Содержание
Введение. Цели и задачи исследования
1. Война и её влияние на общество
2. Законы и обычаи ведения войны
Выводы исследования
Литература
Войны - величайшая трагедия в истории человечества. Свыше 15 тысяч больших и малых, длительных и скоротечных прогремело над планетой за всю историю мировой цивилизации.
20 век является веком небывалых социальных потрясений: две мировые войны, в ходе которых использовались новейшие средства массового уничтожения людей, десятки кровопролитных региональных конфликтов, распад мировых империй, неоднократная перекройка политической карты мира, социальные революции - все это является неотъемлемой чертой столетия.
Непосредственной жертвой возникающих конфликтов является человек, права и достоинство которого нередко попираются. Наиболее вопиющие факты подобных нарушений были вскрыты еще на Нюрнбергском процессе. Процесс над главными нацистскими преступниками установил чудовищные факты глумления над человеческой личностью, грубейшие нарушения прав гражданского населения, раненых, больных и военнопленных. К сожалению, эти права неоднократно нарушались в локальных конфликтах и войнах и после второй мировой войны. В связи с этим главной целью нашего исследования является: показать как в ходе войн, сопровождающих человечество со дня его появления, идет становление международного гуманитарного права. И задача, которую нужно решить: возможно ли посредством норм международного гуманитарного права уменьшить бедствия и страдания людей, причиняемые войной. И ответ на этот вопрос должен быть положительный.
Война есть вооруженное противоборство стран, народов, классов, разных социальных, государственных, религиозных и иных групп. Это крайнее средство разрешения противоречий между ними.
Генезис войны уходит вглубь доклассовой истории человечества. Но имевшие тогда место вооруженные столкновения между родами и племенами не были в полном смысле войнами. Английский историк А. Тойнби справедливо отмечал, что война - “дитя цивилизации", ибо возможность ведения войны предполагает минимум техники и организации и прибавочный продукт, превосходящий то, что нужно для обычного существования, а эти движущие силы войны отсутствовали у первобытного человека". [9]
Ф. Рабле, французский писатель-гуманист XVI в., как-то произнёс, что человек создан природой для мира, а не для войны. Между тем со времени возникновения цивилизации и до середины XX в., т.е. приблизительно за пять с половиной тысяч лет, мир на Земле царил только три столетия, а в остальное время шли войны. Их было более 15 тысяч. Лишь в Европе они унесли в XVII в.3 млн., В XVIII в. - более 5 млн., В XIX в. - 6 млн., В XX в. - более 70 млн. жизней. Всего в больших и малых войнах погибли более 3 млрд. человек. Причем до середины XX в. прослеживается закономерность: с повышением уровня цивилизации возрастало число войн.
Война тесно связана с политикой и с государством как важнейшим политическим институтом. Существует особый вид политики - военная политика, которую правительство осуществляет постоянно - как в мирное время, так и во время войны. В мирное время военная политика страны ориентирована на то, чтоб лучше приготовиться к будущей войне - все равно, собирается ли это правительство нападать на кого-то, либо защищаться. Среди обстоятельств, вызывающих войну, на первом месте, как правило, стоят политические предпосылки. Итоги войны приводят к значимой корректировке политики - как той страны, которая выходит победителем в войне, так и той, которая оказывается побежденным. Часто итогом войны является поглощение одной страны другой, т.е. побежденный народ перестает существовать как правительство. Либо, напротив, итогом войны может быть распад огромного, “имперского" государства и образование на его месте новых государств. [5]
Неразрывность политического и военного управления обеспечивается тем, что высший политический управляющий страны (монарх, президент, премьер-министр) является часто высшим военным управляющим - Верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами.
Войны бывают различными. Их характер традиционно определяется по трем основаниям: морально-правовому, социальному и территориальному.
Согласно морально-правовому основанию войны разделяются на справедливые и несправедливые, законные и незаконные. Справедливой и законной считается воина, которую ведет правительство либо народ, подвергшиеся агрессии со стороны другого страны либо народа, а также война, которую ведет народ за свое социальное либо национальное освобождение. Для агрессора и угнетателя война против другого народа и страны не может быть ни справедливой, ни законной.
По социальному основанию войны разделяются на гражданские (между различными классами и социальными группами внутри страны), межнациональные (когда воюют между собой представители различных национальностей) и религиозные (когда воюют между собой представители различных конфессий). Это, так сказать, “идеальные типы” войны. На практике межнациональные войны могут иметь религиозный аспект и напротив. [7]
Наконец, по территориальному основанию, т.е. размерам местности, на которой идет война, различаются локальные войны (как правило, между двумя соседними небольшими государствами либо религиозными общинами), региональные войны (охватывающие большой регион и несколько стран) и мировые войны.
