Смекни!
smekni.com

Воинская часть, ее гражданско-правовое положение (стр. 1 из 9)

Наиболее распространенной и характерной для Вооруженных Сил военной организацией является воинская часть. Воинские части - это состоящие, как правило, на государственном федеральном бюджете России боевые подразделения, являющиеся в тактическом, административном и хозяйственном отношении самостоятельными организационными единицами Вооруженных Сил Российской Федерации, повседневная деятельность которых регламентируется специфическими военно-административными актами - общевоинскими и специальными уставами, положениями, наставлениями и другими нормативными правовыми документами. К воинским частям относятся полки (корабли 1 ранга), бригады, отдельные батальоны, дивизионы и авиаэскадрильи, не входящие в состав полков, корабли 2 ранга, отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков, корабли 3 ранга, а также другие им подобные воинские формирования.

Кроме воинских частей, к военным организациям относятся различные военные предприятия, военные комиссариаты, военные учебные заведения, военные представительства, военные суды и военные прокуратуры, военные комендатуры, а также многие другие организации, основным предназначением которых является не столько выполнение боевых задач, как это свойственно для воинских частей, сколько всестороннее обеспечение нормальных условий жизнедеятельности войск, способствующих выполнению ими задач по вооруженной защите Отечества.

Поскольку изначально вооруженные силы государства по своей природе и предназначению призваны в силу специфики задач и методов их решения осуществлять свою деятельность с использованием средств вооруженной борьбы, путем ведения боевых и иных действий с применением оружия и средств защиты, то это не может не отразиться на организации и деятельности военных организаций, укладе их жизни и быта, правовом положении как самих этих организаций, так и состоящих в них граждан.

Особенности организации и деятельности военных организаций обусловлены в первую очередь принципами строительства Вооруженных Сил, такими как максимальная централизация и единоначалие в военном управлении; административно-хозяйственная самостоятельность воинских частей и других военных организаций; подчинение их вышестоящим военным организациям (органам военного управления); поддержание в военных организациях строгой воинской дисциплины и др.

Кроме того, на специфику организации и деятельности военных организаций оказывают существенное влияние такие факторы, как система устройства Вооруженных Сил (других войск, органов и воинских формирований), их общая организация; принципы комплектования войск; прохождение в военных организациях военной службы (как по контракту, так и по призыву); правовые основы организации материально-технического снабжения военных организаций, войскового хозяйства, различных видов довольствия военнослужащих; полномочия государственных органов в области обороны, а также функции, обязанности и права центральных, окружных и других органов военного управления и т.п.

Следует отметить в качестве особенности также и то обстоятельство, что ряд военных организаций не входят в систему органов военного управления Вооруженных Сил, других войск, военных формирований и органов в силу специфики стоящих перед ними задач. В частности, в их числе можно указать военные суды и военные прокуратуры, которые хотя и создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, однако не подчинены ни руководителям этих военных организаций, ни их вышестоящим начальникам.

В силу специфики своей деятельности, обусловленной необходимостью зачастую действовать скрытно, военная организация может иметь, кроме действительного, также и условное наименование. В таких случаях сведения о действительных наименованиях военных организаций являются, как правило, закрытыми, не подлежат разглашению, имеют ограниченный доступ и могут предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Именем (наименованием) воинской части как участника гражданских правоотношений должно считаться ее условное наименование. Однако в тех случаях, когда военная организация не имеет условного наименования, ее именем является действительное наименование.

Особенности военной организации как юридического лица. Военная организация может иметь статус юридического лица, который оказывает существенное влияние на ее правовое положение (преимущественно в сфере гражданско-правовых отношений), поскольку единственной формой, в которой может проявляться гражданская правосубъектность организации, является форма юридического лица, и, не обладая статусом юридического лица, общественное образование не может быть признано субъектом имущественных правоотношений, регулируемых гражданским законодательством. В этом смысле можно говорить о военных организациях (имеющих статус юридического лица) как о разновидности юридических лиц, которые выполняют функции в области обороны и организационно входят в состав Вооруженных Сил (других войск, воинских формирований и органов) либо в которых предусмотрено прохождение военной службы, хотя они и не входят в состав указанных органов.

