Смекни!
smekni.com

Генезис и содержание понятия правосознание (стр. 2 из 4)

Правосознание представляет собой одну из форм, или областей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Попытка уяснить его конкретную роль в процессе правотворчества и реализации права с давних пор находится в поле зрения ученых, в том числе на уровне эмпирического изучения.

Поскольку право устанавливает общественно полезные и общественно опасные формы поведения, то оно не может не порождать к себе определенного отношения.

Это отношение может быть положительным и выражаться в том, что личность понимает ценность права в жизни общества и стремиться следовать его требованиям, но оно может быть и отрицательным, когда человек считает право ненужным, бесполезным.

Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) человека в юридически значимых ситуациях. Специфика правосознания по сравнению с другими формами, или областями сознания (политической, нравственной, эстетической) составляет осознание и переживание связанности явлений и процессов с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, с юридическими правами, обязанностями и санкциями. В правовое сознание общества включают систему общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах, и систему взглядов людей (социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также оценку поведения граждан как правомерного или неправомерного. Правосознание определяется при этом как совокупность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий о правомерности или неправомерности поступков, о законном, должном и обязательном в отношениях между людьми данного общества.

В содержании правосознания входят четыре вида оценочных отношений, к праву (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам или правонарушителям); к правоохранительным органам и их деятельности (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел); к своему правовому поведению (самооценка). Будучи непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества. В соответствии с содержанием правового сознания вырабатывается содержание и форма юридических актов, определяются структурные особенности отдельных норм права и правового акта в целом. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правовых отношениях, ответственности. Их активная роль проявляется по отношению человека к общественному, так и к индивидуальному правосознанию, политическому и др. видам сознания граждан. Воздействие права на общественное сознание выражается в том, что правовые подзаконные акты придают обязательное значение тем правовым и политическим взглядам и представлениями, которые зародились в общественном сознании, но еще не стали в нем господствующими. Получив отражение в правовом акте, эти взгляды и представления наделяются авторитетом государственной воли, что определяет их активную роль в формировании и развитии правосознания.

Известны различные виды правосознания. По субъекту-носителю правовое сознание делится на индивидуальное, групповое и общественное. Эта классификация, как и любая другая, условна.

Индивидуальное правосознание представляет собой совокупность правовых знаний и оценок правовых явлений, свойственных отдельно взятой личности. Именно индивидуальное правовое сознание определяет степень правовой активности, способность личности отстаивать свои права и свободы. Формами проявления индивидуального правосознания являются: приспособление индивида к правовой системе, законопослушность, протест против существующей правовой системы, безразличие к действующему праву Поскольку личность формирует свое отношение к праву, будучи включенной, в группу, общественное движение, политическую партию, то индивидуальное правосознание тесно связано с групповым.

Групповое правосознание обычно отражает интересы классов, этносов, профессиональных групп, объединенных в партии, движения, общественные организации. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное правосознание охватывает правовые идеи, принципы, теории, признанные большинством общества. Наиболее отчетливо общественное правосознание проявляется на выборах, референдумах, плебисцитах. Общественное и групповое сознание не существует вне индивидуального. При этом предполагается, что правовое сознание, как и сознание вообще, присуще лишь человеку, а групповое и общественное правосознание – это обобщенное на уровне отдельных групп или всего общества выражение содержания и характера правосознания отдельных людей, образующие соответствующие группы и общество в целом. Общественное правосознание есть система правовой культуры общества (нации, государства). Индивидуальное же правосознание относится к правовой культуре индивидуумов. Между ними должно иметь место соответствие, и часто оно достигается. Законопослушный гражданин исполняет осознанно законы, принятые государством. Можно считать, что правовая культура того или иного общества высокая, когда государство в своих законодательных актах исходит из интересов большинства своих сограждан, защищает их безопасность и благополучие, а подавляющая часть граждан этого государства активно поддерживает правовые установления власти. Но даже при взаимном соответствии интересов государства и значительной части граждан возможны расхождения интересов части граждан и общества. В результате общественное, групповое в целом, и индивидуальное, сознание в частности, постоянно вступает в противоречие осознанно или неосознанно с одной стороны с новой социально-экономической и политической системой как формы выражения социального бытия, а с другой стороны – с имеющимся правовым пространством. Одна из функций группового и индивидуального сознания – это определение сущности и формы выражения правового пространства, его границы и характера своего пребывания и действия в системе права.

Можно говорить о роли правосознания на нескольких уровнях. Первый из таких уровней – “застывшее” материализовавшееся правосознание. Следы такого правосознания можно обнаружить в научной и художественной литературе, живописи, архитектуре, не говоря уже о письменных юридических источниках. Подобное правосознание способно оказывать влияние на правовое развитие и действие права, однако такое влияние, как правило, всегда не прямое, а косвенное. Правовые принципы, идеи, сформулированные в прошлом “заражают” людей, содействуя формированию у них определенного юридического мировоззрения, которое, в свою очередь, обусловливает определенное отношение к действующему праву и соответствующее поведение. Второй уровень правосознания – личностный (индивидуальный). В отечественной практике обращение к правосознанию отдельной личности было чрезвычайно редким. Основное внимание всегда сосредотачивалось на больших величинах – правосознания общества в целом, рабочих, молодежи и др. Третий уровень правосознания в обществе – коллективный. Здесь главную роль играет уже не отдельная личность, а различные социальные общности. Необходимо еще понять, по каким принципам и правилам отдельные правосознания объединяются в групповое, коллективное, а последнее – в то, что с большей долей условности можно назвать общественным правосознанием.

С точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Каждый уровень общественного сознания характеризуется своими типичными субъектами, интересами, методами познания, формами знания, характером воспроизведения и развития общественного бытия. В уровнях общественного сознания тесно переплетены познавательная (отражение, воображение, оценка) и управленческая (проектирование, регуляция, корректировка) стороны.

1.Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Оно отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления и наиболее явно проявляется на индивидуальном и групповом уровнях. Здесь взаимосвязаны эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. На данном уровне правосознание нестабильно, так как зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющихся опыта. В то же время, оно во многом статично, так как стереотипы мешают гибкости мышления. Обыденное правосознание, присущее большинству людей, включает отрывочные представления о праве, зачастую неверные, отягощенные предрассудками[1]. Обыденное правосознание общества характеризуется определенными свойствами:

- Возникает из повседневной деятельности людей по удовлетворению своих потребностей, связанных напрямую с правом,

- Напрямую зависит от уровня развития правового мышления людей, их образования и обучения,