С нашей точки зрения, такие доводы являются необоснованными, поскольку кредитор по денежному обязательству в узком смысле сам не вправе в безусловном порядке требовать выдачи наличных денег от своей кредитной организации: реализация этого права ограничена правилами организации наличного денежного обращения на территории РФ <*>. Дело в том, что юридические лица вправе снимать наличные деньги со своих расчетных счетов в кредитных организациях лишь на цели, указанные в поданных ими в кредитные организации квартальных кассовых заявках (выплаты заработной платы, выплаты социального характера, выплаты стипендий и другие отдельные выплаты, не относящиеся к фонду заработной плиты и социальным выплатам, выплаты пенсий, выплаты пособий социального страхования, выплаты на другие цели).
--------------------------------
<*> П. п. 2.8 и 2.9 Положения ЦБ РФ "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 г. N 14-П // Вестн. Банка России. 1998. N 1.
С другой стороны, возникает вопрос о целенаправленности действий кредитора по денежному обязательству в узком смысле, когда вместо наличных денег от должника он получает право требования, в том числе на уплату наличных денег. В соответствии с действующим законодательством РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке составляет 60 тыс. руб. <*> В случае превышения юридическим лицом установленного размера расчетов наличными деньгами оно может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда <**>.
--------------------------------
<*> П. 1 Указания ЦБ РФ "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" от 14 ноября 2001 г. N 1050-У // Вестн. Банка России. 2001. N 69.
<**> Ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях // Рос. газета. 2001. N 256.
Таким образом, исполнение должником-организацией денежного обязательства в узком смысле на сумму свыше 60 тыс. руб. путем уплаты определенной суммы наличных денег кредитору-организации является неправомерным, а следовательно, невозможным уже в момент возникновения этого обязательства. В то же время, поскольку надлежащим исполнением денежного обязательства в узком смысле для должника-организации в данной ситуации будет являться именно уплата определенной суммы наличных денег кредитору-организации, то в случае неуплаты указанной суммы такое обязательство будет считаться нарушенным, а должник-организация - нести ответственность <*>.
--------------------------------
<*> Ст. ст. 309, 393 - 396 и 405 ГК РФ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Следовательно, замена в денежном обязательстве в узком смысле наличных денег на безналичные денежные средства преследует своей целью устранить невозможность исполнения такого обязательства путем уплаты наличных денег. Однако в случае если кредитор не выразит своего согласия на исполнение должником денежного обязательства в узком смысле путем перечисления денежных средств на расчетный счет кредитора, то возникнет неразрешимая ситуация: должник не в состоянии выполнить такое обязательство ни путем уплаты наличных денег кредитору, ни путем перечисления денежных средств на расчетный счет кредитора.
В целях полноты охвата анализируемой проблемы необходимо отметить, что в юридической литературе существует и другая трактовка перечисления денежных средств на расчетный счет кредитора, суть которой заключается в совершении одного из следующих действий:
- возложении кредитором и должником исполнения денежного обязательства в узком смысле на обслуживающие их кредитные организации;
- прекращении денежного обязательства в узком смысле путем новации, предусматривающей его замену обязательством кредитной организации кредитора перед кредитором из договора банковского счета <*>.
--------------------------------
<*> Белов В.А. Денежные обязательства. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2001. С. 153 - 156; Ерпылева Н.Ю. Статут расчетных правоотношений (проблемы теории и практики) // Государство и право. 2001. N 12. С. 68.
Полагаю, что такая трактовка является ошибочной, поскольку возложение исполнения денежного обязательства в узком смысле на третьих лиц, равно как и новация денежного обязательства в узком смысле допускаются только после его возникновения, но никак не в момент возникновения, да еще и в связи с невозможностью исполнения. Также при рассмотрении вопроса о правомерности безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет кредитора следует указать, что предмет денежного обязательства в узком смысле - денежные средства (не наличные деньги), в силу отсутствия у должника специальной правосубъектности производить банковские операции, не отвечает классическим требованиям возможности и исполнимости, предъявляемым к предметам любых обязательств <*>.
--------------------------------
<*> Годэмэ Е. Общая теория обязательств / Пер. с фр. И.Б. Новицкого. М.: Юриздат, 1948. С. 101, 356.
