Смекни!
smekni.com

Бюджетное финансирование культуры (стр. 1 из 4)

Содержание:

Введение

1. Цели политики в сфере культуры

2. Финансирование расходов на культуру

3. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)»

4. Данные об исполнении бюджета в сфере финансирования культуры

Вывод

Список использованной литературы

Приложение: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Введение.

Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением, поэтому разработка и реализация государственной политики финансирования культуры и искусства имеет чрезвычайно важное значение как на федеральном уровне, так и в регионах.

Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса области. Неотъемлемым компонентом культурной среды области выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система среднего профессионального образования и дополнительного художественного эстетического воспитания детей и подростков.

Накопившиеся за время экономического спада проблемы в культуре значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным отношениям.

Из-за отсутствия материальных и моральных стимулов меценатство культуры развивается крайне медленно и не оказывает влияния на ее состояние. В то же время возможность увеличения собственных доходов учреждений культуры и искусства ограничена их социальными целями, недостаточным уровнем благосостояния населения.

Здания, в которых расположены государственные учреждения культуры, построены в 1950-1980 годы, технически и морально устарели. Несмотря на ежегодное финансирование ремонтных работ, выделяемых средств недостаточно.

Материально-техническая база учреждений культуры одна из главных проблем отрасли и требует дальнейшего укрепления, что возможно при увеличении финансирования отрасли.

Необходимость решения указанных задач вытекает из закрепленной в Конституции и действующем законодательстве обязательности предоставления за счет областного бюджета услуг по организации обслуживания населения государственными учреждениями культуры. При этом решение этих задач должно идти с использованием программно-целевого метода, то есть путем реализации отдельной, специализированной программы, что обеспечит больший уровень эффективности использования бюджетных ресурсов и лучшую связь их объемов с достижением планируемых результатов.

1. Цели политики в сфере культуры.

Подавляющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственныхисточников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытиявсех необходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются изгосударственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения:федерального, субъекта Федерации или местного), или получают из негосредства, необходимые для покрытия части затрат. В этом случае имеет местофинансирование по смете текущих затрат. До 1989 г. подобной дотацией иограничивалось бюджетное финансирование. Речь шла о простой раздаче денегпо подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от ихкатегории и типа. С 1989 г. ситуация несколько изменилась в связи свведением программного принципа финансирования. Аналогия бюджетной дотациисохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально техническойбазы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о такихстатьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло,электроэнергию и другие «защищенные» статьи бюджетной сметы, гарантирующиеминимум средств текущего содержания, поддержки деятельности учреждений,прежде всего – госсети. Необходимые капитальные вложения финансируются из государственногобюджета по особым сметам. С 1989 г. на всех уровнях бюджетообразования изсредств бюджета образуются Фонды развития культуры и искусства, цельюкоторых является финансирование не сложившейся сети учреждений культуры, аосуществления конкретной деятельности (социальный закон). Речь идет офедеральных, региональных и местных культурных программах, финансируемых изсоответствующих фондов развития культур и искусства. Программноефинансирование фактически является распространением на бюджетные средства

механизма договорных отношений.

Деятельность учреждений культуры может финансироваться не только избюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фондыразвития культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегиональныхпрограмм, местных комплексных программ, входящих отдельной строкой в соответствующие бюджеты. Это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов.Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств(субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратныхплатежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий,стипендий, гонораров, призов и т.д. Патронаж – покровительство, не только финансовое, но иорганизационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычнопатронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронажможет оформляться долговременным договором или даже организационнымидокументами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры сопределенными правами и обязательствами. Примером может служить широкопрактикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership). Болеераспространена в современной России другая форма патронажа – foundation –создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры.Такие фонды созданы, например, при Большом академическом драматическомтеатре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии. Вправление таких фондов входят видные представители крупных коммерческихорганизаций, банков, торговых фирм. Благотворительность же является проявлением филантропии, непредполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающихподдержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по какиммотивам – тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляетсяблаготворительность обычно актом дарения. Следует отметить такой возможный источник финансирования учрежденийсферы культуры, как международные проекты и программы. И наконец, традиционным внебюджетным источником финансирования в сферекультуры является собственная коммерческая деятельность учреждениякультуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации напотребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуютсяповышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могутбыть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр.

Цели политики в сфере культуры.

Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики. Стратегическими целями культурной политики государства являются:

· сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;

· обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;

· формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

Для достижения этих целей предстоит, наращивая бюджетное финансирование сферы культуры, в том числе в течение ряда лет - опережающими темпами по отношению к ВВП, провести реформирование её организационно-экономического механизма. Такие реформы должны быть направлены на обеспечение реального доступа граждан к участию в культурной жизни, более рациональное расходование бюджетных средств и использование находящегося в сфере культуры государственного имущества, а также на создание условий для привлечения в сферу культуры дополнительных ресурсов из негосударственного сектора.

2. Финансирование расходов на культуру

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого на­правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образова­тельного и культурного уровня.

Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов консолидированного бюджета России (7—8% ресурсов федерального бюджета и 45— 47% бюджетов территорий), в том числе финансирование рас­ходов на культуру. В соответствии с действующими законода­тельными актами в культурной сфере и прежде всего Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» (от 9 октября 1992 г. № 3612-1) ежегодно предусматривается направление не менее 2% из федерального бюджета и 6% из территориального бюджетов.