Смекни!
smekni.com

Войны и становление международного гуманитарного права (стр. 2 из 3)

Война действует в прямо противоположном направлении. Она не только проповедует и просит убийства противника, разрушения его дома, но и оправдывает это. Ей не по нутру личная инициатива человека, если она не связана с борьбой против неприятеля. От солдата не требуется рассуждений, а лишь повиновение. Им командуют, ему приказывают, он подчиняется. Вся военная служба, вся казарменная муштровка ориентированы на то, чтобы сделать из него слепое орудие в руках начальников, чтобы из живой автономной личности сделать машину, целиком управляемую сверху. Война приучает народ к рабству, власть - к диктатуре и абсолютизму. Главнокомандующий во время войны - абсолютный повелитель и армии, и гражданского общества. Его деяния не подлежат дискуссии, его воля - закон. Он может бросить на погибель сотни тысяч людей, и никто не вправе отменить его приказ.

Наконец, война не только резко уменьшает количество населения, но и изменяет его качественный состав. Она выбивает из жизни наилучших - самые интеллектуальные, здоровые и трудоспособные группы населения, оставляя доживать свой век больных и нетрудоспособных. В итоге ухудшается генофонд народа, нации, т.е. общества.

Последнее событие используется властью в собственных корыстных целях. Как подчеркивал П.А. Сорокин, комментируя вышеизложенные суждения Г. Спенсера, всякое правительство стремится к беспредельному расширению собственной компетенции и власти. Понятно, что индивиды, которые были более сильны физически, более развитые интеллектуально, более волевые и морально способны более удачно сопротивляться данной тенденции власти, чем индивиды слабые и физически и психически. Война, унося из жизни главным образом наилучших и мощных, тем самым содействует росту правительственной опеки и вмешательства в дела общества и падению размера свободы и автономии подвластных.

Остается добавить, что подготовка к войне ложится тяжким бременем на экономику страны, жизненный уровень народа - в особенности той страны и того народа, которые не относятся к числу преуспевающих. [5]

2. Законы и обычаи ведения войны

Длительное время народы и страны воевали друг с другом, не соблюдая и не признавая никаких правил ведения военных действий. Фактически, таковых правил в виде общепризнанных правовых норм, либо законов и не было. Война в древности объявлялась не только неприятельскому государству и его вооруженным защитникам, но и вообще всем лицам, которые находились на неприятельской местности. Жизнь и собственность мирного населения отдавались на произвол фаворита. Попавшие в плен неприятельские лица без различия пола и возраста подлежали смертной экзекуции либо обращались в рабов. Они числились собственностью захватчиков.

Но рвение к определенному упорядочению, ограничению произвола и насилия, т.е. к гуманизации войны, тоже проявлялось со старых времен.

“Убей как можно меньше…" старый Восток оставил будущим поколениям людей главные идеи, которые много позднее сформировались как законы и обычаи ведения войны. Так, в древнекитайском кодексе “Си Ма” содержались правила, которыми обязаны были руководствоваться воины, находясь на поле боя: “убей как можно меньше, причини малый вред, как это возможно", “не нападай на неприятеля, когда он находится в беде”, “если неприятель ранен - лечи его". Там же содержались положения, обеспечивающие защиту гражданского населения, в особенности стариков и детей; запрещавшие уничтожать жилые постройки, грабить торговые лавки, конфисковывать зерно и сельскохозяйственные орудия труда, вырубать леса. В Древнем Китае существовали также обычаи, запрещавшие убийство военнопленных и предусматривавшие их освобождение после окончания войны и подписания мирного договора.

Естественно, ни Чингисхан, ни Тамерлан, ни их полководцы и воины не следовали этим заветам предков. Может быть, они и не знали о них. Горы трупов, отрубленных человеческих голов, пепелища селений и городов оставляли после себе эти завоеватели. Не отставали от них и завоеватели Запада. Во время крестовых походов и религиозных войн церковная церковь открыто призывала к полному физическому истреблению “неверных и еретиков". [8]

Тем не менее, человечество продолжало вынашивать мечту о гуманизации войн и даже об их полном прекращении. Известный писатель-гуманист эры Возрождения Эразм Роттердамский в трактате “Жалобы мира” призывал монархов покончить с войнами. В XVII в. родилась мысль установить общий мир методом договора между государствами. Одним из её горячих приверженцев был Руссо. Выдающийся голландский юрист Г. Гроций (1583-1645) в собственном главном труде “О праве войны и мира” писал: “Невозможно не только не согласиться с измышлениями неких, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну по другому, как соблюдая границы права и добросовестности". Он считал, что состояние мира лучше состояния войны, но если война началась, она обязана завершиться миром.

