Виртуальность экономического союза, отсутствие реальной координации внешнеэкономической деятельности, налоговой политики, механизма ответственности за выполнение принятых обязательств дополняются дроблением СНГ на различные субрегиональные группировки. Это Таможенный союз (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), преобразованный в Евразийское экономическое сообщество; Центрально-азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан); ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия); Союз Белоруссии и России, основанный на сохранении суверенитета двух государств. В качестве разъединяющихся моментов используются доводы о национальной самобытности, религиозной напряженности, геополитической ориентации, социально-экономическом положении.
Суверенизация хозяйств, клановостъ предпринимательской деятельности выступают тормозом развития кооперации на уровне хозяйствующих субъектов или интеграции на микроуровне. (Устойчивые кооперационные связи создают основу для образования международных финансово-промышленных групп.) Препятствием также выступают существующие различия в законодательствах.
Большинство стран СНГ переориентировали свои связи с РФ на другие зарубежные страны, на долю которых приходится 5/4 их экспорта и 2/3 импорта. У Российской Федерации, Армении, Грузии, Узбекистана внешнеэкономическая деятельность переориентирована преимущественно на третьи страны. Только у Белоруссии, Молдавии, Туркмении, Украины большая часть поставок идет на внутренний рынок Содружества. Все это не способствует развитию взаимной торговли, а производственные связи становятся все менее взаимодополняемыми и взаимосвязанными.
Отношения Российской Федерации с другими странами СНГ
Экономические отношения РФ с другими участниками СНГ формально относятся к числу приоритетных. Однако объем торговли с этими странами за 1991—1999 гг. снизился со 138 до 19 млрд долл. Доля стран — участниц СНГ в российском товарообороте упала с 54,6 до 18,7%. Произошли качественные изменения. Если в начале 90-х годов поддерживались кооперационные отношения, то в конце десятилетия доминировал простой обмен товарами.
На первом этапе правящие круги поощряли центробежные тенденции, рассматривая СНГ как обузу для РФ. Однако переориентация на западные рынки привела к резкому сокращению экспорта обрабатывающей промышленности. Потеря примышленных рынков наносит ущерб хозяйственному развитию Российской Федерации и может оказаться необратимой.
Необходимость поддержания внешнеэкономических связей вызывается исторически сложившейся специализацией и кооперацией, возможностью сбыта традиционной промышленной продукции средней наукоемкости. РФ может получать многие цветные и редкоземельные элементы (марганец, титан, хром, свинец, фосфор, уран, барий, висмут, стронций и др.), которые необходимы современному производству и ранее на 70—100% обеспечивались внутрисоюзными поставками.
Произошли изменения в географическом направлении внешнеэкономических связей со странами СНГ. Они проявились в значительном снижении удельного веса стран Закавказья и Средней Азии. С некоторыми странами этих регионов экономические отношения почти прекратились. Так, объем товарооборота с Азербайджаном снизился до 4% от уровня 1991 г.
В конце 90-х годов около 70% товарооборота Российской Федерации в рамках СНГ осуществлялось с Украиной и Белоруссией (35 и 33%). На Украину направляется основная часть российского экспорта, Белоруссия обеспечивает основную долю российского импорта. Далее с большим отрывом идет Казахстан. Однако эти страны по величине торгового оборота уступают ФРГ и США.
В экспорте РФ в страны СНГ преобладают продовольственные, сырьевые товары, текстиль. Поставки продукции машиностроения при больших колебаниях к концу 90-х годов составили порядка 1/4 экспорта.
Неоднозначно развивались кредитные отношения. До 1993 г. в рамках единой рублевой зоны Центральный банк РФ был важным источником финансирования других стран СНГ. После распада рублевой зоны Российская Федерация продолжала финансирование других стран СНГ на коммерческих условиях в основном за импорт энергоносителей, но во второй половине 90-х годов почти для всех стран СНГ основным источником финансирования стали западные страны. Общая задолженность стран СНГ Российской Федерации на начало 1998 г. составляла относительно небольшую величину — 6,6 млрд. долл.
Незначительным является движение капитала в форме прямых инвестиций между РФ и другими странами СНГ. Прямые капиталовложения других стран СНГ в российском хозяйстве составляют лишь 1,5% общего объема ИПК. Крупнейшим инвестором среди них является Украина.