Правовое положение военной организации, являющейся юридическим лицом и вынужденной принимать участие в гражданском обороте, определяется гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных военным правом.

Правовые основания участия военных организаций в гражданском обороте закреплены в различных правовых актах, таких как Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", Положение о войсковом (корабельном) хозяйстве и др.

Следует также учитывать, что гражданские правоотношения с участием воинских частей играют значительную роль в организации материального обеспечения войск и сил флота, поскольку нужды войск в товарах, работах и услугах настолько многосторонни и разноплановы, что обеспечить их в полном объеме в централизованном порядке не представляется возможным, в связи с чем военные организации вправе в установленном порядке на договорной основе восполнять свои потребности в товарах, работах и услугах, необеспеченных вышестоящими довольствующими органами.

Используя выделенные военной организации по смете из федерального бюджета денежные средства, а также находящееся у нее военное имущество, полученное от приносящей доход деятельности, военная организация может вступать в разрешенные ей гражданские правоотношения. Как обладающие гражданской правосубъектностью воинские части и другие военные организации выступают в гражданском обороте на равных началах с остальными субъектами гражданского права, но в то же время их гражданская правосубъектность имеет и некоторые особенности. Эти особенности определяются общественно-публичным характером военной организации. Главная особенность гражданской правосубъектности военной организации заключается в том, что при определении характера и содержания ее гражданской правоспособности следует иметь в виду, что военные организации в отличие от остальных юридических лиц созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Поэтому гражданская правосубъектность военной организации хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер. Военная организация как субъект гражданского права может иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям ее деятельности и публичным государственным интересам, которые необходимо закреплять в учредительных документах военной организации.

В связи с изложенным в условиях Вооруженных Сил (других силовых ведомств, в которых предусмотрена военная служба) гражданские правоотношения являются тесно связанными с военно-административными отношениями и нередко имеют один и тот же объект, но используют при этом различные методы правового регулирования. Для военных учреждений, финансируемых в бюджетном порядке, имеющих ограниченную правоспособность, характерными являются не все виды гражданских правоотношений, а лишь те из них, которые непосредственно связаны с выполнением функций обороны. Такими являются гражданские правоотношения, возникающие из актов военно-административных органов (централизованное снабжение), из договоров и иных сделок, а также по иным законным основаниям и из деликтов.

Гражданско-правовой статус воинских частей и иных военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (других воинских формирований и органов), являющихся субъектами гражданских правоотношений, недостаточно четко определен в современном законодательстве Российской Федерации, что затрудняет их участие в гражданских правоотношениях.

Военная организация в соответствии с требованиями гражданского законодательства признается юридическим лицом, если она обладает существенными признаками: имеет в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеет самостоятельный баланс или смету.

Необходимо сразу оговориться относительно правильного понимания и толкования применяемых в законодательстве терминов "организация" и "военная организация". Так, при разработке терминологического аппарата Федерального закона "Об обороне" законодатель употребил термин "военная организация" в широком смысле - для характеристики Вооруженных Сил как организационно-властной структуры, т.е. в административно-правовом аспекте, и этим термином обозначается военная организация государства. Употребление в вышеназванном Законе этого термина следует рассматривать с точки зрения того, что Вооруженные Силы Российской Федерации являются одним из основных государственных институтов, обеспечивающих обороноспособность государства. Поэтому положения ст.55 ГК РФ, определившие невозможность существования одной организации в рамках другой организации, не препятствуют признанию воинских частей и других военных организаций самостоятельными юридическими лицами по признаку наличия у них организационного единства. Вооруженные Силы Российской Федерации в целом представляют собой поэтому только орган военного управления, исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, но не самостоятельный субъект гражданских правоотношений.