4.наука международного права начала выделяться обособленную отрасль юридической науки в XIII—XIV вв. Тенденцию развития науки можно проследить в научном наследии Конфуция, Лао-цзы, Платона, Аристотеля, Сенеки, Марка Аврелия. Известный римский мыслитель и оратор Цицерон одним из первых попытался выделить в своем учении о праве международный элемент (например, речь «За Манилиев закон»). Однако наибольшее влияние на развитие науки международного права имели воззрения римских юристов III—V вв. Именно они определили сферу «права народов» (Ульпиан), подчеркивая, что право народов есть часть естественного права, отличающаяся от него тем, что животные не являются его субъектами, т.е. к последним относятся не только государства, но и свободные индивиды. Это вполне объяснимо, так как право народов в Риме регулировало не только договорную практику между государствами, но и касалось деятельности государственных органов по регулированию юридического положения иностранцев.
В течение следующего тысячелетия проблемы международного права изучались и толковались в основном в контексте религиозных догматов. Такие отцы церкви, как Амвросий Медиоланский и Августин Блаженный, положили начало этому направлению. В Северной Италии в конце XII в. школой глоссаторов1 была предпринята первая попытка отделения науки международного права от богословия. В дальнейшем это направление научной мысли было развито постглоссаторами. Их труды подготовили плодородную почву для расцвета испанской школы международного права в XVI в. Другой британский философ и политэконом И. Бентам в своем труде «Принципы международного права» (1843 г.) назвал эту научную отрасль «международным правом». Однако заслуженно создателем классической науки международного права считается голландский мыслитель, юрист-международник и дипломат Гуго Греции (1583—1645 гг.). В своем главном труде «О праве войны и мира» (1625 г.) он впервые дал систематическое изложение международного права того времени. Следует отметить, что в других регионах мира наука народного права развивалась аналогичным образом.
В Киевской Руси научная мысль также обращалась к народно-правовым проблемам (митрополит Илларион, мир Мономах). В дальнейшем тем или иным аспекта» международного права уделяли внимание в своих труд; сим Грек, Иван Грозный и др. В XVII—XVHI вв. наука народного права обогатилась воззрениями русских и yi ких мыслителей Ф. Прокоповича, Ю. Крижанича, Д. К; ра, Ф. Орлика, П. Шафирова.
По мере развития и углубления знаний в области м< родного права стали складываться определенные научнь лы. Так, выдающиеся философы Спиноза, Гоббс, MOF Гегель, Кант в своих произведениях пытались выяснить ду и первооснову международного права, его социальны ции. Концепция естественного права была доминирую взглядах философов и юристов, боровшихся с феода порядками и пропагандировавших буржуазно-демокрап ценности и идеалы. Среди юристов-международников ai ки зрения придерживались Ж. Барбейрак, В.Т. Золоть ИЛ. Клюбер, С. Пуфендорф. С этим направлением pi международно-правовой мысли соперничала школа поз> го права (И.Я. Мозер и др.). Сторонники данной школь: ли, что международно-правовая наука должна лишь со изучать и комментировать действующие нормы междун; го права. Продолжала также успешно развиваться грош школа международного права, приверженцы которой (Э. тель, Г.Ф. Мартене и др.) исходили из того, что междунг право основывается как на естественных законах, так и глашениях между народами — молчаливом (обычае) и; выраженном (договоре).
Значительный вклад в эту научную область внес выдающийся немецкий юрист-международник Г.Ф. Мартене (1756—1821 гг.), который с 1776 г. издавал сборники международных договоров 1577—1802 гг. После его смерти это издание продолжалось, пока не было заменено серией сборников договоров, издававшихся Лигой Наций.
В XIX в. на немецкую школу международного права заметное влияние оказала государственно-правовая теория Гегеля.
