3.2 Изменения, динамика и перспективы развития инфляции (на примере Республики Беларусь)
Предпосылки роста инфляции были заложены прежде всего в самой структуре экономики республики. Ее корни лежат в истории, в уникальной диспропорциональности советской экономики. Начиная с 30-х годов, с периода индустриализации, бурный рост тяжелой промышленности сочетался с медленным увеличением и даже относительным снижением выпуска потребительских товаров, а именно последние обеспечивают ценность денег. В результате в экономике возникли значительные структурные перекосы. Около 80% средств в экономической системе составляли средства производства и только 20% — предметы потребления.
В Беларуси получили развитие такие отрасли народного хозяйства как машиностроение, станкостроение, приборостроение, химическая и нефтехимическая. В то же время отрасли, которые должны были обеспечивать потребности населения республики в товарах потребительского назначения и сбалансировать экономику, не были достаточно развиты. Так, в 1990 г. в отраслях тяжелой промышленности было сконцентрировано более 80% стоимости основных производственных фондов. На долю же пищевой промышленности приходилось только 6,2% основные производственных фондов, на долю легкой промышленности — 7,4%.
Все это в конце концов привело к значительному снижению
доли потребительского сектора в валовой продукции промышленности. Так, если в 1940 г. он составлял в Беларуси 59%, то в 1990 г. его доля снизилась до 32,6%.
Ситуацию усугубила неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг. Недостаточное развитие получили в республике торговая сеть, связь, транспортные услуги.
Кроме всего прочего, следует особо отметить такой фактор, как высокая милитаризация отечественной экономики, которая также отвлекала значительную долю средств от потребления. В этом же направлении, порождая потоки необеспеченных товарами денег, "работала" и нерациональная инвестиционная политика с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Из-за всех этих факторов фонд потребления, идущий на удовлетворение платежеспособных потребностей домашних хозяйств, неуклонно падал. К началу 1990 г, он составлял менее 40% в валовом национальном продукте республики. В итоге возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, нопри этом они росли не только как при классической инфляции, но помимо всего прочего и потому, что все меньше и меньше товаров являлось недефицитными. По оценочным данным, потребительская корзина в начале 90-х годов на 80% состояла из дефицитных товаров, а за дефицит нужно было переплачивать. Все это — предпосылки роста инфляции.
Таким образом, к моменту начала экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде. Такая скрытая, или подавленная, инфляция имела следующие сущностные характеристики:
1. общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса);
2. искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции;
3. высокие инфляционные ожидания населения.[13,с.21-25]
Либерализация цен в январе 1992 г. превратила подавленную инфляцию в открытую, создав условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Однако скачкообразный рост цен привел к значительному превышению предложения над платежеспособным спросом. Такая ситуация привела к весьма специфическому поведению белорусских предприятий. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты и не увольняли работников, а переставали платить по своим обязательствам. Из-за обвального роста цен стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и следовательно, росту задолженности, а также нарастанию неплатежей вообще. При этом неплатежи происходили как по вине государства, которое не выполняло своих обязательств по утвержденному бюджету, так ипо вине хозяйствующих субъектов, задерживающих платежи своим партнерам и банкам. В экономике республики возник кризис неплатежей. Неплатежи отражали и отражают до сих пор подразумеваемое обязательство правительства поддерживать национальную промышленность. Это объясняется во многом отсутствием эффективного механизма банкротства. Надеясь на правительство, предприятия стали требовать обеспечения платежеспособного спроса на их продукцию в рамках уже возросших цен посредством следующих мер: государственных льготных кредитов и прочих льгот; покрытия частных товарных кредитов друг другу; прямой выплаты зарплаты независимо от реализации продукции. Проводимые взаимозачеты платежных требований и кредитная эмиссия Национального банка позволяют лишь временно разрядить ситуацию.
Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом суммарных предложений товаров и услуг и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Платежи либо переносились с согласия сторон на новый срок, расширяя задолженность, либо вообще прекращались хозяйствующими субъектами, чтовыражалось в принудительной отсрочке платежа и нарастании долга с учетом штрафных санкций.
В целом, мягкая финансовая политика государства в этот
период стала одним из генераторов инфляции. Причем вместо
открытой инфляции спроса в экономике республики проявилась
и стала развиваться преимущественно инфляция издержек. Инфляционный процесс в данном случае вызывается тем, что перемещение спроса из одной отрасли в другую приводит не к относительному изменению цен, а к их росту в отраслях, спрос на продукцию которых повышается, при одновременном сохранении уровня цен в отраслях падающего спроса. Пока продолжается инфляция издержек, отсутствуют стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке — от первичной обработки сырья до конечного потребления. Инфляция издержек распространяется в экономике медленнее, чеминфляция спроса, но она гораздо устойчивее и бороться с ней значительно труднее, ибо это связано как с организацией рынка (степень конкуренции, развитие рыночной инфраструктуры), так и с существующей структурой национального производства, определяющей структуру и уровни издержек.
Исследователи феномена инфляции в белорусской экономике постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка выделяют следующие:
1. кризис в сфере производства, носящий характер дефицита и обусловленный как технологической отсталостью (высокая энерго-, материало- и трудоемкость производимой продукции), так и хроническими неплатежами;
2. монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма роизводителя;
3. режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкрепляется необходимой степенью открытости экономики. Слабая включенность белорусских производителей в мировое разделение труда объясняется низкой экспортоспособностью их товаров не только на мировом рынке, но даже на рынках стран СНГ из-за несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых ими товаров;
4. "импортируемая", прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно раскручивание спирали "цены на сырье (особенно на энергоресурсы)— общий уровень цен".
Каждая из названных причин сама по себе может и не объяснять феномена столь высокой инфляции. Действительно, отсталая неконкурентная экономика может отгородиться административными барьерами от мирового рынка и добиться прекращения инфляции за счет политики финансовой стабилизации. Монополизированная — способна в широких масштабах выходить на внешний рынок и, будучи жестко привязанной к мировым ценам, может избежать инфляции.
Сочетание всех вышеперечисленных факторов создает особую ситуацию. Получив право на свободное установление цен и прямое взаимодействие с зарубежными партнерами, производители начинают повышать цены в соответствии с их мировымуровнем. При этом они мало считаются с возможным падением спроса, поскольку могут компенсировать его не за счет снижения цены, а за счет сокращения объемов производства.
Подпитка инфляционных процессов на основе высокого уровня монополизма, обусловливается еще и тем, что экономическая мощь крупных производств опирается не на собственные ресурсы, а на ресурсы государства. Монопольные предприятия часто монополизируют каналы доступа к государственному бюджету и пытаются переложить трудности своего существования во внешней конкурентной среде на плечи правительства, апеллируя к интересам сохранения и развития национальной промышленности.