Смекни!
smekni.com

Теория рационального выбора и границы ее применения в социально-гуманитарном познании (стр. 2 из 7)

Выявление и обоснование целевой функции, а также полезности и вероятности альтернатив осуществляется в конкретных областях применения математической модели. В самой же модели они рассматриваются в общей, абстрактной форме. Так, в зависимости от конкретного характера проблемы оптимальным будет считаться либо максимальное, либо минимальное значение целевой функции. В экономической деятельности максимальное значение будет соответствовать, например, получению наибольшей прибыли или выгоды от сделки, а минимальное значение ‑ наименьшим издержкам, потерям и т.п. В социальной сфере целевая функция может быть направлена на уменьшение напряженности между социальными группами, достижение согласия между ними; в политике - она может обозначать выдвижение программы, которую могло бы поддержать наибольшее число избирателей и т. п.

Отсюда становится ясным, что рациональный выбор в экономике с чисто абстрактной точки зрения основывается на применении математической модели принятия решений к анализу экономической деятельности. В содержательном смысле главное внимание обращается здесь на конкретный рациональный выбор наилучшей альтернативы среди всех известных. О том, что такой выбор отнюдь не простое дело, свидетельствуют не прекращающиеся дискуссии по этому вопросу.

Возникновение ТРВ показывает, что она не является просто формальным выводом из абстрактной математической теории принятия решений, а вполне самостоятельной теорией со своим концептуальным аппаратом и важными теоретическими выводами в основном для экономики и частично для других социально-экономических наук. Как и в других конкретных науках, формальный математический аппарат теории принятия решений используется в ней для более точного анализа и количественной оценки процедуры рационального выбора. В этом смысле отношение между математической теорией принятия решений и ТРВ сходно, например, с отношением между кибернетикой, как общей теорией управления, и конкретными теориями управления, изучаемыми в технике, экономике и социальных системах. Само же возникновение математической теории принятия решений напоминает процесс, который происходил при формировании кибернетики. Хотя до ее появления существовали конкретные теории управления в технике, военном деле, экономике и социальной жизни, но потребовалась абстрактная теория, которая стала рассматривать процессы управления с единой, общей точки зрения, что позволило глубже понять их основные принципы и закономерности. То же самое можно сказать и о теории принятия решений.

Обратимся теперь к конкретным общественным наукам, где математическая модель принятия решений используется для анализа рациональной деятельности. Наибольшее применение она получила в экономических науках, поскольку они оперируют понятиями, которые могут быть выражены количественно с помощью денежных величин.

1.2Формирование принципов рационального выбора в экономике

Термин "экономика" в переводе с древнегреческого обозначает законы ведения домашнего хозяйства. Предполагается, что эти законы ориентированы на рациональное, или разумное, его ведение. Впоследствии как сам этот термин, так и обозначаемый им подход, были перенесены на ведение общественного хозяйства в целом. Поэтому вопрос о рациональном выборе и принятии решений в экономике возник задолго до появления математической теории. Как мы видели, теоретические предпосылки классической политической экономии сформировались не только под воздействием чисто экономических изысканий. Своим происхождением они обязаны во многом влиянию тех представлений о рациональном поведении людей, которые впервые появились в рамках новой индивидуалистической концепции морали. Такой же индивидуалистический подход при объяснении экономических явлений и процессов предпринял А. Смит в своем фундаментальном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов": "Каждый отдельный человек, ‑ писал он, ‑ : имеет в виду лишь собственный интерес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им (курсив мой ‑ Г. Р.)" 1.

Выражение "невидимая рука" используется здесь как метафора, которая обозначает механизм рынка, регулирующий на нем цены и устанавливающий равновесие между спросом и предложением. Такое равновесие, или спонтанный порядок, возникает в результате взаимодействия большого числа продавцов и покупателей, участвующих в рыночном обмене. Представление о таком равновесии и самодостаточности рыночного регулирования господствовало в классической экономической теории почти вплоть до Великой депрессии 1929-33 г.г. В этой теории рациональным считается такое поведение индивида, которое приводит к наибольшей его выгоде или пользе и достигается путем максимизации его выгоды. По уверению А. Смита и других классиков политической экономии, оно должно способствовать достижению богатства и благосостояния всего общества. На этой основе возникло то представление об "экономическом человеке" (Homo economicus), согласно которому он всегда поступает во всем разумно, не подвержен эмоциям, постороннему влиянию и добивается достижения максимума выгоды при принятии своих решений.

