Если взглянуть на особенности процесса познания в России и на Западе, то, несмотря на формальную одинаковость научных процедур, можно выявить существенные различия. Ученые на Западе довольно своеобразны. Они все очень хорошие узкие специалисты, но целостного мировоззрения у них нет. Они не способны на крупные предвидения. Они должны отработать все кирпичики реальности и только потом идти дальше. Более того, американская наука (а она с огромным отрывом лидирует в мире) стремится не допускать столь уж резких прорывов, если только от них не будет немедленной отдачи в виде прибыли.
Итак, русская наука, видимо, из–за резкого ограничения средств вынуждена была либо их тратить на оборону страны, либо пытаться использовать преимущества системного мышления. Это особенно проявляются в сфере общественных наук. На Западе потребность во всеобъемлющей общественной теории решили просто. Они приняли к сведению, что их рыночная система идеальна (она для них, действительно, хорошо служила и еще послужит), а раз так, то надо просто вывести некоторые частные законы, которыми необходимо пользоваться в повседневной работе. Российские же ученые нуждаются во всеобъемлющих концепциях.
8. Проблемы интеллектуальной собственности в России
Опыт ряда государств, раньше чем Россия столкнувшихся с широкомасштабным оттоком интеллектуального потенциала и выработавших соответствующие защитные механизмы, показывает, что существует возможность в определенных пределах воздействовать на стихийный процесс «утечки умов» и уменьшить его отрицательные последствия для экономики страны.
Кардинальное решение экономики стояло бы в превращении процесса миграции ученых из одностороннего (Россия®Запад) в нормальный для всех развитых стран двусторонний процесс обмена научными кадрами. Оно, однако, может быть обеспечено только созданием в России нормального функционирующего гражданского общества, предъявляющего высокий спрос на научные идеи и разработки, возрождением российской культуры, сближением жизненного уровня и условий труда отечественных ученых и специалистов с условием, достигнутым в развивающихся странах. Понятно, что на сегодня такое решение еще не реально.
В России, к тому же, пока отсутствует комплексная законодательно–нормативная база, которая бы регулировала весь спектр отношений, связанных с внешней трудовой миграцией и прежде всего с вербовкой российских граждан, изъявивших желание работать за границей, обеспечила бы социальную защиту трудящихся мигрантов и их реэмиграцию.
Не сформирована система государственного регулирования миграционных процессов. Отсутствует орган, осуществляющий оперативные функции по реализации политики внешней трудовой миграции, и системы таких органов на местах, нет четкой регламентации деятельности посреднических фирм по трудоустройству российских граждан за границей, не отработан порядок взаимодействия таких фирм и государственных служб по регулированию внешней трудовой миграции.
Отсутствие адекватного регулирования рассматриваемого процесса может привести к ряду последствий:
· Усилению несбалансированности профессионально–квалификационной структуры на национальном рынке труда, сопровождающемуся отъездом на работу за границу работников дефицитных профессий;
· Росту масштабов нелегальных потоков внешней трудовой миграции;
· Социальной беззащитности российских граждан, работающих за рубежом и потере валютных поступлений от них;
· Недоиспользованию в стране приобретенных российскими гражданами во время работы и стажировки за границей профессиональных знаний.
Исходя из интересов российских граждан, и отправляясь к конвенции «О трудящихся мигрантах» Международной организации труда следует использовать имеющиеся возможности регулирования процесса эмиграции из России высококвалифицированных специалистов. Так в статье №10 упомянутой конвенции говорится:
«Когда число мигрантов, отправляющихся с территории одного государства на территорию другого достаточно велико, компетентные органы власти заинтересованных стран заключают, когда это необходимо, соглашение в целях регулирования вопросов, представляющих взаимный интерес». Кроме того, статья №3 требует от каждого участника конвенции принимать меры в пределах, разрешаемых законодательством страны против всякой вводящей пропаганды по вопросам эмиграции.
Это указывает на острую необходимость разработки государственной программы регулирования «интеллектуальной миграции» для объединения усилий государственных органов и альтернативных структур, международных организаций и фондов, научной общественности и средств массовой информации в деле защиты отечественного интеллектуального потенциала.
Главными целями этой программы должны быть:
Определение принципов и механизмов реализации долгосрочной политики России в области миграции ученых и специалистов;
Защита от гибели в результате неконтролируемой «утечки умов» жизненно важных сфер отечественной науки и ценных научных школ;
Сведение к минимуму ущерба народному хозяйству России от выбытия за рубеж научно–технической и творческой интеллигенции путем создания соответствующих организационно–правовых и социально–экономических условий труда и быта ученых и специалистов в России и их эффективного участия в международном разделении труда.
9. Программа регулирования «интеллектуальной миграции»
Основные мероприятия программы[2] представляется реализовать в 3 этапа:
На первом этапе в качестве центральных выделяются задачи введения стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки. Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.).
Вместе с тем уже на этом этапе необходимо принять экстренные меры для сохранения научной элиты России, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров.
На этом этапе большое значение имеет совершенствование законодательства. Создание нормативно–законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан.
Следует ввести положение, регулирующее деятельность государственных органов, коммерческих и предпринимательских структур, учреждений, представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством российских граждан. Необходимо добиваться, что бы за границей определялся порядок лицензирования привлечения иностранной рабочей силы — на основе предложений органов исполнительной власти регионов, входящих в состав Российской Федерации, был разработан типовой трудовой контакт между российской и иностранной сторонами.
Второй этап осуществления государственной программы связан с обретением отечественной наукой новой парадигмы[3] в условиях перехода общества к современным рыночным отношениям. На этом этапе должна происходить существенная перестройка структуры научных исследований при изменении источников их финансирования. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, становятся негосударственные структуры, акционерные общества, негосударственные фонды. Трансформация науки в этом направлении создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящих наукоемкую продукцию, что позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их рост.
Третий этап – перспективный этап регулирования «интеллектуальной миграции» начнется тогда, когда Россия преодолев трудности переходного общества, сформирует эффективно функционирующее гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющей высокий спрос на научные идеи. Этот этап должен открыть реальные возможности для широкого возвращения ученых–эмигрантов на Родину, а так же для привлечения иностранных ученых для работы в российских научных центрах (что было традиционным для отечественной науки до революции).
Предложенный организационно–экономический механизм позволит эффективно управлять процессом «утечки умов» на всех уровнях и в национальных интересах России.
Заключение
Развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем их реальные потребности. Все это способствует снижению оплаты труда и повышению интенсивности труда иностранных специалистов. Кроме того, оставшаяся невостребованная часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией. Многие артисты, врачи, ученые, инженеры – не могут устроиться по специальности и работают таксистами, сторожами, официантами. Печальный опыт ряда соотечественников тем не менее не служит фактором, сдерживающим дальнейшую эмиграцию из России и стран бывшего СССР. Но даже такая работа в чужой стране часто оплачивается выше, чем физик–ядерщик, врач, инженер, профессор получали у себя на родине. Поэтому поток квалифицированных работников уходит за границу и имеет тенденцию увеличиваться в связи со снятием ограничений на выезд и по мере обострения социально–экономических противоречий внутри страны.