Другая серьезная проблема - это субсидиарная ответственность, которую согласно главе 54 ГК несет российский франчайзор за деятельность франчайзи. Например, если где-нибудь в Сибири франчайзи нарушает стандарты московского франчайзора, то потребитель-сибиряк имеет право спросить за это со столичного хозяина франшизы.
Во Франции, например, субсидиарная ответственность распространяется на франчайзоров только в том случае, если они поставляют продаваемый продукт. Если товар или услуга производится обладателем франшизы, то ответственность лежит на одном лишь франчайзи.
У ОАО "ЛУКОЙЛ", которое продает франшизы на устройство бензозаправочных станций, в районах, где действует франшиза, постоянно работают специальные контрольные отделы франчайзинга. Необходимость жесткого контроля франчайзи, делает франчайзинг очень похожим на обычное корпоративное развитие. Требование обязательной субсидиарной ответственности франчайзора противоречит самой идее франчайзинга.
Помимо вышесказанного в нашем законодательстве есть масса других положений, мешающих развитию франчайзинга. Например, глава 54 ГК почему-то сориентирована исключительно на торговый бизнес и фактически исключает франчайзинг производителя. Из-за подобных препон предприниматель просто не видит для себя реальных преимуществ в покупке франшизы
Еще одна проблема российского франчайзинга - в неграмотности многих чиновников и депутатов. Они не знают, что это такое. Об этом говорит Константин Комиссаров из "Русского бистро": "Работать франчайзору в Москве просто невозможно. Ни один чиновник не знает, что такое франчайзинг. При проверках возникают постоянные проблемы с тем, что договор о концессии, несмотря на всю законность, не является для них серьезным документом".
Другая проблема - это нехватка денег у мелких предпринимателей. Как сказал руководитель отдела развития фирменной сети и франчайзинга компании "Эконика" Олег Соловьев, для ремонта и обустройства помещения по стандартам "Эконики" необходимо $15 000 - $20 000. На закупку достаточной для начала торговли партии обуви необходимо около $50 000. Получается $65 000 - $70 000, не считая аренды помещения. "Для малого предпринимателя это очень серьезные деньги, - говорит Соловьев, - а получить кредит в банке практически невозможно. Все только говорят о поддержке малого предпринимательства, но на деле ничего не происходит". Причем "Эконика" вообще не берет платы за использование франшизы, ее выгода - в эксклюзивных поставках.
Чтобы создать благоприятную среду для развития франчайзинга, необходимо прежде всего внести изменения в законодательство. Необходимо принять федеральный закон о франчайзинге, создавать условия, при которых франчайзи смогут, наконец, получать кредиты, например, под залог будущего бизнеса франчайзи и под гарантии франчайзора.
Очень хорошо организована поддержка франчайзинга в Великобритании, банк дает предпринимателю деньги, а государство берет на себя гарантии на 80% от суммы кредита. Также во многом развитие франчайзинга тормозит отсутствие предпринимательской культуры. Именно поэтому большинство иностранных компаний предпочитает не продавать в России франшизы, а организовывать бизнес своими силами.
Несмотря на несовершенство законодательства, франчайзинг в России развивается. Сфера применения этой схемы ведения бизнеса такая же, как во всем мире: больше всего франшиз предлагается в общепите и сфере обслуживания. Кроме того, франчайзинг по-прежнему активно используется нефтяными компаниями при создании сетей автозаправок.
Практика развития франчайзинга за рубежом показывает, что иностранные компании, несмотря на высокую стоимость своих франшиз, достаточно широко представлены на местных рынках. Сегодня в Польше действует около 80 франчайзинговых сетей, более 80% которых принадлежит иностранцам. Из 400 венгерских франшиз около половины контролируется зарубежными компаниями.