Великий И. Кант в самом конце XVIII в. выступил с трактатом “К вечному миру”, в котором обосновал неизбежность установления всеобщего мира на Земле. При этом он обращался не к милости монархов, а к исторической необходимости, заставляющей исключить войну из сферы интернациональных отношений, - или прекращение войн методом интернационального контракта, или вечный мир на “гигантском кладбище человечества”. Кант, привыкший додумывать все до конца, был первым, кто предупредил народы о способности вселенской военной катастрофы.

В XIX в. были приняты первые международные акты о правилах ведения войны, в разработке которых видную роль сыграла Россия. Так, в 1874 г. по инициативе России в Брюсселе прошла интернациональная конференция по выработке кодекса законов и обычаев войны. В проекте кодекса содержались такие принципы, как защита гражданского населения и гражданских объектов, уважение религиозных убеждений, чести мирных жителей, защита культурных и исторических ценностей и т.д. И хотя дальше обсуждения этих вопросов дело тогда не пошло, конференция подготовила почву для последующего принятия таковых документов.

Важнейшие международно-правовые политические документы. Общепризнанные законы и обычаи войны были закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны 1899 и 1907 г., Которые получили название “право Гааги"; в Женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых либо остальных схожих газов и бактериологических средств 1925 г. (Показательно, что во второй мировой войне эти средства не использовались). Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., Получивших название “право Женевы”; Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.; Конвенции о запрещении либо ограничении некоторых видов обычного оружия, которые могут считаться чрезмерно жестокими либо имеющими неизбирательное действие, 1980 г.; в уставах и приговорах Нюрнбергского и Токийского интернациональных военных трибуналов.

Известный русский юрист-международник И.П. Блищенко подчеркивает: “Действующие международные договоры и соглашения исходят из того, что требованиям гуманности, человеколюбия и публичного сознания обязано отдаваться предпочтение перед требованиями военной необходимости”.

Запрещая применение более ожесточенных средств, устанавливая уголовную ответственность за военные преступления, законы и обычаи войны объективно содействуют смягчению хода и последствий войны.

Защита гражданского населения в войне. Женевская Конвенция 1949 г. Возьмем, к примеру, лишь один, но самый актуальный для современных войн вопрос - о защите гражданского населения. Удельный вес жертв посреди мирного населения составил в первой мировой войне 5% всех погибших, во второй мировой - 50%, в войнах в Корее - 84%, во Вьетнаме - около 90%, в Чечне, по предварительным данным, - до 95%. [9]

Конвенция о защите гражданского населения во время войны - одна из более принципиальных Женевских конвенций о защите жертв войны, принятых 12 августа 1949 г. (И ратифицированных Президиумом Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г). Она состоит из четырех разделов.

В разделе I содержатся общие положения. Тут сходу же подчеркивается, что Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при всех обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать Конвенцию.

В разделе II, названном “Положения общего характера о защите населения от неких последствий войны", содержится, в частности, констатация того, что изложенные в нем положения касаются всего населения находящихся в конфликте государств без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, религии либо политических убеждений; что эти страны должны оградить от действий войны покалеченных и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста. Все эти слои населения пользуются особым покровительством и защитой.

В разделе III о статусе покровительствуемых лиц и обращении с ними содержится принципиальное указание на то, что за исключением особых мер, предусмотренных Конвенцией, положение покровительствуемых лиц в принципе регулируется правилами, касающимися обращения с иностранцами в мирное время.

В части Конвенции, посвященной оккупированным территориям, содержится принципиальная констатация того, что оккупирующая держава не может депортировать либо перемещать часть собственного гражданского населения на оккупированную ею местность.

В разделе IV “Выполнение Конвенции" выделим две статьи. В ст.144 сказано, что стороны обязуются как в мирное, так и в военное время распространять может быть шире текст Конвенции в собственных странах и, в частности, включить её исследование в учебные программы военного и, если может быть, гражданского образования с тем, чтоб с её принципами было ознакомлено все население в целом. Гражданские, военные, полицейские и остальные власти, которые во время войны несут ответственность за покровительствуемых лиц, обязаны иметь текст Конвенции и быть специально ознакомлены с её положениями.