Ранее в данной работе уже отмечалось, что неопределенность денег как объекта права влечет за собой и неопределенность понятия денежного обязательства, вследствие чего возникают прямо противоположные толкования его содержания. В доказательство этого тезиса можно привести то обстоятельство, что при квалификации денежного обязательства представляется возможным включить в состав его предмета наряду с денежными знаками (банкноты и монеты) денежные средства, находящиеся на расчетном счете в кредитной организации ("денежное обязательство в широком смысле"). В таком случае содержание денежного обязательства в широком смысле будет состоять из права кредитора (получателя) требовать от должника (плательщика) уплаты наличных денег или перечисления денежных средств на расчетный счет кредитора в кредитной организации и обязанности должника (плательщика) совершать эти действия. Необходимо отметить, что у такого подхода, несмотря на значительную распространенность теории так называемых безналичных денег, не так много сторонников <*>.
--------------------------------
<*> Гражданское право: В 2-х т. Т. 2. Полутом 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2000. С. 23; Лавров Д.Г. Денежные обязательства в российском гражданском праве. СПб.: Юридич. центр Пресс, 2001. С. 28 - 30; Сауляк О.П. Понятие денежного обязательства и ответственность за его неисполнение // Финансы и кредит. 1999. N 3. С. 2.
В связи с этим необходимо отметить, что исполнение денежных обязательств как таковых в широком смысле будет возможно не только путем уплаты наличных денег, но и путем перечисления денежных средств на расчетный счет кредитора в кредитной организации. Однако данное условие, как представляется, не снимает вышерассмотренной проблемы, связанной с использованием и уплатой наличных денег. Кроме того, если кредитор не выразит своего согласия на исполнение должником денежного обязательства в широком смысле путем перечисления денежных средств на расчетный счет кредитора, то возникнет неразрешимая ситуация: должник не в состоянии выполнить такое обязательство ни путем уплаты наличных денег кредитору, ни путем перечисления денежных средств на расчетный счет кредитора.
Представляется, что отмеченные проблемы неопределенности денежного обязательства вытекают из действующего законодательства РФ, поскольку в нем отсутствует четкое закрепление понятия денежного обязательства и не урегулировано должным образом исполнение такого обязательства. В результате нет ясности в оценке обязательства кредитной организации (ее соответствующего подразделения) плательщика перед самим плательщиком при расчетах платежными поручениями.
При этом в данном случае определение денежного обязательства как обязанности должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию, содержащееся в ст. 2 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ <*>, не может быть принято во внимание, поскольку используется исключительно в сфере банкротств.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Следует подчеркнуть, что проблема неопределенности денежного обязательства в действующем законодательстве РФ негативно сказывается на современном предпринимательском обороте. В то же время особого внимания заслуживает то обстоятельство, что денежному обязательству в большинстве из приведенных трактовок присущи, судя по результатам анализа договорной практики взаимоотношений участников безналичных расчетов в рамках указанных типов конкретных маршрутов расчетов, нарушения баланса интересов участников безналичных расчетов <*> в следующих аспектах:
--------------------------------
<*> Новоселова Л.А. Проблемы гражданско-правового регулирования расчетных отношений: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 15.
- во-первых, момент исполнения денежного обязательства может не совпадать с моментом исполнения расчетных обязательств кредитными организациями;
- во-вторых, результат надлежащего исполнения расчетного обязательства кредитной организацией (ее соответствующим подразделением) не всегда может быть исполнением по денежному обязательству;
- в-третьих, риск неисполнения расчетного обязательства кредитной организацией (ее соответствующим подразделением) плательщика или кредитной организацией (ее соответствующим подразделением) получателя лежит только на плательщике.
При этом сам момент исполнения, что детально раскрывается в следующем параграфе, как правило не указывается в заключаемых между предпринимателями и кредитными организациями (их соответствующими подразделениями), а также между кредитными организациями (их соответствующими подразделениями) и Банком России договорах банковского счета и корреспондентских соглашениях <*>. Причиной тому, на наш взгляд, является стандартный (унифицированный) характер указанных договоров.