5.Преподавание науки международного права введено в русских университетах уставом 1835 г. под именем общенародного права, которое уставом 1863 г. переименовано в международное право. Оригинальных сочинений, обнимающих всю систему международного права, на русском языке очень мало. Первым по времени является "Курс международного права" профессора Каченовского (Харьков, 1863), остановившийся на истории международных отношений в средние века; он дает громадный научный материал в соединении с блестящим изложением, но во многих отношениях уже устарел. Профессору Капустину принадлежат "Обозрение предметов международного права" (Москва, 1856) и "Международное право. Конспект лекций" (Ярославль, 1873); первое сочинение значительно устарело, второе является попыткой самостоятельной систематизации всей науки международного права. Профессору Стоянову принадлежат "Очерки истории и догматики международного права" (Харьков;. 1875). Профессор Бялэцкий, в сочинении: "О значении международного права и его материалов" (Варшава, 1872), излагает различные взгляды представителей иностранной литературы относительно международных трактатов, обычаев, распоряжений правительств и других источников международного права. Единственным полным изложением на русском языке всей системы международного права является сочинение профессора Мартенса : "Современное международное право цивилизованных народов" (1 издание, Санкт-Петербург, 1882 - 83, перевод на немецкий, французский и испанский языки). Мартенс является представителем позитивного направления в науке международного права и стремится, путем изучения юридических норм и учреждений, открыть законы их развития. Отношения между народами находятся в связи с юридическими учреждениями отдельных государств и с духовными и экономическими интересами общества; так как удовлетворение последних зависит от уважения, которым пользуется внутри государства человеческая личность, то по степени свободы личности, можно судить и о степени участия государства в международном общении. Профессору Незабитовскому принадлежат сочинения: "Учение публицистов о междугосударственном владении" (Киев, 1862) и "О новейших проектах международного устава" ("Киевские Университетские Известия", 1874, № 2). Отрицая основное положение юриспруденции, что право возникает лишь в обществе, он различает право общенародное, охраняющее права человека независимо от принадлежности его к определенному государству, и право междугосударственное, которым защищаются интересы самих государств: общенародное право должно служить основой и границей междугосударственного права. Профессор граф Камаровский написал "Обзор современной литературы по международному праву" (главным образом последних двух десятилетий, Москва, 1887), и "Основные вопросы науки международного права" (Москва, 1895). Он держится религиозно - идеалистического направления, стоит за идею международного мира и прочной междугосударственной организации, основанной на юридических началах.
Международное право и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворческую деятельность в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Международное право, в свою очередь, влияет на внутригосударственное законодательство. В некоторых странах международное право является составной частью национального законодательства. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В законах многих государств устанавливается, что в случае расхождений между положениями закона и между народными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства.
В теории международного права существуют дуалистическая и монистическая концепции в отношении вопроса о взаимосвязи международного права и внутригосударственного права.
Дуалистическая концепция рассматривает международное право и внутригосударственное право как самостоятельные, не имеющие общих точек соприкосновения комплексы.
Монистическая теория предполагает, что международное право и внутригосударственное право являются составными частями единого правопорядка. В рамках монистической теории существует концепция примата международного права над внутригосударственным правом и концепция примата внутригосударственного права над международным правом.
Международное публичное право и международное частное право, хотя и имеют разные предметы регулирования, но все равно имеют общие точки соприкосновения. Международное частное право устанавливает общеобязательные правила поведения и взаимоотношений для участников международных отношений негосударственного характера. Однако указанные правила содержатся не только во внутригосударственном праве, под юрисдикцией которого находится физическое или юридическое лицо, но и в международных договорах, международных обычаях.
Международное частное право как совокупность правовых норм регулирует международные отношения гражданско-правового характера. Однако в процессе регулирования данных правоотношений не должны нарушаться нормы международного права. Международные соглашения, регулирующие гражданско-правовые отношения, во многих случаях заключаются в развитии межгосударственных договоров.
На сегодняшний момент соотношение международного права и международного частного права характеризуется сближением и взаимопроникновением. Современное международное право характеризуется расширением сферы применения.
7. Роль международного соглашения как нормативного источника для международного частного права в настоящее время уже не ставится под сомнение, международный договор либо непосредственно формулирует готовые для применения материально-правовые нормы, либо создает предпосылки для возникновения новых норм во внутреннем праве конкретных государств. Однако из-за противоречия между гражданско-правовой, национальной природой международного частного права1 и интернациональным характером самого международного договора возникает "извечная" теоретическая проблема: каким образом правовые нормы, созданные субъектами одной правовой системы, приобретают обязательный характер для субъектов совершенно иных правовых систем. Как известно, господствующим мнением является то, что международное и внутригосударственное право принадлежат к разным системам права, поэтому международный договор в силу суверенитета государства не может непосредственно создавать права и обязанности для субъектов внутригосударственного права. Несмотря на существование противоположных правовых теорий, мы будем придерживаться указанной точки зрения.