Кризис в экономике явление обычное для любой страны, ориентированной на рыночные отношения. Но его средняя продолжительность в Европе, США, странах Азии не превышала 1-2 (в крайнем проявлении - 4) лет. Затем страна быстрыми темпами (с приростом ВВП 8-20 % в год) восстанавливала свои экономические позиции. А в некоторых странах случалось «экономическое чудо» - небывалый научно-технический прогресс с выходом на лидирующие позиции в мире [13].
В России пока рассчитывать на чудо не приходится. Кризис, перешагнувший во времени на второе десятилетие обусловил отставание нашей экономики на 15-20 лет. И это еще оптимистическая оценка. В середине 90-х годов у нас отмечалось «замедление скорости спада» производства, а в 2000-2002 гг. (по официальным данным) наблюдается прирост производства 1.5-2.5 % в год. При этом оборудование предприятий не обновляется, амортизация основных фондов материально-технической базы осуществляется всего на 5-10 % от потребности.
Следовательно, по первому рассматриваемому условию ожидать качественного переворота в динамике общественного производства (т. е. - НРТ) не приходится.
Второе. Чтобы осуществить прогрессивный технический замысел - от переоборудования рабочего места до освоения космоса, нужно располагать финансовыми средствами. Если, фантазируя, допустить, что такие средства у России вдруг появятся, то при их рациональном использовании можно в значительной степени избавиться и от проблем в 1-й (рассмотренной выше) области необходимых условий. То есть - обновить и нарастить материально-техническую базу производства.
К сожалению, сегодня государство имеет огромные финансовые долги по взятым ранее кредитам и займам. Выплачивать эти долги предстоит и нам, и нашим детям. Вряд ли в этих условиях удастся изыскать деньги для финансирования науки, в расчете тем самым инициировать новую научно-техническую революцию.
Третье. Страна должна обладать высокоподготовленными кадрами специалистов в сфере производства. Даже если допустить, что у России и появились финансы, и закуплены соответствующие средства производства, без профессионала-рабочего никакого экономического подъема не будет.
В настоящее время в России разрушена даже та несовершенная база подготовки молодежи в сети профессионально-технических училищ, которая сложилась в Советском Союзе. Более того, растет число просто неграмотных, деградированных, опустившихся, пораженных алкоголем и наркотиками, умственно отсталых детей. Это тот слой граждан, который завтра будет препятствием на пути не только НТР, но и какого-либо развития вообще.
Четвертое. Успешное развитие науки, техники, производства, культуры и быта во многом зависит от того, имеются ли в стране в достатке талантливые ученые. Без них нельзя быстрыми темпами двигаться вперед. Зарубежными специалистами подсчитано, что для удвоения научных открытий (с ними связано напрямую развитие самых перспективных направлений производства) объем научной информации должен возрасти в 8 раз, а число ученых - в 16 раз. При этом расходы на науку должны быть увеличены в 32 раза.
У нас в России есть и другая статистика. А именно: подготовка одного кандидата наук занимает в среднем 18 лет (10- школа, 5- институт, 3- аспирантура), подготовка одного доктора наук - 24 года. Отсюда следует, что наука - самое сложное (в смысле революционного прорыва) звено в системе условий для научно-технической революции. Здесь ничего быстро не воссоздашь. Тем более катастрофичным представляется тот факт, что за последние 10 лет из России выехало за рубеж более 25 % наиболее известных и грамотных ученых, конструкторов. И процесс этот продолжается поныне.
Пятое - это технологии. Сегодня они настолько сложны, что их освоение (не говоря уже о разработке новых и более совершенных) под силу только передовым государствам. В век информации и компьютеризации общества до 90 % всей вычислительной техники, имеющейся в России, приобретено за границей. Радиоаппаратура выпускается на базе японских, корейских, тайваньских и китайских комплектующих деталей. На военных самолетах установлены японские средства связи и локации, американские приборы навигации и т. д. На российских авиалиниях летают лайнеры, имеющих отечественный фюзеляж, но английские авиадвигатели [12].
С каждым годом остается все меньше тех технологических сфер, где Россия имеет приоритет или, хотя бы, не уступает мировому уровню.
Подитоживая сказанное, можно заключить, что перспектива научно-технической революции у России является неблизкой. Вместе с тем, иного пути, кроме научно-технического прогресса у нее нет. Решать имеющиеся проблемы предстоит комплексно, и задача эта - не ученых, не промышленников, не конструкторов и не экономистов. Эта задача должна быть государственной.
