К правовым гарантиям правового режима имущества военных организаций относятся следующие:
- наличие специальных государственных органов - подразделений юридической службы Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, военной прокуратуры и военных судов;
- наличие правовых средств обеспечения сохранности и целевого использования имущества военных организаций - права на обращение в суд общей юрисдикции и арбитражный суд, а также в военную прокуратуру, правовая экспертиза проектов приказов органов военного управления, актов списания материальных средств, проектов договоров и т.п.;
- предоставление органам военного управления права осуществлять контроль за соблюдением подчиненными правового режима имущества военных организаций;
- преобладание в нормативных актах, регулирующих правовой режим имущества военных организаций, военно-административных норм;
- установление специальной ответственности - материальной ответственности военнослужащих за причинение ими при исполнении служебных обязанностей материального ущерба.
В составе имущества, находящегося у военного учреждения на праве оперативного управления, может быть два вида имущества: 1) имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченными им органами), а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете; 2) доходы, полученные учреждением от деятельности, приносящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенное за счет этих доходов имущество, учитываемые на отдельном балансе. Правовой режим указанных видов имущества в части возможности распоряжения им различен.
Учреждение, владеющее военным имуществом первого из указанных видов, владеет, распоряжается и пользуется им в пределах прав, установленных законом, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Если для конкретного перечня военного имущества законом, постановлением Правительства Российской Федерации или правовым актом иного уполномоченного органа не установлены особенности, то действуют общие нормы, согласно которым военное учреждение не может распорядиться имуществом, как закрепленным за ним, так и приобретенным на деньги, выделенные по смете. Оно вправе распоряжаться только денежными средствами, выделенными по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.
Военным имуществом второго из указанных вида, если таковое у него имеется, военное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. В этом случае правовой режим данного имущества такой же, как режим, свойственный праву собственности.
Вместе с тем некоторые федеральные законы предусматривают возможность учреждениям быть собственниками определенного имущества. Так, в соответствии с п.7 ст.39 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
В связи с вышесказанным возникает закономерный вопрос о том, на каком праве находятся средства, поступившие в военное образовательное учреждение вышеуказанными способами (см., например, распоряжение мэра Москвы "О передаче Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации двух автобусов" от 11 февраля 2000 г. N 161-РМ).
В законодательстве остается неурегулированным вопрос о правовом режиме имущества, приобретаемого воинскими частями как бюджетными учреждениями по основаниям, допускаемым законом. Имеются в виду доходы от подсобного хозяйства и подсобных предприятий воинских частей, а также полученные в результате переработки имущества и обращения в собственность общедоступных для сбора вещей, в связи с чем в научной литературе предлагается разрешить этот вопрос посредством изменения положений ст.299 ГК РФ и предоставления учреждениям возможности иметь в указанных случаях военное имущество на праве собственности или хозяйственного ведения.
При рассмотрении данных вопросов следует исходить в первую очередь из того, что данные положения законов (признающие право собственности образовательных учреждений, в том числе и военных) вступают в противоречие с п.2 ст.299 ГК РФ, а также п.12 ст.1 Федерального закона "Об обороне", устанавливающим, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Кроме того, следует учитывать, что военное учреждение создается государством для решения конкретных задач по обеспечению обороны и безопасности Отечества, поэтому вся деятельность военного учреждения и находящееся у него имущество (в том числе поступившее не из государственных фондов) должны быть направлены на решение именно этих задач.
Самостоятельное распоряжение доходами от разрешенной деятельности должно ограничиваться рамками целей деятельности и задачами военного учреждения. Такие доходы должны в первую очередь использоваться на насущные потребности военной организации: боевую подготовку, патриотическое воспитание личного состава, укрепление материально-технической базы военного учреждения, улучшение продовольственного, вещевого, бытового и иного обеспечения военнослужащих, а также другие мероприятия, направленные на укрепление боеготовности войск в целом.
Здесь уместным будет отметить, что участие военных учреждений в осуществлении приносящей доход деятельности противоречит в целом сущности и предназначению Вооруженных Сил (других войск, воинских формирований и органов) в обществе и государстве. Разрешение на осуществление такой деятельности обусловлено финансовой несостоятельностью государства обеспечить в полном объеме потребности войск.
Поскольку военные учреждения по признакам, определенным Бюджетным кодексом Российской Федерации, являются бюджетными, в связи с чем в пределах сметы доходов и расходов имеют право на использование бюджетных средств, а также самостоятельны в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, то командир (начальник) военной организации в форме учреждения является распорядителем кредитов. О наличии у руководителя военного учреждения прав распорядителя кредитов свидетельствует в первую очередь самостоятельное финансовое хозяйство воинской части.
Особый административно-правовой статус военных учреждений и обусловленная им целевая гражданская правоспособность определяют ограниченный характер их имущественной ответственности как бюджетных организаций, а также субсидиарный характер ответственности государства в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по обязательствам военного учреждения.
В зависимости от правового режима имущества, закрепленного за военными предприятиями, различают военные федеральные государственные унитарные предприятия, обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения, и военные казенные предприятия, обладающие своим имуществом на праве оперативного управления.
Порядок отпуска материальных средств военным предприятиям определяется постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами министра обороны, других органов федеральной исполнительной власти, в ведении которых эти предприятия находятся. При этом машины, оборудование и инвентарь, относящиеся к основным средствам, отпускаются военным предприятиям, как правило, бесплатно, что объясняется принадлежностью предприятий, целями и заданиями их собственников в лице Правительства Российской Федерации и других уполномоченных органов. Децентрализованная заготовка материалов, запасных частей и инструментов производится непосредственно предприятиями по договорам с поставщиками в порядке, установленном действующим законодательством.
Истребование военными предприятиями материальных средств, отпускаемых за плату или бесплатно, производится через центральные управления Министерства обороны и управления (отделы) военных округов по подчиненности на основании штатов, табелей, норм и планов обеспечения, а также на основании техпромфинпланов военных предприятий.
Военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, распоряжается принадлежащим ему движимым имуществом самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством, и не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, а также сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного предприятия. При этом следует учитывать, что в отношении сделок с недвижимым имуществом военных предприятий требуется согласование, которое осуществляет Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
Движимым и недвижимым имуществом военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными, не порождающими правовых последствий с момента их заключения.
Следует также отметить, что военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника в лице уполномоченных органов совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Такие сделки должны соответствовать предмету и целям деятельности этого предприятия.