптимизации налогообложения стал широко известным и популярным, были созданы стандартные схемы применения безналоговых фирм, не требующие высококвалифицирован­ного консультирования. На рынок регистрации компаний вышло большое количество малых и средних адвокатских бюро и консалтинговых фирм. На национальном уровне начали прини­маться меры, призванные ограничить возмож­ности безналоговых компаний.

Третий этап(конец 1990-х — 2000 год) — этап стабилизации оффшорного бизнеса. На этом этапе впервые выдвигаются требования достижения большей прозрачности оффшорного бизнеса. Число регистрируемых компаний несколько снизилось, усложнились механизмы использования оффшорных фирм, некоторые юрисдикции прекращают оказывать оффшорные услуги и уходят с рынка. Возникает междуна­родное антиоффшорное регулирование.

Четвертый этап(2001 — 2004 гг.) — период кратковременного спада. Происходит умень­шение количества оффшорных зон и оффшорных компаний вследствие резкого увеличения степени их государственного и межгосударс­твенного регулирования. Резко ужесточаются требования к прозрачности в свете трагических событий в США в 2001 г., из-за чего ограничи­вается применение анонимных инструментов оффшорного бизнеса. Растет влияние на рынок неоффшорных банков и крупных консалтинго­вых фирм. Происходит возврат к индивидуаль­ным оффшорным инструментам.

Пятый этап(2004 г. - настоящее время) - период трансформации оффшорного бизнеса. Изменения в мировой экономике и усиление контроля приводят к трансформации оффшорного бизнеса. Некоторые страны уходят с этого рынка, другие - ищут новые ниши для применения оффшорных механизмов (например, оффшорный аутсорсинг услуг, различные услуги и операции на рынках информационных технологий, организация азартных игр через Интернет, кэптивное страхование, создание новых, удовлетворяющих всем международным требованиям организационно-правовых форм оффшорных организаций и пр.); третьи страны впервые входят в оффшорный бизнес.

На настоящий момент в мире действует около 35-40 стран, являющихся специализированными оффшорными юрисдикциями. Их доля в мировом ВВП относительно невелика- 1,22%, а за минусом промышленного производства и сельского хозяйства, которые не могут относиться к оффшорному сектору, она снижается до 0,79%. Тем не менее, по некоторым экспертным оценкам, примерно половина всех мировых финансовых транзакций осуществляется через оффшорные юрисдикции. В США 40% всех переводов средств в пользу иностранных получателей направляется именно в эти страны. Вместе с тем начиная примерно с 2000 г. период либерального отношения к оффшорному бизнесу сменился серьезным ужесточением контроля со стороны государственных властей. С этого вре­мени можно говорить о наличии согласованного международного антиоффшорного регулирования. Если раньше антиоффшорная борьба была скорее внутренним делом каждого отдельного государства, то в последние годы она принимает всемирный размах. Теперь в ней активно участвуют такие международные организации, как ФАТФ (FATF), ОЭСР и др. В связи с этим на действующем этапе оффшор­ный бизнес претерпевает существенные изменения, особенно в части повышения его «прозрачности»[7].

2.2 Международное регулирование оффшорного бизнеса

Поскольку международный оффшорный сектор, как часть архитектуры мировой финансовой системы, оказывает существенное влияние на состояние рынков капитала, деятельность оффшорных финансовых центров находится под при­стальным вниманием правительств и финансовых кругов различных стран. Активное участие в мониторинге режимов оффшорных финансовых центров принимают некоторые международные организации.

В 1999 году после азиатского финансового кризиса 1997-98 гг. при поддержке глав центральных банков и министерств финансов стран «большой семерки» был создан Фо­рум финансовой стабильности (FinancialStabilityForum). В его состав вошли представители центральных банков и казначейств, органов надзо­ра и регулирования, организаций по разработке и выполнению международных стандартов, а также эксперты по вопросам оценки состояния финансовых систем различных стран. Основные задачи Форума состоят в расширении сотрудничества между национальными и международными органами надзора в целях укрепления стабильности мировой финансовой системы, определение системных рисков при развитии глобальной экономики и создании международных правил и стандартов для финансовых институтов. Образованная в рамках Форума Рабочая группа по оффшорным финансовым центрам провела сравнительный анализ дея­тельности 30 ведущих оншорных финансовых центров и 37 финансовых центров преимущественно с оффшорными режимами[8].

