Вместе с тем у отдельных развивающихся стран-экспортеров сырья экспортная квота значительно выше среднемировой. В этих случаях экспортная квота свидетельствует скорее не о степени открытости конкретной страны и ее интеграции в мировое хозяйство, а о сырьевой направленности экспорта.
О высокой степени открытости экономики говорят тогда, когда удельный вес импортной продукции на внутреннем рынке превышает порог экономической безопасности страны. Мировой опыт свидетельствует: если доля импорта во внутреннем потреблении не превышает 30%, в том числе по продовольствию – 25%, - страна сохраняет свою экономическую независимость.
Целесообразно выделить следующие основные показатели, позволяющие в укрупненном плане судить о степени открытости экономики страны:
· объем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, выражающего емкость национального рынка и потенциал ее конкурентоспособности;
· экспортная и импортная квоты, объем экспорта на душу населения – характеризуют динамику потенциала конкурентоспособности;
· соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые товары и услуги – характеризуют рост или снижение конкурентоспособности;
· отношение величины задолженности государства к ВВП – характеризует степень «скованности» страны в осуществлении стратегии развития;
· объем валовых иностранных инвестиций на душу населения;
· темпы прироста инфляции – показывают способность национальной экономики адаптироваться к условиям мирового рынка.[10]
Самым распространенным и наиболее часто используемым количественным индикатором открытости служит показатель отношения внешнеторгового оборота к ВВП. Его уровень в Республике Беларусь в 2007 году составил 119,4%, а в среднем за восьмилетний период 2000-2007гг. – 121,3%. По этому показателю Беларусь действительно можно отнести к числу стран-лидеров открытой экономики, поскольку в разных странах его величина в 2-3 раза ниже.
Высокий показатель экспортной квоты свидетельствует скорее о малом размере ВВП, чем о серьезной открытости. Говорить об открытости белорусской экономики можно лишь по отношению к России, доля которой во внешней торговле и накоплении иностранных инвестиций Беларуси доходит до 60%.[12]
Такая ситуация объясняется, с одной стороны, рядом факторов, среди которых важнейшими являются резкое увеличение импорта потребительских товаров, шок спроса как результат накопившегося неудовлетворенного спроса экономики дефицита (административно-командной системы хозяйствования). С другой стороны, произошло снижение экспорта промышленной продукции в результате разрыва экономических связей между бывшими странами СЭВ, а в дальнейшем и с союзными республиками.
Однако у этих чисто количественных показателей есть обратная сторона. Высокий уровень анализируемых показателей обычно характерен либо для стран с узкой отраслевой специализацией (чего нельзя пока сказать о Беларуси), либо стран, находящихся в кризисной позиции. Беспрецедентно высокие темпы инфляции, узость внутреннего рынка и погоня за конвертируемой валютой обусловливают неприемлемую в нормальных условиях экспортную активность хозяйствующих субъектов.
Экспортную политику Беларуси можно характеризовать как агрессивную: продается все, что можно продать, иногда без учета экономической выгоды. На фоне количественного роста объема экспорта по-прежнему практикуется бартер, доля которого в отдельные годы приближалась к 50% от объема экспорта.[11]
Товарная структура экспорта и импорта:
· машины, оборудование и транспортные средства;
· минеральные продукты;
· черные, цветные металлы и изделия из них;
· продукция химической промышленности;
· древесина и целлюлозно-бумажные изделия;
· текстиль и текстильные изделия;
· кожевенное сырье, пушнина и изделия из них;
· продукция пищевой промышленности и сырье для ее производства.
Известно, что реальная открытость национальных экономик не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционных политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.
Инвестиции в основной капитал организаций с участие иностранного капитала по отраслям экономики. Количество организаций с иностранными инвестициями на конец 2006 года составило 3818 единиц. Общая сумма уставного капитала на конец 2006 года составила 1570 млн. долл. США, а объем производства промышленной продукции, работ, услуг – 11750млрд. руб.
