Смекни!
smekni.com

Гарантии прав человека в США и Великобритании (стр. 2 из 4)

Экономические, социальные и культурные права и свободы. Эта группа прав значительно расширена после Второй мировой войны. Введены такие социальные институты, как страхование от безработицы, бесплатное школьное образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, права на забастовку, на труд, на здоровую окружающую среду. В середине 1960-х гг. в судебных решениях появляется формулировка: «право на труд» как право, «признаваемое столетиями». Оно трактуется как право добиваться лицензии на профессию, которая должна быть выдана, если будут подтверждены необходимые для этого данные, право на государственную поддержку безработных граждан, на защиту от необоснованного увольнения путем обращения в промышленный трибунал (Акт о защите в области найма 1975 г. с поправками 1978 г.), на безопасные условия труда, на отсутствие дискриминации, в частности на равную плату за выполнение идентичных видов работ. В актах 1990-х гг. традиционно значительное внимание уделяется недопустимости необоснованного увольнения, а также запрету дис­криминации отдельных категорий работников (Акт о правах в сфере занятости 1996 г., Акт об отношениях в сфере занятости 1999г.). Акты о национальном минимуме заработной платы 1998 и 2003 гг. обязывают государственного секретаря по вопросам труда и пенсий устанавливать такой минимум в отношении почасовой оплаты труда рабочих и время от времени изменять его.

Право на отдых почти не подвергается статутному регулированию. В коллективных договорах большинства отраслей промышленности установлены 40-часовая рабочая неделя при пяти рабочих днях и обязанность предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, составляющего в среднем три недели.

Право на социальное обеспечение признается в Великобритании с XIX в. В 1897 г. был принят Акт о компенсации работникам за увечье, а в 1911 г. — первый Акт о пенсиях по старости. Но особенно бурное развитие система социального обеспечения получила после Второй мировой войны, когда была создана сеть учреждений, через которые осуществляется управление системой здравоохранения страны и финансирование соответствующих программ. Это, прежде всего Национальная служба здравоохранения, образованная в 1948 г. Финансируется здравоохранение в Соединенном Королевстве преимущественно государством: в настоящее время 82% всех средств на здравоохранение поступает из государственного бюджета, 2% оплачиваются непосредственно пациентами, а 14% — за счет страховых взносов работников и предпринимателей. В настоящее время наиболее важные акты в рассматриваемой сфере — это Акты о пенсиях 1971 и 1995 гг., о социальном обеспечении 1985 г., о реформе социального обеспечения и пенсиях 1999 г. В соответствии с нормами Акта 1985 г. пенсионный возраст для женщин составляет 60, а для мужчин — 65 лет. Акты о пенсиях поручают государственному секретарю по труду и пенсиям устанавливать и периодически пересматривать минимальный размер государственных пенсий. Начиная с 2000г. он составляет 67,48 фунта стерлингов в неделю для тех, кто до достижения пенсионного возраста проработал, как минимум, 45 лет и все эти годы из его доходов производились отчисления в пенсионный фонд. Для тех же, кто проработал меньше, но не менее девяти лет, минимум составляет 1/4 от указанной суммы.