2.Фининсирование НИОКР
В рыночной экономике государственная инновационная политика должна быть направлена на повышение конкурентоспособности национальной промышленности на внутренних и внешних рынках, развитие сферы охраны окружающей среды, обладать способностью мобильной адаптации к структурным и технологическим сдвигам в экономике. Соответственно набор инструментов осуществления политики инновационного развития весьма широк. Это могут быть меры прямого воздействия, такие, как бюджетное финансирование НИОКР, осуществление специальных инновационных программ в приоритетных направлениях НТП, государственные заказы и гарантированные закупки некоторых видов наукоемкой продукции, или же меры косвенного воздействия - налоговое стимулирование инвестиций на исследования и разработки, амортизационные льготы и др.
Для большинства развитых стран характерна тенденция высокого уровня прямой государственной поддержки НИОКР на доконкурентных стадиях инновационного цикла и постепенное усиление удельного веса косвенного регулирования по мере приближения к более поздним стадиям.
Влияние НИОКР на экономическое развитие во многом определяется взаимосвязью между научными исследованиями и производством. В течение длительного времени наука, и экономика развивались независимо друг от друга. Даже в XVIII в. непосредственные производители в большей мере опирались на практические навыки, опыт, традиции. Несмотря на значительные достижения, ученых в большей мере интересовали природные явления и философские построения, взаимодействия между наукой и использовавшимися технологиями были крайне слабыми. Только в XIX в. стала создаваться реальная связь между наукой и производством, когда целенаправленно начали работать исследователи, создаваться лаборатории, которые использовали научные разработки в коммерческих целях. Начало этой тенденции было положено в 1878 г., когда «Белл телефоун кампани» основала первую промышленную лабораторию в США.
Сейчас основная часть исследований и разработок осуществляется в лабораториях фирм и государственных организаций, а также в университетах. Роль индивидуальных исследователей, которые развивают свои идеи вне организационных рамок, не уменьшилась, но их доля значительно сократилась.
Инновации приобретают все большее значение для устойчивого экономического развития, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях, поскольку дают возможность предприятиям отвечать на все более сложные требования заказчиков, опережать конкурентов на внутреннем и международном рынках, повышать производительность.
Инновационную систему можно определить как сеть агентов (участников) из сфер науки, бизнеса и политики, которые взаимодействуют между собой с целью разработки, обмена и применения новых технологий, новых знаний для обеспечения устойчивого развития.
Сегодняшняя структура отечественной промышленности выстраивается с учетом требований международного рынка и главным инструментом в при этом является получаемая прибыль. Положение выглядит следующим образом. В группу с высокой нормой прибыли (более 10%) вошли исключительно топливные и сырьевые отрасли (нефтяная, газовая промышленность), а также черная и цветная металлургия.
Низкий уровень рентабельности в течение 2004 г. был характерен для отраслей перерабатывающей промышленности - машиностроения и пищевой промышленности. Норма прибыли по итогам девяти месяцев составила здесь, соответственно, 5,2% и 5,6%.
Наиболее тяжелое финансовое положение сложилось в лесобумажной, химической и нефтехимической промышленности, а также в электроэнергетике и легкой промышленности. Причем в последней зафиксирован убыток.
Убыточность в легкой промышленности - явление закономерное. Острая конкуренция со стороны импорта ограничивала возможности отечественных производителей повышать цены на свою продукцию. В 2004 г. произошло существенное сокращение собственного оборотного капитала в промышленности.
Исходя из реалий, в России промышленная политика должна решать двуединую задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулирования экономического роста. С другой стороны, задачу определения долговременной. В развитых странах 25% трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких технологий. В США 8% населения создают свыше 20% ВВП, а страна расходует на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) около 40% от общемировых затрат, около 66% работающих сегодня имеют высшее или незаконченное высшее образование (администрация намерена при жизни нынешнего поколения довести этот показатель до 90%). Показательны и данные по России (население - примерно 2,5% от мирового, ВВП -- 2,5% от мирового, а расходы на НИОКР - заметно меньше 1% от мировых, при этом причиной все большего числа техногенных катастроф официально признается «человеческий фактор», т. е. некомпетентность или неспособность совладать со сложной техникой).