Рассмотрим степень открытости экономики Республики Беларусь.
По уровню наполнения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. В европейских странах, в частности в Германии, их величина колеблется в пределах 2-3%, то есть намного меньше. Следовательно, уровень протекционизма в РБ выше. По расчетам независимых экспертов, если бы не импортные пошлины, то на питание население Беларуси тратило бы в год на 1-1,2 млрд. долларов меньше.
Известно, что концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров из других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ. Если в странах-участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенного союза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигли 30%, например на сахар и телевизоры. Средний же их уровень составляет 14-15%, то есть в 3 раза выше, чем для стран-членов ВТО.
В связи с отменой пошлин на российские товары с 2002 года введены прямые ограничения на ввоз российского мыла и маргарина только потому, что потребители предпочли их отечественным. Введен лицензированный ввоз муки, крупы, пива, хлеба, так как эти товары дешевле, чем отечественные. Тем самым ухудшено благосостояние потребителей. Одновременно производители консервируют убыточные и неконкурентоспособные производства. Вследствие протекционистских способов защиты неэффективных производств производительность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяемых технологий.
Исследования внешнеторговой открытости экономики опираются на степень либерализации трансграничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Страны, встающие на путь либерализации, как правило, сначала переходили на либеральные позиции в отношении товарных рынков, затем – рынков услуг ( в общем объеме экспорта Республики Беларусь услуги занимают 8%) и, на конец, - национальных финансовых рынков, включая и рынки капиталов, участие в которых со стороны Беларуси можно оценить как несущественное, даже в масштабах СНГ.
В отличие от Беларуси, Россия, не желая игнорировать положительный международный опыт и жить по меркам вчерашнего дня, активно интегрируется с зарубежными партнерами. Также активен в этом направлении Казахстан.
Инвестирование за пределы Республики Беларусь настолько мало, что не выдерживает сравнения даже с масштабами простого перемещения «капитала» эмигрантов, значительно уступая им по объему.
Однако малые размеры зафиксированного заграничного инвестирования не дают права утверждать, что в Беларуси отсутствует богатство (утечка) капитала в не учитываемых формах.
В платежном балансе страны нелегальный вывоз отражается в статье «Не поступление экспортной выручки», «Не поступление товаров в счет погашения импортных авансов», а также итоговой статье платежного баланса «Чистые ошибки и пропуски», называемой в Республике Беларусь «Статистическими расхождениями».
Последняя стадия по мнению А. Булатова «не менее чем на половину состоит из незарегистрированного вывоза капитала».
Эксперты к «бегству» капитала относят не только нелегальный его вывоз, но и часть легального, и, прежде всего, показатели таких статей платежного баланса, как «Капитальные секторы нефинансовых предприятий», «Прирост остатков на текущих счетах и депозитах за рубежом», «Прирост наличной иностранной валюты».
Незначительность зарубежного партнерства Беларуси объясняется не только отсутствием средств, но и незнанием ситуации за границей, неумением рассчитать будущие доходы и риск, преувеличением риска, а также неприятием такой политики в целом как на государственном уровне, так и на уровне отдельных производств.
Причиной оттока капитала прежде всего остается неблагоприятный инвестиционный климат, неопределенные перспективы, недостаточная легитимность происхождения, пользования и распоряжения собственностью и др.
Банальный вывод данного анализа состоит в необходимости превращения нелегального вывоза капитала в легальный (и облагораживании его форм, как и всего экспорта) в рамках законодательства о хозяйственной деятельности белорусских субъектов за рубежом, а также введение правовых норм по разрешительному порядку для такого вывоза капитала и его страхования.
Важную роль в решении проблем выхода из социально-экономического кризиса играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообществом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, Беларусь имеет традиционно сложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и сырье до мирового уровня снизили конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой системе не позволяют без внешних ресурсов решать задачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но и макроэкономической стабилизации экономики республики.