Смекни!
smekni.com

Вопросы понимания власти, государства и права в раннем христианстве (стр. 2 из 2)

Несмотря на эсхатологический характер жизни, христиане признавали необходимость трудиться. При этом любой труд не считался зазорным, так как всякая работа, не противоречащая заповедям и совести, угодна Богу. Таким образом, первохристиане, жили и трудились, не устраивая гонок за прибылью, славой, властью.

Период Апостольской Церкви – до признания христианства как официальной религии – является временем наиболее яркого проявления принципов существования христианского общества. Именно в это время мы наблюдаем формирование уникального гуманистического человеческого сообщества. Ни одно государство, ставившее целью создать подобный строй, не достигло успешных результатов. Реализовать принципы идеального гуманистического общества удалось только первохристианам, так как они имели ни с чем не сравнимую по крепости основу – веру и память о завете распятого Христа.

Существование гуманистического общества первохристиан продолжалось не так долго. Оно длилось, пока христианские общины представляли собой организацию, автономную римскому государству и противостоящую ему. Поэтому время до 313 года знаменовалось гонениями на христиан. Языческие императоры, вплоть до последнего – Диоклетиана, преследовали христианские общины, так как их существование препятствовало утверждению единовластия[7].

Ситуация изменилась с переходом христианского общества к этапу Епископальной Церкви.


Становление Епископальной Церкви

2.1. Изменение церковной власти

С самого начала своего существования христианство привлекало людей разного имущественного и социального положения, но, благодаря идее равенства всех перед Богом, первоначально в среде христиан преобладали выходцы из низов общества. К концу III века в общину христиан вступает все больше состоятельных и влиятельных членов общества. Христианами становились представители высшей римской знати, образованной элиты, чиновники, жрецы.

Распространение христианства в различных слоях общества приводило к изменению христианского вероучения: низы населения смешивали его с языческими культами, знать приспосабливала под свой образ жизни. В то же время разрыв между группами христиан вызывал потребность в единении, что послужило стимулом к образованию церкви. Всеобщая христианская церковь должна стать той силой, которая объединяет, помогает избежать ошибок и является проводником воли Божией. В церкви как в органе складывается «власть клира – аппарата руководства христианскими общинами, отождествившего себя с новым понятием церкви»[8]. Клирики – епископы, пресвитеры и дьяконы – рукополагались по обычаю апостолов, которые получили власть и благодать от самого Христа.

Постепенно в иерархии священнослужителей выделяется высшее должностное лицо – епископ. Он призван был не просто управлять общиной, представлять ее в отношениях с другими общинами, но поддерживать порядок и единство в вере. Власть епископов все расширяется – они не просто отпускают грехи и принимают в общину, но и управляют общественным имуществом. При этом по мере возникновения христианских общин в разных государствах между ними терялась связь, поэтому между епископами не было единства.

2.2. Изменение императорской власти

Распространение христианства и изменение социального состава общин повлияло не только на изменение внутренней организации христианского сообщества, но и на отношение к христианству императорского Рима. В начале VI века император Константин обратил внимание на то, что новая религия может обновить и укрепить государство, дошедшее до полного разложения культуры и морали. «Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике»[9]. Христиане получили право открыто исповедовать свою веру, а позже император Константин провозгласил христианство официальной религией Римской Империи.

В связи с этой переменой меняются представления христиан о природе императорской власти. За основу берется тезис апостола Павла: «Существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Согласно этому, император является проводником воли Божией, поскольку без Его воли не получает власть ни один правитель. Следовательно, во всех действиях и решениях императора явно или косвенно присутствует высший смысл.

Кроме того, иерархия государственных должностей во главе с императором обусловлена иерархичным построением Царства Божия. Император на земле занимает то место, которое принадлежит Господу в Его Царстве. «Все, что приходит свыше, зависит только от Бога, все, что происходит на земле – от императора, единственного управителя земного дома»[10]. На этой основе Римская Империя сочла закономерным построение государственного строя по образцу иерархии небесных бесплотных сил. Таким образом, с принятием христианства политическое устроение осталось неизменным. Изменилась идеология императорской власти, оправдывающая существующий строй отдельными выдержками из Священного Писания. Так, христианское византийское государство, очистив общество от разложившихся моральных основ римской культуры, унаследовало ее политическую систему.

Таким образом, в процессе развития организации христианского общества произошел переход от общины к государству. Вместе с этим изменилась идеология, необходимая государственным структурам для создания фундамента своей деятельности. Хотя для каждого отдельного человека христианские заповеди оставались и остаются неизменными, имперская власть нашла в новой религии источник обновления и создания уверенной основы для поддержания своего существования.


Заключение

В данной работе сделана попытка выявить своеобразие взглядов на устройство человеческого общества и управление им в раннем христианстве. При рассмотрении идей христианства как такового в период Апостольской Церкви определяются принципы абсолютно гуманистического общества: принцип ненасилия, уважения человеческой личности, демократизм, нестяжательство. Эти принципы были воплощены в практике раннехристианских общин, которые представляли собой неофициальные организации в римском государстве. В связи с этим этап Апостольской Церкви можно рассматривать как уникальное явление в мировой истории развития государства и права.

С переходом к новой форме организации христианского общества – так называемой Епископальной Церкви – меняется внешний и внутренний образ воззрения христиан на власть, государство и право. Братское сосуществование сменяется строгой иерархией империи. Эти преобразования повлекли за собой отступление от евангельских принципов – представление о невозможности жизни в братской любви, мире и бедности, что в итоге вызвало необходимость создания разветвленного аппарата власти, законов и наказаний. Разрыв с изначальным учением Христа увеличивался в дальнейшем ходе истории.

Как бы то ни было, мы до сих пор имеем пример жизни общины ранних христиан. Также имеем возможность увидеть, что истинное христианство содержит в себе все необходимые основы для построения гуманистического государства, которое нередко представляется идеалом человеческого общества.


Список использованной литературы

1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. – М., 1994.

2. Гийу А. Византийская цивилизация. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А, проф. Жидкова О. А. – М.: Издательство НОРМА, 1999.

4. Каплан М. Золото Византии. – М.: Астрель: АСТ, 2002.

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.:АСПЕКТ ПРЕСС, 2000.

6. Свенцицкая И. С. Ранее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1987.

7. Соколов П. Агапы, или вечери любви в древне-христианском мире. – Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1906.


[1]Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. – М., 1994. С. 265.

[2]Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000. С. 76.

[3]Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000. С. 86.

[4]Соколов П. Агапы, или вечери любви в древне-христианском мире. – Сергиев Посад, 1906. С. 10.

[5]Свенцицкая И. С. Ранее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1987. С. 98.

[6]Соколов П. Агапы, или вечери любви в древне-христианском мире. – Сергиев Посад, 1906. С. 7.

[7]История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М., 1999. С. 146-147.

[8]Свенцицкая И. С. Ранее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1987. С. 134.

[9]История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М., 1999. С. 147.

[10]Гийу А. Византийская цивилизация. – Екатеринбург, 2005. С. 101.