Что несет с собой война? Многие мыслители прошлого разглядывали историю человечества как “историю войн", а сами войны - как естественное и даже нужное состояние политической жизни общества. Гераклит называл войну “отцом и царем и господином всех”. Он порицал Гомера за пацифизм; “Гомер, молясь о том, чтобы “вражда сгинула между богами и между людьми", сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех существ, ибо они появляются в силу противоборства и противодействия”3. Через два с лишним тысячелетия Гегель напишет:
“Из войны выходят укрепленными не только народы-победители, но и нации, внутри которых есть непримиримые антагонизмы, обретают внутреннее спокойствие благодаря внешним войнам”.
Если исходить из того, что Гегель имел в виду народы и нации, вышедшие из войны фаворитами, то, может быть, есть примеры, согласующиеся с этим утверждением. Но даже те войны, которые имели место при жизни этого великого германского философа, свидетельствуют о другом.
Так, французский народ из наполеоновских войн не вышел укрепленным и не обрел внутреннего спокойствия, если не считать сотни тысяч тех, кто обрел вечный покой на полях схваток. Он обрел реставрацию старой королевской власти - вместо Людовика XVI, казенного по постановлению Конвента в 1793 г., владыкой стал Людовик XVIII, который, как скоро выяснилось, “ничему не научился". Новая революция была не за горами.
Не обрел внутреннего спокойствия и российский народ, вышедший победителем в Отечественной войне 1812 г. И последующей антинаполеоновской военной кампании. Скорее напротив. Как отмечал В.О. Ключевский, эта война оказала неодинаковое действие на российское общество и на российское правительство. В первом она вызвала необычное политическое и нравственное возбуждение. В неофициальной периодической литературе того времени печатались статьи под заглавием “О конституции", в которых доказывалась “доброта представительных учреждений”. Произносились речи о политической свободе. В большой степени это было вызвано тем, что российская армия, её солдаты (в основном из числа крепостных фермеров) и юные офицеры (многие из которых представляли высшие образованные слои России) прошли Европу от Москвы до Парижа, участвовали в событиях, которые решали судьбу западноевропейских народов, ощущали себя их освободителями. “Никогда таковая масса юного поколения не имела способности конкретно следить иноземные политические порядки" и сравнивать их с русскими, подчеркивал В.О. Ключевский.
Война повлияла и на политику правителя Александра I. План либеральных государственных реформ, который до войны активно разрабатывался наиближайшим советником правителя М.М. Сперанским, не состоялся. В наружной политике российское правительство, напуганное последствиями французской революции, придерживалось консервативной полосы.
Нараставший конфликт между российским обществом, где крепостное право осталось незыблемым, и российским императорским правительством привел в конце концов к известным событиям 14 декабря 1825 г., Когда на Сенатской площади в Санкт-Петербурге часть гвардейцев, возглавляемая самыми радикальными представителями российского дворянства, отказалась присягать новому императору Николаю I. Последний, после неких колебаний, отдал артиллеристам приказ стрелять по мятежникам картечью… Несколько позднее, согласно приговору чрезвычайного суда, пять участников восстания - Пестель, Рылеев, Каховский, Бестужев-Рюмин и Муравьев-Апостол - были повешены, многие десятки сосланы в Сибирь на каторжные работы. [10]
Милитаризация общества. Война не укрепляет общество, а милитаризирует его. Г. Спенсер в собственной теории военных и промышленных обществ убедительно показал, что неизбежным продуктом войны является милитаризация общества. Подобно тому, как из двух равных по численности и вооружению армий победит та, которая лучше дисциплинирована и подчинена воле командования, так из двух воюющих стран огромные шансы на победу - при иных равных условиях - будет иметь та, где все популяция превращена в один лагерь, подчинена одной воле, одной суровой, но нужной дисциплине.
Далее, война и военное обучение населения резко меняют формы поведения людей. Военная обстановка “отучает” их от одних форм поведения и приучает к иным. Мирная жизнь развивает у людей личную инициативу, рвение к свободе, уважение к иным людям, их правам и их достоянию. Она благоприятствует развитию науки, искусства, культуры и подавляет низменное, ожесточенное начало в человеке, позволяющее ему грабить и убивать остальных людей.