Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Международному праву 5 (стр. 7 из 37)

По поводу юридической силы подобных норм существуют различные точки зрения. Но, пожалуй, большинство юристов исходят из того, что нормы «мягкого права» являются международно! правовыми. Это мнение находит отражение и в практике судов государств.

Немало юристов отрицательно оценивают «мягкое право», поскольку его распространение якобы не способствует упрочению международно!правовой системы (П. Вейль, Франция). С этим едва ли можно согласиться, не говоря уже о том, что, поскольку явление получило широкое распространение в практике, бороться с ним едва ли имеет смысл. Представляется, что нормы «мягкого права» — необходимый элемент международно!правовой системы, решающий задачи, которые не по плечу «твердому праву».

В «мягком праве» нередко встречаются положения, которые призваны служить лишь прикрытием несогласия сторон. Подобные положения не являются нормами, в каком бы договоре они ни содержались. Существуют и притворные нормы, включаемые в договор лишь для того, чтобы скрыть его реальное содержание.

Ко второму виду норм «мягкого права» относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике. О том, сколь велико может быть значение этих актов, свидетельствуют, например, решения конференций стран антигитлеровской коалиции. В наше время примером подобных норм служат документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которые стали главным инструментом перестройки системы международных отношений в Европе. Такого рода нормы являются не правовыми, а морально!политическими.

Особую разновидность этого вида норм «мягкого права» представляют ожидающие вступления в силу договоры. Как известно, в таком состоянии многосторонние договоры зачастую остаются многие годы. Их положения учитываются при толковании норм международного права, оказывают влияние на практику государств и даже на национальное законодательство. В Докладе Генерального секретаря МОТ о конвенциях этой организации говорится, что, даже не будучи ратифицированными, «они способны оказывать влияние на законодательство и национальную практику»1.

Нормы «мягкого права» второго вида взаимодействуют с нормами международного права, выполняя то, что по тем или иным причинам не могут делать последние. Нередко они обеспечивают предварительное, доправовое регулирование, прокладывая путь праву. Особенно велико значение таких норм «мягкого права» для деятельности международных органов и организаций, которые с их помощью осуществляют большой объем регулирования международных отношений и воздействуют на развитие международного права.

Таким образом, «мягкое право» вовсе не является неким ненормальным явлением, как полагают многие юристы. Оно представляет собой закономерное явление, позволяющее обеспечить нормативное регулирование в тех случаях, когда с помощью «твердого права» сделать это невозможно. Это лишний раз доказывает, что нормативный инструментарий, посредством которого регулируются международные отношения, многообразен и не сводится только к праву. Задача состоит в том, чтобы научиться пользоваться этим инструментарием. Далеко не во всех случаях право является оптимальным инструментом решения задач. Зачастую результат может быть легче, с меньшими затратами энергии достигнут иными нормативными средствами.

19.Субъекты международного права: понятие,

виды,

Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов. Соответст- венно межд. правосубъектность - юридическая спо- собность лица быть субъектом МП. Межд. правосубъект- ность по своему происхождению делится на фактиче- скую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производ- ные (несуверенные). Отличаются они тем, что первич- ные субъекты МП никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты МП создаются первичными. Пра- воспособность производных субъектов МП оговаривает- ся в договорах об их создании. Первичные субъекты МП. 1. Государства. Признаки: территория, население, пуб- личные власти (система органов). 2. Нации, борющиеся за национальное самоопределе- ние. Нация - историческая общность людей, проживаю- щая на данной территории и характеризующаяся един- ством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при межд. организациях. Производные субъекты МП: 1.Межд. организации. Существует два вида:межд. межправительственные организации - основа- ны на межправительственных соглашениях. Межд. меж- правительственные организации существуют как уни- версальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.); межд. неправительственные организации (так назы- ваемые органы народной дипломатии) - основаны не- правительственными, негосударственными организа- циями и лицами. 2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, дого- вор с сопредельными государствами о ненападении на ≪вольные города≫, которые впоследствии трансформи- руются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан име- ет аналогичный договор с Италией. Помимо этого существуют участники отдельных ви- дов межд.-правовых отношений (своего рода единовре- менные субъекты). К ним относятся правительства в из- гнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд. правосубъектности решается исклю- чительно по согласию государств. Их единичная право- субъектность чрезвычайно ограничена. Одним из самых дискуссионных в науке МП является вопрос о межд. правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк: от полного отри- цания межд. правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом МП.

