К дополнительным отпускам, предусмотренным статьями 173-176 настоящего Кодекса, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.
Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений (по выбору работника).
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ф.Ф. Чертовский оспаривает конституционность положения части первой статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.
По мнению заявителя, часть первая статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации, лишая граждан, желающих получить второе высшее образование, права на предоставление им по месту работы оплачиваемых учебных отпусков, противоречит предписаниям статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и не соответствует ее статье 19 (части 1 и 2), поскольку ставит в преимущественное положение работников, получающих высшее образование впервые, и, следовательно, нарушает равенство прав и свобод граждан, совмещающих работу с обучением.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации положение части первой статьи 177 Трудового кодекса Российской Федерации само по себе не может рассматриваться как ограничивающее конституционные права и свободы граждан, желающих получить второе высшее образование, и нарушающее положения статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Не может оно расцениваться и как нарушающее равенство всех перед законом и судом и равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), поскольку из конституционного принципа равенства не вытекает требование предоставления одинаковых гарантий и компенсаций лицам, относящимся к разным категориям - получающим высшее образование впервые и уже имеющим образование такого уровня. По существу, заявитель ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о том, имеются ли - исходя из предписаний статьи 424 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок применения данного Кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действие, а также исходя из того, что обучение в высшем учебном заведении является реализацией им льготы, предоставленной государством лицам, уволенным с военной службы, - правовые основания для распространения на него оспариваемого положения, т.е. фактически вопрос о проверке законности и обоснованности правоприменительных решений по его делу. Однако такая проверка, включая проверку правильности выбора и истолкования норм, подлежащих применению в конкретном деле, относится к компетенции вышестоящих инстанций судов общей юрисдикции. В полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они установлены статьей 125 (часть 4) и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", разрешение этих вопросов не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.Ф.Чертовского, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
К дополнительным отпускам, предусмотренным статьями 173–176 ТК РФ, т.е. к отпускам работников, обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, работников, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, работников, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работников, поступающих в указанные образовательные учреждения, а также работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работников, поступающих в указанные образовательные учреждения, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска (статья 177 ТК РФ). В таком случае трудовое законодательство не устанавливает обязанности работодателя присоединять к дополнительному ежегодный оплачиваемый отпуск работника. Работодатель вправе отказать работнику без указания оснований.
Унифицированная форма № Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику", утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", предусматривает графу "Б", в которой заполняющему нужно указать вид отпуска, кроме ежегодного основного оплачиваемого. Одним из видов отпуска указан учебный отпуск.
Следует обратить внимание на то, что ТК РФ не устанавливает понятие учебного отпуска, а предусматривает предоставление работодателями работникам, совмещающим работу с обучением, дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка для сдачи экзаменов, прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и т.д. Заполняя унифицированную форму № Т-6, необходимо это учитывать.
Если по каким-либо причинам ежегодный основной оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск, гарантированный работнику, совмещающему работу с обучением, совпадают по времени, работник имеет право выбрать вид отпуска и свое намерение выразить в заявлении. Если работник в такой ситуации не подал работодателю заявление о предоставлении ему дополнительного отпуска в связи с обучением вместо ежегодного, работнику предоставляется ежегодный отпуск. При этом работник, совмещающий работу с обучением, теряет право на предоставление ему гарантированного законом дополнительного отпуска.
В современных условиях существует практика оформления трудовых по своей юридической природе отношений договорами гражданско-правового характера. Это делается для того, чтобы избежать предоставления работникам гарантий, предусмотренных законодательством о труде. Поэтому ввиду широкого распространения нарушений трудовых прав работников в ст. 11 Трудового кодекса РФ включена следующая норма: "В тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства". Поэтому в случае подмены трудового договора гражданско-правовым вопреки характеру сложившихся отношений недобросовестное поведение работодателя может быть обжаловано в суд. Таким образом, ТК РФ устанавливает приоритет действия трудового законодательства при наличии трудовых отношений (т.е. при соответствии отношений признакам, указанным в его ст. 15, где сформулировано легальное определение понятия трудового отношения).
Зачастую работодатели не всегда исполняют возложенные на них обязанности по предоставлению гарантий и компенсаций. Многие работники просто не знают, что в такой ситуации закон на их стороне, так как условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными, даже если сам работник согласился на такие условия. Поэтому работник, совмещающий работу с обучением, вправе потребовать от своего работодателя положенное по закону.
Заключение
За пocлeднee десятилетие российская экономика претерпела очень существенные изменения, совершив стихийный форсированный переход от централизованной плановой к предпринимательской, при отсутствии необходимого научного, образовательного и законодательного обеспечения. Oтcутcтвиe подготовленных кадров менеджеров, предпринимателей, эффективных собственников не позволяло справляться с поставленными задачами и эффективно развивать бизнес. За пocлeдниe годы многое изменилось в лучшую сторону, но основные проблемы, связанные с необходимостью опережающего развития научной экономической мысли и подготовки высококвалифицированных специалистов в области организации и управления бизнесом, остаются не решенными в полной мере.
В советское время все было понятно: государство объявляет образование бесплатным для граждан, кует для себя кадры и потом распоряжается ими, рассылая врачей и инженеров в самые отдаленные уголки необъятной Родины. Teпepь значительная часть студентов (или их родителей) оплачивают свое обучение; получив диплом, молодые специалисты сами ищут работу и при этом далеко не все мечтают о карьере в государственных структурах. Пoлучaeтcя, что заказчиками вправе выступать и студенты, и их родственники, и компании, мечтающие видеть среди своих сотрудников грамотных профессионалов. При этoм у каждой категории свои представления о том, каким это образование должно быть.
Дополнительное Попытка осуществлять социально-экономические реформы в России без признания образования одним из важнейших системообразующих элементов общества, его очевидная недооценка привели к существенному замедлению социально-экономического развития, неэффективному использованию ресурсов (бюджетных, внебюджетных, человеческих, информационных и пр.), очевидному снижению качества общего и профессионального образования, несоответствию их современным требованиям и запросам рынка труда. Имeннo когорта лиц, имеющих опыт практической деятельности в области бизнеса, но не имеющих специального экономического образования, стали первыми и самыми продвинутыми обучающимися на экономических и правовых факультетах многочисленных вузов и их филиалов.