Смекни!
smekni.com

Воровские традиции, обычаи, нравы и их роль в воспроизведении преступности (стр. 12 из 19)

Строгая субординация в межличностных отношениях «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «низов» «верхами» - непременное условие стратификации. Обращение с представителями «низов» как со своими слугами и рабами является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической группе. Разработана целая система унижений и издевательств, которым подвергаются «низы». Это приводит к «закону бумеранга». Человек, выбившийся из «низов» в «верхи», не забывает испытанные в прошлом унижения и начинает унижать, притеснять, обирать других. В «законе бумеранга» необходимо видеть одно из условий живучести криминальной субкультуры, саморазвития и «самосовершенствования» стратификации людей в асоциальной, преступной среде.

Следует помнить об устойчивости статуса. Попытки избавиться от него, например, при переезде на новое место жительства или переводе в другое спецучреждение, жестоко наказываются. Наказуемы попытки и завысить свой статус (путем нанесения «не положенной» татуировки, присвоения «не положенной» клички и т.д.), либо воспользоваться «привилегиями», «не положенными» по статусу.

В преступной группе существует система норм поведения, которой должны придерживаться все участники совместной преступной деятельности. По существу, многие из этих норм поведения представляют применение воровских законов и традиций применительно к конкретной группе («жить по понятиям»). Условно все нормы можно разделить на:

· нормы-ценности, отражающие систему должного, необходимого и поощряемого в поведении членов преступной группы;

· нормы общения и коммуникаций;

· нормы проведения свободного времени;

· нормы, регулирующие разрешение внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и наказания за отступления кого-либо из членов группы от принятых норм и правил поведения.

Нормы-ценности подразделяются на запрещающие и поощряющие конкретный вид поведения. Строго запрещается: добровольное сотрудничество с правоохранительными органами; доносы; стремление избежать уголовной ответственности (или иной ответственности), переложив ее на другого члена группы, то есть поступать «за подло»; дача показаний в случае задержания в отношении других участников преступной группы и т.д. К одобряемым поступкам относятся: оказание помощи другим участникам преступной группы, в том числе осужденным за конкретные преступления; оказание помощи родственникам осужденного члена группы; забота о пополнении воровской кассы (общака) и т.д.

В преступных группах существуют нормы непосредственного контактного общения и нормы скрытых коммуникаций. Среди норм непосредственного общения выделяют следующие:

· нельзя вступать в тесные контакты с представителями органов правопорядка; принимать пищу за одним столом с пассивными гомосексуалистами – «опущенными»;

· совершать «подляны», то есть поступки, связанные с притеснением и унижением членов своей группы; обязательно отомстить за оскорбление (например, в случае оскорбления словами «козел» или «петух» жестоко избить или даже убить оскорбившего);

· участвовать в воровских «сходках» и «разборах» неправильного поведения других членов группы;

· не совершать «беспредел» в отношении членов группы.

Арсенал средств воздействия на других членов группы зависит от статуса преступника в группе и от этого насколько он является выразителем ее норм и ценностей. Центром притяжения любой преступной группы является ее лидер (авторитет, вор в законе и т.д.), который распределяет функции и роли членов группы при совершении преступлений, делит награбленное, регулирует поведение других членов группы, выносит санкции за нарушение своих распоряжений и норм группового поведения и т.д. Часто коммуникации членов преступной группы ориентированы на лидера, образуя своеобразную звездную структуру организации группы. В качестве мер воздействия преобладают принуждение, внушение, давление. Обычно поведение рядовых участников основано на безропотном подчинении лидеру и группы в целом, то есть конформистском поведении, а также доминировании круговой поруки. Иногда жестокость и несправедливость лидера вызывает сопротивление со стороны некоторых членов группы, что ведет к их объединению против него. Причем эти члены группы считают, что он осуществляет «беспредел», то есть отличается особой жестокостью и зверствами.

Субкультура группировок нашла свое проявление в особом сленге участников, их внешнем виде, манере поведения, форме проведения досуга. Специфической стороной общения является применение в процессе контактов кличек и воровского жаргона. Принятый в группировках сленг носит на себе яркую «печать» жаргона профессиональных уголовников :

группировки – «конторы», «моталки»;

участие в мероприятиях группировки – «мотаться»;

общая касса – «общак»;

подросток, не входящий в группировку – «чушпан2.