20. Кто являются субъектами международного права; иными словами, кому принадлежат те права и обязанности, которые вытекают из норм, установленных международным правом?

Субъектами международного права являются как государства, так и частные лица, и частные общества, и части государств, и пр., и пр. Этот взгляд проводится сравнительно немногими учеными. Поскольку дело идет о сношениях между государствами, как целыми, субъектами прав являются только государства, но если говорить вообще о международном сношении и вытекающем из него правопорядке, то здесь субъектами прав могут быт как государства, так и не государства.

Скажем несколько слов об основных международных правах государств, как целых. Прежде всего необходимо заметить, что общепризнанной и само собою понятной истиной считается равноправие всех независимых государств. Это равноправие американец Сомнер великолепно определил так: «Не подобает совершать против маленького и бессильного народа то, что мы не решаемся сделать народу великому и могущественному и что мы не допустили бы предпринять против нас самих». Великое правило, которое, надо сказать, однако, и до сих пор слишком еще часто нарушается.

Какими же правами, на основании равноправия, обладает каждое из независимых (суверенных) государств? Проф: Мартенс считает ими: 1) право самосохранения, 2) право территориальности, 3) право независимости, 4) право на уважение и честь, 5) право на международные сообщения и 6) право принуждения. «В праве на самосохранение заключается не только право борьбы против нападающих, но и право предупреждения неминуемо грозящей опасности... Из права самосохранения вытекает необходимость для государства иметь средства для своей охраны. К таковым принадлежат: 1) совокупность вооруженных сухопутных и морских сил, 2) крепости и укрепления всех родов, 3) международные союзы оборонительные и наступательные» (Мартенс. «Международное право», т. I, стр. 300 — 301). Иногда сохранение неприкосновенности какого-либо государства обеспечивается договорами между собою, других государств. Государство этими договорами признается нейтральным, т.е. договоры постановляют, что оно от всякого покушения на целость его владений будет защищаться всеми государствами, подписавшими договор. Право самосохранения таких нейтрализованных государств урезывается в своем объеме. Часто им не позволяется иметь постоянных войск свыше определенного количества, не укреплять определенных мест своей территории. Они не в праве вести других войн, кроме, как защищать свою территорию и заключать договоры, какие могут обязать начать войну.

В настоящее время постоянно нейтрализованными государствами являются: Швейцария, Бельгия, Люксембург и африканское государство Конго. Право территориальности есть основное право государства, как такового, согласно которому только само государство имеет право распоряжаться в пределах своей территории.

Таким же основным правом является право независимости, заключающееся в полной и самостоятельной свободе государства в деле своего внутреннего управления и внешних сношений. Право независимости часто нарушалось, а одно время это нарушение хотели возвести в правило. Это было, когда Священный союз, образовавшийся из пяти главных государств Европы (России, Австрии, Англии, Пруссии и Франции) после падения Наполеона I в 1815 году объявил, что его цель — поддержание законности против всяких нарушений ее. Прикрываясь такою целью, Священный союз подавлял своею силою все освободительные народные движения внутри отдельных государств Европы, стало быть, вмешивался во внутренние дела отдельных государств. Теперь взгляды Священного союза осуждены и наукой и международным правосознанием. Права на уважение и честь (почтение к представителям и знакам национальной чести государства) и на международные сношения понятны сами собою. Под правом принуждения понимается право государства охранять всеми законными средствами свои права и интересы.