После Великой депрессии 30-х г.г. ХХ в. экономические теории подверглись коренной ревизии, но основные принципы, лежащие в основе рациональной модели выбора, остались неизменными.

1Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1992. С. 332.

К ним относятся, во-первых, фундаментальный принцип рациональности, который вызывает, однако, много споров. Если сторонники классической экономической теории верили в объективный характер рациональности, то их последователи - неоклассики - допускали возможность субъективной ее интерпретации. Пожалуй, одним из первых заговорил о такой интерпретации М. Вебер, считавший ее необходимой для раскрытия мотивов действующих лиц, хотя он и не отказывался от возможности объективного ее истолкования. С другой стороны, В. Парето считал рациональность в качестве объективного критерия знания и действия, поскольку она характеризует достижение цели не только с точки зрения непосредственно действующего субъекта, но и тех, кто обладает значительно более обширной информацией. Но при таком взгляде на рациональность значительная часть предпринимаемых в обществе действий оказывается неразумной, ибо непосредственные участники действия, как правило, не обладают полной информацией. Такой вывод нельзя считать правильным, поскольку он основывается на противопоставлении традиционного представления рациональности современному ее пониманию.

Если прежние представления о рациональности отождествлялись главным образом с формально-логической доказательностью знания в математике и эмпирической его верифицируемостью в естествознании, то в настоящее время они все шире привлекаются для исследования различных типов целесообразных действий не только в научном познании, но и в практической деятельности, включая деятельность общественную.

В рамках социально-экономического и гуманитарного исследования рациональность выступает, прежде всего, как определенная форма целенаправленного, разумного действия и поведения людей в самых разнообразных условиях общественно-трудовой деятельности. Как известно, учет целесообразной, сознательной деятельности людей отличает общественные науки от естествознания, поскольку в природе такая деятельность отсутствует. Совсем иначе обстоит дело в общественных науках, которые изучают, по сути дела, самые разнообразные формы целесообразной деятельности людей. Отсюда непосредственно следует, что категория цели в обществоведении играет первостепенную роль.

Если законы природы не зависят от воли, сознания и стремления людей, то общественные законы в конечном итоге, хотя и опосредованным путем, выражают их общие потребности и цели. Для обозначения таких общезначимых, рациональных целей, пожалуй, лучше подходит термин интерсубъективность. Он подчеркивает их зависимость от субъектов, но не от индивидуальных, а коллективных субъектов, которые согласны и единодушны в осуществлении вполне определенной цели.

В связи с этим заслуживают внимания анализ разных типов рациональности, разработанных в последние годы. Для нас наибольший интерес представляет классификация рациональности, предложенная немецким философом К. Хюбнером.

Характеризуя научные суждения как рационально обоснованные, он выделяет среди них:

1) суждения, определяющие ясные и общеупотребительные понятия;

2) суждения эмпирически интерсубъективные, опирающиеся на подтвержденные и общеприемлемые факты;

3) суждения, являющиеся результатами логического вывода;

4) суждения, посредством которых описывается определенный способ деятельности;

5) суждения, описывающие определенные нормы деятельности 1.

__________________________________________________________________

1Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. С. 221

По-видимому, рациональный выбор лучше всего подходит к четвертому типу рациональности, поскольку он описывает индивидуальный способ рационального выбора альтернативы действия с максимальной полезностью или выгодой. Принятие субъективной рациональности продиктовано тем, что выбор участников рынка и иных общественных структур основывается здесь в конечном итоге именно на предпочтениях индивидуальных субъектов. Например, если целью отдельного предпринимателя является получение наибольшей прибыли от построенного им предприятия, то именно ее достижение он будет считать рациональной со своей субъективной точки зрения. Однако такая точка зрения может придти в противоречие с общими, коллективными целями окружающего населения, если предприятие будет ухудшать окружающую природную среду. Субъективную рациональность часто называют также инструментальной, а объективную рациональность - аксиологической, или общезначимой, представляющей ценность для большинства людей.