Американская правовая доктрина базируется на концепции естественного происхождения прав и свобод человека. Данный принцип послужил своего рода национальной идеей, под лозунгом которой была завоевана независимость и образовано государство. Именно в Британской Северной Америке впервые в истории основные права и свободы получили комплексное закрепление в документе конституционного значения — Декларации прав штата Виргиния, принятой 12 июня 1776 г. Парадокс заключался в том, что, будучи идеологически направленным против Великобритании, содержание Декларации, как и более позднего североамериканского законодательства, базировалось на идеях, разработанных и утвердившихся к тому времени именно в этой стране — исторической родине, против которой восстали колонисты. Спустя 22 дня после Виргинской декларации принимается Декларация независимости США, камертоном содержания которой также является идея неотчуждаемости прав человека, которые должны быть гарантированы государством: «Все люди сотворены равными, и все они одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства». Принятые в ходе освобо­дительной борьбы конституции штатов также признавали ключевой идеей своего содержания права человека. Следующим шагом на пути «обеспечения благ свободы» явилась Конституция США 1787 г. Однако непосредственное словесное отражение в ней получили лишь отдельные, весьма немногочисленные права и свободы. Конституция предписывает все дела о преступлениях рассматривать судами присяжных. Она запретила принятие законов об опале (назначение наказания без судебного разбирательства) и законов, имеющих обратную силу (разд. 9 ст. I). Конституция запретила лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену (разд. 3 ст. III), и установила равенство прав граждан различных штатов (разд. 2 ст. IV). Статья VI Конституции запрещает проверку религиозной принадлежности в качестве условия для занятия какой-либо должности на службе США. Таков перечень прав и свобод человека, который первоначально провозглашался высшим законом США. Нетрудно заметить, что он обошел молчанием вопрос о рабстве, существовавшем в ряде штатов, не упомянул о неотъемлемом характере прав человека, не содержал целостно­го регулирования прав человека и гражданина. «Отцы-основатели» обосновывали этот факт различными аргументами. Одни считали, что Конституция сама по себе является Биллем о правах, поскольку содержит главные гарантии таких прав в виде разделения властей, сильных и независимых судов, выборности парламентариев и Президента и т. д. Поэто­му вербальное утверждение прав и свобод они полагали конституционным излишеством: будучи естественными, права, дескать, не нуждаются в позитивном формулировании. Важным аргументом в пользу отсутствия в Конституции перечня важнейших прав и свобод служило и то, что они уже были записаны в конституциях штатов. Однако в некоторых штатах такой подход не нашел поддержки. Они требовали дополнить Конституцию Биллем о правах под угрозой отказа от ее ратификации. Их позиция мотивировалась тем, что сильная власть центрального правительства представляет собой наи­большую угрозу правам человека. Поэтому именно федеральная Конституция (а не только конституции штатов) должна взять на себя обязательства по соблюдению прав и свобод человека. А для этого важнейшие из них должны быть провозглашены и стать тем самым ограничителями власти центрального прави­тельства. В конце концов, такая позиция возобладала. В 1789 г. Конгресс принял 10 поправок к Конституции, касающиеся прав и свобод человека. Они были ратифицированы необходимым числом штатов к 15 декабря 1791 г. и получили, как мы упомянули выше, наименование Билль о правах. Билль о правах весьма своеобразно гарантирует права и свободы, используя негативный способ их формулирования. Тем самым его создатели подтвердили свою приверженность идеям естественного права: главный акцент в конституционной регламентации прав и свобод сделан не на их провозглашении, а на механизме их гарантированности, прежде всего стремлении не допустить произвола государственной власти, установить ее пределы по отношению к человеку. В связи с этим и появилась формула «Конгресс не должен...». На естественно-правовой концепции основывается и IX поправка, установившая, что «перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохра­няемых народом». Нормы о правах и свободах содержатся и в ряде других по­правок к Конституции, внесенных в нее после принятия Билля о правах. Девять из них непосредственно касаются прав и свобод. Наибольшее внимание в Конституции США и поправках к ней уделяется политическим и гражданским правам и свободам, а среди экономических прав конституционное оформление получило лишь право частной собственности (поправки V и XIV). Помимо самой Конституции, источниками регулирования прав и свобод человека и гражданина являются акты Конгресса и Президента, судебные прецеденты, конституционные обычаи, а также конституции и законодательство штатов. Указанные источники существенно развивают, дополняют и интерпрети­руют конституционные положения о правах и свободах. При этом права и свободы, прямо зафиксированные в Конституции (включая поправки), или те, которые признаны судами подразумеваемыми, вытекающими из ее духа, относятся доктриной и судебной практикой к числу фундаментальных, т. е. пользующихся конституционной защитой. К подразумеваемым Конституцией правам Верховный суд отнес, например, в 1958 г. свободу ассоциаций, а в 1981 г. — «право вступать в брак, производить потомство, право ездить в другие штаты». Юридическое значение разделения всех прав на фундаментальные и иные состоит в том, что неконституционным может быть при­знан только тот закон, который нарушает фундаментальные права. Как уже отмечалось, в отличие от