Жаргон выполняет в группировках три функции :

- коммуникативную (выступает как средство общения участников между собой);

- опознавательную (через жаргон узнают принадлежность друг друга к определенной группировке);

- конспиративную.

Бандитские понятия - своеобразный свод законов, или кодекс поведения. Новое время и новые бандиты наполнили этот термин несколько обновленным содержанием.

Жить по понятиям - это значит соблюдать в своей бандитской практике неписанные правила, принятые подавляющим большинством бандитской среды. Существуют группировки, которые вовсе отрицают любые понятия и живут просто по здравому смыслу. Те же, которые формально блюдут понятия, всегда могут их забыть или перешагнуть через них, если это будет выгодно. Покойный ныне бандит Швондер в свое время любил говорить, что понятия придуманы исключительно для «молодых», - чтобы держать их в узде. В общем, понятия - это бандитские законы, которые они выполняют тогда, когда им это нужно...

Определенную роль для общения играет значение татуировок, так как оно является «говорящим» и часто указывает на статус человека в криминальной среде. Так, о принадлежности к воровским авторитетам свидетельствуют следующие татуировки: «голова тигра с оскалом» (отрицательное отношение к органам правопорядка, стремление не прощать другим обид); «орел» (высокий статус в криминальной среде); «звезда» (ни перед кем не встану на колени и не преклонюсь); «распятый Иисус Христос на груди» (верен воровской братии и воровским законам) и т.д.

Негласные коммуникации часто служат средством получения секретной информации, скрытых переговоров с членами группы, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, замаскированного общения в процессе совершения преступлений (например, специальная, «блатная» жестика) и т.п. Способы негласных коммуникаций различны: использование в письме шифра, пиктограмм, изготовление тайников, переброс через запретную зону исправительных учреждений запрещенных предметов, специальная жестика и др.

К основным нормам проведения свободного времени членов преступных групп относят: азартные игры; принятие спиртных напитков и наркотиков; вступление в интимные связи с женщинами легкого поведения и проститутками и др.

Существует особая группа норм, которая определяет порядок проведения, «разборов», вынесения санкций за нарушение правил поведения, разрешения возникших конфликтов. Часто подобные вопросы решаются на воровских сходках, которые имеют различные формы: «толковище» (решение разных важных вопросов, например, распределение зон влияния); «качалово» (разрешение спора двух группировок или двух авторитетов); «судилище» (суд за нарушение воровских норм) и другие. Приговоры в результате «разборов» могут быть самыми различными от «правилки» (символического избиения) до убийства.

Таким образом рассматривая данный вопрос можно сказать, что в преступных группах просматриваются следующие традиции:

- разделение на слои, то есть наличие строгой иерархии, при этом сохраняется возможность перехода из низшей касты в более высокую, путем «выкупа», совершения особо дерзкого преступления, или за особые заслуги в криминальной деятельности;

- система норм, которой должны придерживаться все участники совместной преступной деятельности. По существу, многие из этих норм поведения представляют применение воровских законов и традиций применительно к конкретной группе («жить по понятиям»);

- существование особого сленга участников, проявление особенностей во внешнем виде, манере поведения, форме проведения досуга. Специфической стороной общения является применение в процессе контактов кличек и воровского жаргона;

- нанесение татуировок, которые играют определенную роль при общении, так как они являются «говорящими» и часто указывают на статус человека в криминальной среде;

- использование негласных коммуникаций в письме, а именно шифра, пиктограмм, изготовление тайников, переброс через запретную зону исправительных учреждений запрещенных предметов, специальная жестика и др.;

- нормами проведения свободного времени членов преступных групп являются: азартные игры; принятие спиртных напитков и наркотиков; вступление в интимные связи с женщинами легкого поведения и проститутками, лирика, выражающая стремление души к оправданию своих действий, показывающая отношение к сотрудникам правоохранительных органов, в своих язвительно-юмористических текстах и др.;