В России также есть примеры приобретения франшизы компаний с мировым именем, работающих в ресторанном бизнесе. Классический образец — появление в Москве сильных мировых брэндов fast food: Pizza Hut и KFC, которыми владеет американская Tricon Restaurants Int. Сингапурская Acma открыла в столице на основе франчайзинга рестораны Tricon. Ей также принадлежат кафе DeliFrance и Coffee Club. Концепции ресторанов различны, поэтому под каждый свой проект владельцы Acma предпочитают учреждать отдельное предприятие.
Однако тягаться с крупными мировыми корпорациями (ежегодный оборот Tricon Restaurants Int. составляет порядка 20 млрд. долл.) в России пока мало кому по силам, тем более что в нашей стране пока нет даже обучающего методического центра, хотя существующая Российская Ассоциация франчайзинга (www.a-z.ru) могла бы выступить инициатором его создания.
Российские компании-франчайзеры считают, что в ГК есть статьи, написанные в ущерб их интересам.
Во-первых, по ст.1034 ГК РФ франчайзер несет солидарную ответственность за франчайзи. На первый взгляд логика понятна: законодательство устанавливает повышенную защиту прав потребителя концессионных (франчайзинговых) товаров, работ и услуг, предусматривая субсидиарную ответственность правообладателя за их качество. Вступая в отношения с пользователем, потребитель вправе рассчитывать на получение результата, эквивалентного тому, который он получил бы непосредственно от правообладателя. Для обеспечения этого определенные обязанности возложены на франчайзера.
Итак, требования к правообладателю определены в Общих правилах об ответственности продавца за качество продаваемых товаров, установленных ст.469–477 ГК (см. также Специальные правила о розничной купле-продаже — ст.503–505ГК) и в Общих правилах об ответственности подрядчика за качество выполненных работ, установленных ст.721–725 ГК (см. также Специальные правила об ответственности за качество работ, выполняемых по бытовому подряду — ст.737 ГК). Эти правила распространяются и на оказание возмездных услуг. Таким образом, если по договору франчайзинга (договору концессии) пользователь не только продает, но и сам производит товар правообладателя (производственный франчайзинг), то потребитель имеет право заявить свои требования по поводу такого товара как любой, так и обеим сторонам. Однако солидарная ответственность предусматривает корпоративное ведение бизнеса, а франчайзи — это все-таки независимый предприниматель. А из-за отсутствия соответствующих нормативных рычагов франчайзер лишен возможности цивилизованного давления на недобросовестного франчайзи, бросающего тень на всю структуру.
Во-вторых, не удовлетворяет франчайзеров и требование не изменять условия договора при его продлении. Если ситуация на рынке меняется, то правообладатель вынужден перезаключать договор в ущерб своим интересам.
В-третьих, компания, продающая концессию, не имеет права диктовать франчайзи свою ценовую политику. Так, ст.1033 ГК содержит запреты на включение в договор условий, ограничивающих права пользователя (по вопросам цены продаваемых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и определения круга потребителей), под страхом их недействительности (ст.422 ГК)!!! А если партнеры не согласятся поддерживать единый уровень цен, и их предприятия, скажем, два «Ростикcа», будут расположены рядом, то что делать? Идти франчайзеру в суд бесполезно — требования компании к проведению единой ценовой политики скорее всего будут признаны безосновательными.
Подобные законодательные ограничения заставляют российских франчайзеров быть особенно осторожными в выборе потенциальных партнеров. К примеру, именно поэтому «РосИнтер» (торговая марка «Ростикc»), чтобы минимизировать риски, связанные с недобросовестностью франчайзи, продает свои франшизы только в Москве и Подмосковье, т.к., по мнению руководства этой франчайзинговой системы, здесь легче найти надежных контрагентов.
§3.2 Проблемы франчайзинга в России и способы их разрешения
Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.
История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению. А для этого необходимо уточнение основных понятий и определений, характеризующих этот экономический инструмент. В отечественной экономической литературе этот термин уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.
Анализируя различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение: Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта. Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара. Этот товар должен обладать следующими признаками: