2.1. Общая оценка коммунистической партией деятельности российских СМИ
Позиция, занимаемая КПРФ по отношению к СМИ, достаточно категорична и однозначна: средства массовой информации (в особенности государственные медиахолдинги) слабо отражают политическую ситуацию в стране, им в большей степени интересны такие формы предоставления информации, как "слив компромата" и громкие сенсационные заявления, часто носящие негативный характер. Полное отсутствие позитивного, созидательного начала в информационных сообщениях и тотальная ангажированность СМИ, дополняемая периодическим обострением конкурентной борьбы между ведущими медиаимпериями, в целом создают довольно пессимистичную картину российского медиа-рынка.
Говорить о независимости СМИ, по мнению представителей КПРФ, также не приходится: независимых СМИ сегодня нет да и не может быть по определению. Причина тому - финансовый кризис, который в последние годы стал одним из ключевых факторов, определяющих деятельность СМИ и свидетельствующих об их прямой или косвенной финансовой зависимости. О прямой финансовой зависимости СМИ можно говорить применительно к статье 18 Закона "О средствах массовой информации", в которой говориться, что учредитель органа массовой информации не имеет права вмешиваться в редакционную политику. Сегодня можно наблюдать прямое нарушение данной нормы закона, поскольку направленность информационной политики тех или иных СМИ полностью зависит от пристрастий их владельцев. О косвенной финансовой зависимости СМИ сегодня говорят меньше, но в журналистской среде это довольно распространенный способ получения денег.
Особенно это касается медиакомпаний, официально никому не принадлежащих и якобы имеющих возможность самостоятельно определять свою информационную политику. В данном случае уместно говорить о таком способе получения денег, как неявный шантаж. Журналист, нашедший действительно сенсационный материал и желающий его опубликовать, часто не может этого сделать, поскольку находится некто, кому опубликование этого материала невыгодно и кто согласен заплатить большие деньги за то, чтобы статья не вышла в ближайшем номере. В результате статья не публикуется до тех пор, пока у заинтересованного лица есть возможность и необходимость платить.
В любом случае, сегодня можно говорить о появлении новых форм контроля за деятельностью средств массовой информации. На смену идеологическому контролю, существовавшему в советский период, пришел некий симбиоз государственного и финансового регулирования, позволивший олигархическим структурам встать у руля информационной политики и создать безотказно действующий и по сей день механизм перекачки государственных денег в карманы предприимчивых российских чиновников и представителей крупного бизнеса. КПРФ по причине своей принципиальной оппозиционности, как всегда, оказалась "по ту сторону баррикады", не получив доступа к общей "кормушке" и предпочтя занять привычную для себя выжидательную позицию, ограничившись конструктивной критикой и угрозами в адрес существующего режима.
Однако нельзя сказать, что попыток предпринять конкретные действия по усовершенствованию структуры информационного рынка не было вовсе. В стенах Государственной Думы еще в начале 90-х гг. родилась инициированная левыми (в частности, тогда еще разделяющим взгляды коммунистов С. Говорухиным) идея о введении новой формы контроля власти за государственными СМИ - Наблюдательного Совета. Цель создания этого контрольного органа -лишить исполнительную власть (и, в первую очередь, президента) права проводить монопольную политику в отношении государственных СМИ, диктовать свои условия, произвольно назначать на руководящие посты в ведущие СМИ "своих" людей и снимать с должности неугодных. В Наблюдательном Совете, по замыслу разработчиков, должны быть в равной степени представлены 3 ветви власти (президентская администрация, обе палаты парламента и судебные органы), творческая интеллигенция и журналистская элита. К основным функциям Совета предполагалось отнести осуществление контроля над государственными телерадиокомпаниями и определение их программной политики. Однако замысел не удался. Это и понятно: исполнительная власть, занимающая в вопросе информационного контроля очень жесткую позицию, не пожелала делить свои абсолютные властные полномочия с кем бы то ни было. С другой стороны, неизвестно, насколько эффективно действовал бы созданный Наблюдательный Совет, и не было бы это чревато появлением в системе государственной власти очередной бюрократизированной структуры.
Таким образом, ситуация, создавшаяся на российском медиа-рынке еще в начале 90-х гг., сегодня практически не изменилась, и это, естественно, вызывает недовольство левой оппозиции, не имеющей практически никакой возможности использовать государственный информационный ресурс для объективного освещения своей деятельности и доведения нужной информации до массовой аудитории.[5]
2.2. Работа пресс-службы КПРФ: механизм взаимодействия со СМИ
В данном разделе будет представлена краткая характеристика основных направлений деятельности пресс-службы фракции КПРФ в Государственной Думе.