При выборе оффшорных центров Рабочая группа использовала следующие основные характеристики, присущие оффшорным зонам:

- низкий налог или отсутствие налога на прибыль от предпринимательской деятельности или инвестиций;

- отсутствие подоходного налога;

- упрощенная процедура регистрации компа­ний и получения лицензий;

- мягкий режим надзора;

- использование трастов и других специальных корпоративных структур;

- отсутствие требования о физическом присут­ствии финансового учреждения или корпоратив­ной структуры в стране регистрации;

- неоправданно высокий уровень конфиденциальности в отношении клиентуры, основанный на законодательстве о строгом соблюдении профессиональной тайны;отсутствие вышеуказанных правил для резидентов.

По результатам проделанной работы Рабочая группа подготовила доклад, которыйбыл утвержден Форумом в марте 2000 г.На основании проведенного сравнительного анализа, оффшорные финансовые центры были разбиты на три группы. В первую группу включены юрисдикции, кото­рые отличаются высокой степенью надзора за деятельностью финансового сектора, соблюда­ют международные стандарты и сотрудничают с органами надзора других стран, По оценке Форума, указанным критериям отвечают всего четыре страны: Гонконг, Люксембург, Сингапур и Швейцария.

Ко второй группе относятся страны, которые по ряду показателей уступают странам первой группы. Это девять оффшорных юрисдикции: Ан­дорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибрал­тар, Малайзия (о. Лабуан), Макао, Мальта и Монако.

И, наконец, третью группу представляют 25 стран, финансовый сектор которых требует определенных изменений в плане улучшения про­зрачности, расширения обмена информацией, соблюдения международных стандартов. Это как, как правило, небольшие государства третьего мира (так называемые «кокосовые оффшоры»). В эту группу включены: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Нидерландские Антильские острова, Ниуэ, Панама, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшеллы, Багамы, Теркс и Кайкос, Вануату.

Среди организаций, занимающих наиболее жесткую позицию в отношении оффшор­ных юрисдикции, находится и ОЭСР. Она уже длительное время ведет активное наступление на так называемые налоговые гавани.Одним из последствий глобализации экономики стало обо­стрение проблемы сбора налогов государственными органами. Перевод штаб-квартир многих компаний в оффшорные центры стал излюбленным способом ухода от уплаты налогов. В течение достаточно продолжи­тельного времени многие оффшорные центры под разными предлогами отказывались от сотрудничества с другими государствами и группами стран на экономическом и правовом поле.В конечном итоге Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2000 г. была вынуждена выступить с докладом на тему «Пагубная налоговая конкуренция», в котором содержалось обобщение недобросовестной налоговой практики, и был представлен список из 35 оффшорных финансовых центров, которые своими чрезмерно льготными налоговыми правилами наносили ущерб международной торговле и инвестициям. Этим 35 оффшорным финансовым центрам ОЭСР предложила принять коллективное обязательство обеспечить более высокую степень прозрачности экономики и наладить сотрудничество с ОЭСР по борьбе с уклонениями от уплаты налогов. В противном случае в докладе была весьма определенно сформулирована фактическая угроза введения против указанных ОФЦ санкций со стороны ОЭСР. В докладе отмечалось также о необходимости отмены банковской тайны, так как она, ограничивая доступ к банковской информации правительственных учреждений, включая на­логовые органы, дает возможность отдельным налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов и осуществлять незаконные финансовые операции. Особую остроту эта проблема приобрета­ет в условиях глобальной экономики, когда налогоплательщики, корпоративные и индивидуальные, могут развивать международный бизнес и осуществлять свою деятельность практически в любой точке планеты. В результате, Комитет по налогам ОЭСР полагает необходимым осуществить следующие меры: