Профессор Б.Т. Рябушкин (Статистический комитет СНГ) отметил, что для того, чтобы иметь представление о масштабах криминальной деятельности по перераспределению первичных доходов, требуется совершенствование системы национальных счетов, освоение всех методов измерения ненаблюдаемой экономики в соответствии с международными стандартами, развитие программ обработки стандартных информационных массивов и специальных обследований, макроэкономических расчетов по стадиям воспроизводства и секторам экономики.
Наибольшие объемы скрытой и неформальной экономики наблюдаются в торговле и сфере платных услуг населению. Э.Ю. Чурилова проанализировала методику определения масштабов этой сферы «теневой» экономики. В торговле – это использование показателей издержек обращения в процентах к товарообороту; торговая выручка, поступившая в банки; расходы домашних хозяйств на приобретение товаров. В сфере платных услуг населению – размер занижения отчетности на основе сопоставления относительных показателей (платные услуги на одного работника, среднемесячная заработная плата, прибыль одного работника на его затраты).
Отмечено, что для организации «теневой» деятельности 14,8% предприятий используют финансово-банковскую систему, 37,1 – административно-управленческие структуры; 24,1 – правоохранительные органы; 38,5% – неформальные группировки.
Э.А. Иванов отметил, что общей задачей государства является устранение факторов, стимулирующих переход в «теневую» сферу предприятий, которые по характеру деятельности могли бы работать в правовом поле.
Криминальная экономика должна быть жестко отсечена путем создания системы барьеров. В настоящее время уже обеспечен регулярный поток информации от кредитных и иных организаций в уполномоченные органы о финансовых операциях, подлежащих обязательному контролю или расцениваемых как подозрительные. Надзорная служба Банка России, «Росстрахнадзор» и Федеральная служба по финансовым рынкам контролируют исполнение требований законодательства по борьбе с «отмыванием» денег и финансированием терроризма.
Т.П. Гришкевич (зам. директора Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России) отметила, что в каждом секторе хозяйства есть нерешенные проблемы «теневой» экономики. Она связана, в частности, с деятельностью нерезидентов в строительстве, торговле, социальной сфере. Нерезиденты ежегодно выводят из страны крупные «чистые» доходы: в 2002 г. – 7,3 млрд долл.; в 2003 г. – 10,4; в 2004 г. – 12,8 млрд долл.
«Теневой» сектор обслуживается в основном наличными деньгами. Неоднократно предлагалось поставить на контроль огромные объемы снятия со счета наличной иностранной валюты. Но через Госдуму это предложение не прошло. Следует контролировать операции юридических лиц, которые занимаются в больших объемах обналичиванием иностранной валюты.
Директор Научно-исследовательского финансового института профессор Ю.А. Данилевский проанализировал роль внешнего и внутреннего финансового контроля в комплексе мер по снижению масштаба «теневой» экономики, которая, по оценке, достигла 20–25% ВВП и проникла в финансово-кредитную сферу. Были отмечены положительные сдвиги по пресечению денежных потоков в «теневой» сектор экономики: установлена административная и уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств; создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора для проведения ревизий и проверки использования бюджетных средств, выявления и пресечения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.
Л.И. Демьяненко (Счетная палата РФ) посвятила свое выступление взаимодействию Счетной палаты РФ с правоохранительными органами. Легализация («отмывание») доходов, полученных преступным путем, – это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства. Федеральным законом «О Счетной палате РФ» предусмотрено, что при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, материалы проверок следует направлять в правоохранительные органы. С этими органами Счетная палата заключила соглашения об обмене информацией, опытом, о проведении совместных экспертиз, что требует координации действий в этой сфере. В этих целях правоохранительные органы и Счетная палата составляют календарные планы мероприятий. В выступлении систематизированы результаты этих совместных действий. В их числе возбуждение уголовных дел по злоупотреблению служебным положением, халатности, служебным подлогам, мошенничеству, нецелевому использованию бюджетных средств и т.д.