Прежде всего, необходимо отметить, что в любой организационной структуре (государственной, коммерческой или общественной) основной функцией пресс-службы является создание оптимальной технологии коммуникационного обеспечения деятельности организации, что включает, прежде всего, работу со СМИ. Организация эффективного взаимодействия со СМИ особенно важна, поскольку СМИ являются тем самым элементом коммуникационной технологии, без которого практически невозможно создать положительный имидж организации в глазах общественности.
Для политической партии и ее лидера вопрос имиджа имеет первостепенное значение. Следовательно, перед пресс-службой стоит двойная задача: не только информировать СМИ о деятельности партии/лидера, но и следить за тем, чтобы вся поступающая о партии/лидере информация надлежащим образом освещалась в СМИ и доводилась до аудитории с минимальными искажениями. Для КПРФ, партии, изначально находящейся в оппозиции государственной власти, построить традиционную трехуровневую схему коммуникативного взаимодействия и обеспечить ее эффективное функционирование представляется вдвойне сложной задачей по причинам, указанным в предыдущей главе.
Для коммунистов общение с прессой (в особенности, с государственными СМИ) часто бывает экономически невыгодным: издержки в большинстве случаев превышают ожидаемые выгоды. Это означает, что конечная информация, потребляемая аудиторией, часто не соответствует своему исходному варианту и, более того, имеет в ряде случаев, скорее, отрицательный, нежели положительный (или хотя бы нулевой) эффект. Как правило, основным источником искажения информации является среднее звено цепи - коммуникант, т.е. СМИ.
Однако СМИ сегодня реально претендуют на право называться "четвертой властью", и с этим приходиться мириться, искать точки соприкосновения. И, что удивительно, коммунисты занимают в отношениях со СМИ достаточно демократичную и толерантную позицию. Это, прежде всего, проявляется в том, что сознательно не нарушается принцип свободы слова: каких-либо ограничений, связанных с присутствием журналистов на пресс-конференциях, не существует. При этом информационный мероприятия проводятся не только в стенах Государственной Думы, где априори ограничены как тематика пресс-конференции (можно говорить только на парламентские темы), так и количество приходящих журналистов. Компартией широко используются и другие информационные площадки, на которых можно выступить с заявлением, отличным от депутатской тематики, и привлечь внимание большего числа журналистов.
Наиболее часто используемыми КПРФ площадками являются "Интерфакс", "АиФ", "Международный пресс-клуб", "Мир Новостей", Центральный дом журналиста. Однако все это преимущественно частные структуры, не имеющие государственной доли в уставном капитале. Что же касается информационных площадок, контролируемых государством, то дело здесь обстоит не лучшим образом: ИТАР-ТАСС и "РИА-Новости" заняли принципиальную позицию по отношению к КПРФ, отказавшись приглашать к себе представителей партии в качестве ньюсмейкеров.
Еще одним направлением деятельности пресс-службы КПРФ, помимо установления контактов со СМИ, создания информационных поводов и организации пресс-конференций, является отслеживание выхода информации, или мониторинг СМИ. Причем мониторинг проводится в обязательном порядке после каждой пресс-конференции или любого другого информационного события, связанного с выступлением представителей партии. Это делается для того, чтобы не упустить из внимания возможные искажения выходящей на экранах или страницах газет информации. А искажений, как известно, бывает немало. Вся полученная в ходе мониторинга информация предоставляется Г. Зюганову, который из вариантов, предложенных пресс-службой, выбирает форму реагирования на прошедшие в СМИ сообщения. Если информация не соответствует действительности, то, как правило, выбирается такая форма ее опровержения, как официальное заявление пресс-службы, распространяемое по всем информационным агентствам и ведущим СМИ. Следует также отметить и тот факт, что заявлением-предупреждением дело обычно не заканчивается: оно плавно переходит на стадию судебного разбирательства, которое, если учесть особенности российской судебной практики, может длиться до бесконечности. В таком "подвешенном" состоянии находится, например, судебное дело в отношении г-на Пархоменко, главного редактора журнала "Итоги", поместившего еще в 1998г. на обложке журнала "омерзительный фотоколлаж, являющийся чудовищным оскорблением не только Г. Зюганова, но и более 500 000 членов Коммунистической партии Российской Федерации, ее парламентской фракции, миллионов людей, поддерживающих партию на выборах".