большинства современных государств в США до сих пор не признается конституционного, основополагающего значения за большинством прав социального, экономического и культурного характера. Но и фундаментальные права неоднородны. Среди них особо выделяются права предпочтительные, к числу которых относятся права и свободы, провозглашенные I поправкой к Конституции. Субъекты прав и свобод обозначаются в тексте Конституции США терминами «народ» и «граждане». При этом понятие «народ» используется в различных значениях. Чаще всего оно употребляется, когда речь идет о правах физических лиц, находящихся на территории США, независимо от их расы, пола, возраста и других особенностей (поправки I, II, IV, IX, X). Если же речь идет о вопросах, связанных с осуществлением публичной власти, народного суверенитета, то слово «народ», по мнению одних авторов, обозначает совокупность всех граждан, т. е. «людей, образующих государство»[1], а по утверждению других — избирательный корпус, т.е. совокупность «граждан, которым предоставлено избирательное право». Важнейшим элементом правового статуса человека и гражданина, основой личной свободы является принцип равно­правия. Он вытекает из смысла ст. IV (разд. 2) Конституции и XIV поправки к ней, устанавливающих право граждан любого штата на льготы и привилегии граждан другого штата, недопустимость законодательной и правоприменительной практики, нарушающей такие привилегии, а также «равную защиту закона». Данный принцип по-разному трактовался законодательством и судами в различные исторические периоды. При этом если на начальном этапе существования американского государства первостепенное значение имел региональный аспект принципа равноправия, а сам он распространялся только на белых американцев, то в XIX, а особенно в XX в. громко зазвучала проблема гарантированности прав меньшинств, прежде всего этнических. К числу таковых принято относить испаноязычное население — выходцев из латиноамериканских государств, афроамериканцев (27 млн., т. е. чуть менее 10%), коренное население североамериканского континента — индейцев, эскимосов, алеутов (1,5 млн., т. е. немного более 0,5%), а также представителей азиатских этнических групп (немногим более 4 млн., т. е. чуть меньше 2%). Традиционно наиболее остра в США проблема дискриминации афроамериканцев. Первые шаги на пути ее преодоления бы­ли предприняты еще в XIX в., однако понадобилось много времени и целый ряд законов и судебных решений, позволивших добиться ощутимого прогресса, хотя в полной мере решить проблему не удается доныне. Проблема равноправия по этническому фактору затрагивает и комплекс вопросов, связанных с положением индейцев. Из полутора миллионов индейцев более половины проживает в резервациях. Этот институт был учрежден Актом о перемещении индейцев 1830 г., принятым под давлением плантаторов Юга, которые добивались расширения своих земельных угодий. Акт предписывал всем индейцам переселиться на специально отведенные для них территории к западу от реки Миссисипи (138 млн. акров), выделив 500 тыс. долларов на цели компенсации индейцам потери земли и расходов, связанных с перемещением. Перемещение производилось под контролем армии. Только в 20-е гг. XX в. были сделаны первые шаги на пути признания за индейцами статуса полноправных граждан. С 1924 г. родившиеся в США индейцы считаются американскими гражданами, а согласно решению Верховного суда 1935 г. они подлежат налогообложению и включению в списки избирателей. Исключение составляют индейцы, проживающие в резервациях, поскольку эти территории не входят в состав штатов. Жители резерваций освобождены и от уплаты налогов. Акт о реорганизации индейских поселений 1934 г. впервые признал за индейцами право на самоуправление. Это дало им возможность объединиться в корпорации во главе с племенными советами и их должностными лицами. Самоуправление индейцев было существенно расширено Актом о самоопределении индейцев и помощи их просвещению 1975 г., который передал в ведение племенных корпораций вопросы организации почтовой службы, здравоохранения, введения собственных налогов, учреждения племенных судов. Организация резерваций и регулирование их статуса подлежат ведению Союза, ибо резервации считаются федеральными территориями, упомянутыми в разд. 3 ст. IV Конституции. В рамках федерального департамента внутренних дел с 1832 г. действует комиссар по делам индейцев, назначаемый Президентом США по совету и с согласия Сената. Комиссар вправе разрешать все вопросы, касающиеся индейцев, в соответствии с актами Конгресса, Президента и секретаря (министра) внутренних дел. Эти полномочия, кроме изменения границ резерваций, комиссар осуществляет, как правило, путем субделегирования. Территория же резерваций может изменяться только ре­шением секретаря внутренних дел, а в штатах Аризона и Нью-Мексико — только актом Конгресса. При комиссаре действует управление, состоящее из управляющих, которые консультируют комиссара и ведают отраслевыми проблемами (школьное дело, мелиорация и др.). В отношении индейцев на федеральном уровне и в штатах реализуются наиболее многочисленные программы социальной, образовательной и иной помощи. С начала 1980-х гг. федеральная политика в отношении индейцев перестала сводиться к расширению благотворительности и дотаций, а сделала упор также на поощрение предпринимательства. На территории штата Аляска наряду с индейцами проживают также алеуты и эскимосы, составляющие около 1/10 населения. В отношении этих народов также действуют соответствующие программы. В частности, в штате функционируют две системы начального и среднего образования: одна для коренных народов, находящаяся в ведении управления по делам индейцев, а другая, организованная по школьным округам, — для прочего населения [4. с. 98].