На заседании «круглого стола» несомненно уделили внимание проблемам теневой экономики в банковской системе.
Доцент М.Ю. Печалова (ФА) проанализировала механизм вовлечения коммерческих банков в «теневую» экономику. Во-первых, банк может рассматриваться как жертва «теневой» экономики. В этом случае масштаб «теневой» деятельности оценивается на основе потерь банка, связанных с наступлением технологических и операционных рисков, вызванных мошенничеством. Во-вторых, банк может непосредственно участвовать в «теневом» обороте, обслуживая формально легальные сделки клиентов. Контроль за «отмыванием» денег осуществляется уполномоченными органами путем выявления сомнительных сделок. Масштаб «теневой» деятельности этих банков можно оценить только косвенно (например, на основе издержек банков по обслуживанию сомнительных сделок). В-третьих, банки-бенефициары, осведомленные о «теневом» характере проводимых ими транзакций, нередко разрабатывают схемы легализации доходов. К оценке масштабов «теневой» деятельности таких банков могут применяться два ключевых подхода, выявляющие: 1) использование «теневых» финансовых схем и полученное банком вознаграждение; 2) имущественные и хозяйственные взаимосвязи банков и клиентов.
Н.С. Артемьева (Московское ГТУ Банка России) отнесла к наиболее существенным факторам развития «теневой» экономики в финансово-кредитной сфере структуру и уровень прозрачности собственности кредитных организаций и юридических лиц, проводящих операции через банки. Банки, созданные юрлицами, не ведущими хозяйственную деятельность, а также «фирмами-пустышками», зарегистрированными в оффшорных зонах, создают реальную угрозу из-за незаконного использования средств. Нежелание собственников банков раскрывать информацию о себе – одна из причин низкой доли кредитных организаций, имеющих форму акционерных обществ. Прямое содействие «теневой» деятельности оказывают банки, создаваемые для нелегальных операций.
Факторами распространения «теневой» экономики в банковской системе являются: возможность беспрепятственно создавать фирмы и открывать любое количество счетов в банках, манипуляция с кредитами для уклонения от налогообложения, наличие в контрактах лазеек для незаконного вывоза капиталов за рубеж, отсутствие контроля за выдачей наличных денег. Необходимы меры по повышению требований к прозрачности собственности в кредитных организациях; создание системы раннего реагирования на негативные явления в деятельности кредитных организаций; совершенствование качества управления и внутреннего контроля; выработка механизма информационного взаимодействия Федеральной налоговой службы и Банка России.
А.А. Галкин (вице-президент Внешторгбанка) осветил роль кредитных организаций в исполнении ФЗ «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В их обязанности входят: идентификация и изучение клиентов, проверка информации о них и о совершаемых ими операциях, выявление операций, связанных с легализацией доходов, документальное фиксирование и представление сведений об этих операциях, хранение документов, обеспечение конфиденциальности информации об операциях, профессиональная подготовка работников.
Задача банков при общении с «грязными» деньгами заключается в объективной необходимости поддержания своей репутации, не попасть под контроль организованной преступности и в этой связи быть активными участниками противодействия легализации преступных доходов.
В.В. Ситник (Институт Европы РАН, к.э.н.) подверг критике деятельность уличных пунктов обмена валют, которые используются некоторыми, в основном мелкими, банками как «крыша» для «теневых» операций, по которым они не платят налоги. [11]
В современных условиях особенности развития теневой экономики накладывают отпечаток на тенденции ее развития, что проявляется в росте коррупции, зарождении соответствующих форм теневой деятельности.
Теневая экономика в Республике Беларусь
В условиях трансформационных процессов, происходящих в странах с переходной экономикой, формируется система теневых, криминализированных экономических отношений, которая характеризуется рядом параметров. К ним относятся: большой удельный вес теневого сектора экономики, где важную роль играют неформальные правила поведения; образование теневых финансовых групп, представляющих собой властно-хозяйствующие структуры; перераспределение национального дохода в пользу теневых финансовых олигархов; вывоз значительной части своих капиталов за границу.