Вопросы к теме:
1. В каком направлении развивались производство и структура
промышленности Российской Федерации в 90-е годы?
2. По каким показателям экономического и социального развития РФ
относится к развитым странам?
3. Существует ли устойчивая связь между динамикой мировых цен и
экономическим развитием РФ?
4. Охарактеризуйте социально-экономическую структуру хозяйства,
оказывает ли она влияние на экономическое развитие страны?
5. Раскройте характер участия РФ в мировой торговле.
6. Покажите особенности участия РФ в международном движении
капитала.
7. Охарактеризуйте роль и место РФ в мировом хозяйстве.
РОССИЯ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ
В середине 90-х гг. доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, то никто этого не заметит». Конечно, это явное преувеличение, попытка выдать желаемое за действительное. Вместе с тем это своего рода отражение положения России в мировой торговле.
С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику развития.
К середине 90-х гг. порядка 16—18% всех доходов федерального бюджета формировалось за счет различного рода платежей по экспортно-импортным операциям.
Процесс эволюции роста российского экспорта сопровождался тем, что к середине 90-х гг. вывоз многих важнейших видов продукции стал заметно менее прибыльным либо вообще убыточным. Это обусловлено рядом факторов, таких как:
• выравнивание внутренних российских и мировых цен. В середине 90-х гг. подавляющая часть товаров традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внешних рынках;
• экспорт терял доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на экспортную продукцию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки.
Одновременно со снижением доходности экспорта снижалась и доходность импорта. Этот процесс был обусловлен усилением государственной политики регулирования импорта. В середине 90-х гг. средневзвешенная ставка российского импортного тарифа составляла около 15% (в 1992 г. импорт осуществлялся беспошлинно). Импортные товары облагаются также налогом на добавленную стоимость и акцизами. Уменьшению доходности экспорта и импорта способствовали также рост транспортных тарифов и стабильно дорогой кредит.
Ситуация в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт наносил меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих экспортных производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся проблемы неплатежей в российской экономике минимизировало риск платежей по поставленной продукции и давало больше возможностей получения за нее реальных финансовых средств. Рост экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю очередь обусловлен и заметным сокращением спроса на эти товары на внутреннем рынке в результате экономического кризиса, в котором оказалась Россия.
Следует подчеркнуть, что экспорт товаров из России освобожден от каких-либо количественных (кроме международных обязательств) или тарифных ограничений. Полностью ликвидирована система внутренних экспортных квот. Отменен экспортный таможенный тариф. Сохраняется лишь небольшая группа специфических товаров, экспорт которых лицензируется.
Выявляя факторы, обусловливающие положительную динамику объемов внешней торговли, следует, прежде всего, назвать повышенную ценовую конъюнктуру на мировом рынке. Мировые цены на важнейшие товары российского экспорта, поначалу понижавшиеся, к середине 90-х гг. стали в основном повышаться. Так, средние контрактные цены по экспорту увеличились примерно на 8% по сравнению с 1992 г. Мировые цены на товары, импортируемые в Россию, имели резко выраженную тенденцию к повышению. Уровень средних контрактных цен по импорту в середине 90-х гг. превышал подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза.
В результате рост внешнеторгового оборота России происходил при увеличении объема экспорта и уменьшении физического объема импорта.
Другим важным фактором, существенно повлиявшим на достаточно устойчивый рост российской внешней торговли до середины 90-х гг., послужило то обстоятельство, что эта отрасль, как отмечалось выше, стала источником «живых» денег, реальных доходов для участников внешнеэкономической деятельности.
Помимо роста официальной внешней торговли в 90-х гг. (особенно в их середине) был отмечен значительный прирост оборота так называемой неорганизованной «челночной» торговли, не попадающей в официальные статистические отчеты. Челночный торговый бизнес не является российским изобретением. Этот вид бизнеса в той или иной степени развивался и ранее в бывших социалистических странах Восточной Европы: Польше, Югославии, СССР (среди студентов-иностранцев). С начала 90-х гг. челночная торговля в России выходит на новые рубежи. По некоторым данным, в 1996 г. общий оборот этой торговли превысил 15 млрд. долл., остальное приходилось на импорт. Основной поток неорганизованного импорта идет из Турции, КНР, Италии, ОАЭ, Польши, Литвы, Украины.