Смекни!
smekni.com

Место и роль интуиции в экономических исследованиях (стр. 2 из 5)

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, то есть находятся в постоянном движении.

Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Теоретическая экономика использует широкий спектр методов научного познания (рис.3).

Рис. 3. Основные методы, используемые в экономических исследованиях

Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции. Сущность этого метода состоит в том, что исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, распределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии. Логические понятия, отражающее наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни общества, называются экономическими категориями. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, прибыль, заработная плата и многие другие. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами – законами общественных действий людей или экономическими законами. В книге “Философия права” Гегель писал о политэкономии как науке, которая делает “честь мысли”, потому что она, имея перед собой массу случайностей, отыскивает их законы. Всякий закон выражает собой сущность того или иного явления. Закон и сущность – понятия однородные (однопорядковые), выражающие углубление познания человеком явлений, мира. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю сущность явления. Чтобы дать определение экономическому закону, необходимо вспомнить философское определение закона как устойчивого, прочного, многократно повторяющегося явления и как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу. Это определение можно полностью отнести и к экономическому закону. То, что не случайно, а типично, постоянно и выражает внутреннюю сущность экономических явлений и процессов, отражают экономические законы. Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в теоретической экономике.

Активно применяются и такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический, экономико-математическое моделирование и другие.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны и исследование каждой из этих частей отдельно.

Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину явлений и процессов.

Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в теоретической экономике в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимает исторический и логический методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследования экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления могут игнорироваться. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету теоретической экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. Поэтому теоретическая экономика широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника, в том числе и ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX веке.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть их все вероятные результаты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.

3. Эволюция философско-психологический взглядов на сущность «интуиции»

Интуиция (позднелат. лат. intuitio — созерцание (составные лат. in — в, внутри; лат. tui — мочь, неметь(онеметь), ты, тебе; лат. ti(tum) — после, затем, потом), от лат. intueor — пристально смотрю), способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

Стремление различать два вида, или метода, познания — интуитивное и логическое — появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения.

В истории философии понятие интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). Корни философского понимания интуиции усматриваются во взглядах великих философов античности и средневековья - Платона, Аристотеля, Плотина и неоплатонистов, Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

Рассмотрим наиболее яркие характеристики данного понятия, которые были введены исследователями разных эпох и времен (табл .1).

Таблица 1

Феномен интуиции в исследованиях мыслителей и ученых

Автор высказывания Определение сущности интуиция
Платон(427 – 347 до н.э.) Интуиция высшая, надрациональная ступень познания – отрешенность от всякой чувственности, самоуглубление и внезапное, сверхчувственное озарение, требующее, однако, длительной подготовки ума
Аристотель (384 – 322 до н.э.), любое знание является чувственным, способность ощущения – начало всякого знания, но само знание требует мышления, при этом высшее мышление – дискурсивное, логическое, рассуждающее. Но существует и интуитивное мышление как умение «ухватить» основания, посылки, начала логического.Знание о первоначалах аксиоматично, научное познание их невозможно. У Аристотеля интуиция – вид мышления, иррациональный, противопоставленный логическому.
Василий Велико и Григорию Нисскому (335 – 394) Непосредственное экстатическое созерцание Бога» и как непосредственное получение знаний в готовом виде через Откровение.Это не врожденное знание души, доступное в принципе каждому, как у Платона, но Откровение, дарованное Богом
Августин Блаженный (350 – 430). Знания открываются о человеку через откровение. Однако Истина открывается только при условии активности души: познание движется от души, чувствующей через телесные чувства, далее – к способности рассуждать о том, что воспринимается чувствами.
Фома Аквинский (1225 – 1274). Душа не только разумна, но и сознательна. Любые проявления души актуализируются с помощью специальной операции сознания – интенции.Интенция – особая внутренняя сила, которая придает восприятию и познанию в целом определенную направленность, при этом важно отметить, что интенциональность – это способность самой души, особая её интеллектуально-волевая сила в познании чувственного мира.Существует и иной тип познания – через благодать, открывающую человеку божественные тайны, которые «не могут быть доказаны силой человеческого ума»
Рене Декарт (1596 – 1650) Интуиция – сила человеческого разума, рациональна и связана с логическим процессом, в ходе которого выполняет вполне определенные функции:1. является исходным моментом логического процесса2. направляет весь ход развития мысли
Бенедикт Спиноза(1630 – 1677) Интуитивное знание − объективное истинное знание о сути вещей. Открывается рефлексивно, с помощью интеллектуальной интуиции. Возможности интуитивного знания безграничны, а так как законы души и природы едины, то, познавая себя, человек постигает природу
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716). Неосознаваемое (малые перцепции) становится осознаваемым благодаря активности души – апперцепции, которая вкупе с воздействиями извне определяет поведение и познание человека. Апперцепция имеет доступ к идеям и знаниям, которые открываются человеку с помощью рациональной интуиции и благодаря последней, ясностью, обобщенностью и достоверностью.
Кант Интуиция проявляется как представления, которые человеком созерцаются непосредственно − то, что познавательная способность человека «добавляет» к тому, что воспринимается, «задает» форму. Только созерцанию (интуиции) доступен целостный охват предметов. Интуиции открывается также внутренний мир, созерцание душой себя и своих состояний
Дильтей Непосредственное постижение (понимание строится на переживании и открывается человеку непосредственно)
Бергсон А. Интуиция – более совершенный механизм по сравнению с интеллектом, ее механизм – вчувствование, «божественная симпатия». Адекватное понимание жизни и природы возможно только при условии взаимодействия интеллекта и интуиции, вспышки интуиции должны поддерживаться и развиваться интеллектом
Фрейд З. интуиция понимается как глубоко бессознательный процесс, однако в работах Фрейда специально этот феномен не обсуждается
Юнг К.Г. Направленность интуиции (экстравертность – интровертность), по Юнгу, _рожденна, однако существует возможность осознавания и развития любой функции психики, в том числе – интуиции. Юнг рассматривает интуицию как самостоятельную и автономную функцию психики и при этом − противоположную по своей иррациональной природе рациональному мышлению
Фромм Э. Только интуитивное знание открывает доступ к внутренней природе человека
Роджерс К. только «организмическое» вчувствование в другого «как в себя самого», а не объективное знание, способно обеспечить истинное понимание человека как в терапевтическом процессе, так и в любом другом взаимодействии людей.
Маслоу А. особое мистическое переживание, сопровождающееся озарением и свойственное всем творческим (самоактуализирующимся) людям
Келер В. Открыл феномен «инсайта» − мгновенного схватывания новой структуры (нового гештальта) экспериментальной ситуации. появление инсайта внезапно, моментально и не зависит от прошлого опыта, а определяется одновременным присутствием в поле восприятия элементов нового гештальта (структуры)
Вертгеймер М. и Дункер К. рассматривается не как самостоятельное явление, а как особый механизм продуктивного, творческого мышления, «открывающий» новые возможности в решении проблемы
Бердяев Н.А. только познание, опирающееся на интуицию, способно постичь бытие в целом.Интуиция − это вживание, субъект-объектное единство, творческое проникновение в смысл, трансцендирование в глубину души, вхождение в истину

Резюмируя развитие представлений об интуиции в период средневековья, можно отметить, что формировались они в связи с вопросами теологическими – веры и Божественного Откровения.