РЕФЕРАТ
Генезис и содержание понятия правосознание
Общество представляет собой взаимодействие людей, наделенных волей и сознанием. На основе сознания, то есть представлений, чувств, идей, переживаний определенной системы ценностей, люди вступают в общественные отношения. Сознание личности, общества не только отражает, познает окружающий мир, но и активно преобразует его. Философское изучению сознания происходит под специфическим углом зрения: прежде всего с точки зрения его онтологического статуса, его места в структуре бытия – как природного, так и социального. Философски значимым является выделение основных типов отношения сознания к миру: познание, практика, ценностное отношение. Ни одна из наук, а философия тем более, изучающих человека и его деятельность, не хочет, да и не может его представить как существо, лишенное сознания. Так употребляя термины ”сознание”, “индивидуальное сознание”, “групповое сознание”, “общественное сознание” философию интересуют вопросы соотношения, эволюции и трансформации данных понятий. Взаимосвязь между ними понимается в категориях общего сознания (сознания), особенного (общественное сознания), единичного (индивидуальное сознание), а также части и целого.
Сознание (присущее человеку вообще) характеризуется набором свойств, общих для всех людей. Вне сознания и деятельности человека немыслимо поступательное развитие общества. Сознание является условием, причиной, основанием и фоном поведения индивида, а также воздействует на всю социальную систему, в рамках которой складываются определенные отношения.. Общественное сознание представляет собой сложное по своей сущности и структуре явление, которое необходимо определить как основную, родовую категорию, представляющее нечто общее в предметах, составляющих его виды и разновидности. Необходимо различать сознательную сферу общества и общественное сознание. Сознательная сфера общества включает в себя: 1) индивиды, институты, организации, обладающие сознанием, 2)познавательную деятельность всех субъектов, 3)познавательные отношения (общения) между ними. Общественное сознание – это только функция деятельности вышеназванных субъектов, сознание данного общества (семьи, села, города, страны, человечества). Оно представляет собой совокупность (часть и целое) и обобщенное (единичное и общее) индивидуальных сознаний данного общества.
Общественное бытие и общественное сознание – две стороны, материальная и духовная жизни общества, находящаяся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Общественное бытие - это материальная жизнь общества, включающая в себя процесс производства и те материальные, в частности, производственные отношения, которые складываются в ходе этого производства. Другой стороной общественной жизни является общественное сознание, которое представляет собой осознание и оценку обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, изучение которой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специфики.
Таким образом, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, способно отстаивать или опережать общественное бытие, способно через деятельность людей активно влиять на общественное бытие, ускоряя или сдерживая развитие имеющихся в нем тенденций. Так основное практическое и теоретическое значение права состоит не в том, что это одна из форм отражения и выражения, реально существующих явлений, вещей, а именно в том, что наше сознание - в данном случае в форме правосознания - не только отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его. Конструкция всякого правосознания - это всегда результат нашей интерпретации, нашего субъективного понимания, и поэтому всегда нечто неадекватное, нетождественное и в этом смысле нечто новое в сравнении с “освоенными” сознанием реальными явлениями, как по своему непосредственному содержанию, так и по модусу бытия. Поскольку по гносеологическим причинам сознание людей и его продукты в принципе не могут быть не зависимым от особенностей самого сознания. И главное в правовом сознании в принципе не может быть преодолен социально-субъективный, субъективно-ценностный и при этом всегда конкретно-исторический подход.
Будучи самостоятельной формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения. В литературе высказывается мнение о том, что разграничить формы общественного сознания по предмету отражения невозможно, поскольку все они отражают общественное бытие. Такое разграничение представляется сложным, но, тем не менее, возможным.
В правовой и философской литературе можно выделить два основных подхода к пониманию сущности правового сознания в зависимости от того, какое из этих понятий, составляющих структуру термина “правосознания”, является первичным - право или сознание. Одна группа ученных рассматривает правосознание как результат правовых явлений, полагая что, общественные отношения отражаются в сознании лишь, после того как опосредуются правом.
Другие же исходят из того, что правосознание берет начало в общественном бытии и является источником права..
Данные подходы являются скорее не исключающими, а дополняющими друг друга, причем каждый из них представляет собой как раз одну из граней или стадий процесса формирования правосознания. Да, правосознание не может не отражать объективную нормативность бытия, общественных отношений, проявляющуюся как повторяемость, стереотипность, нормированость, как потребность охватить общим правилом, общей схемой поведения людей и имеющей конкретные различные формы проявления (моральную, религиозную, организационно-техническую и т.д.). Более того, правосознание само – яркое проявление потребности в нормированности, упорядоченности как безусловной необходимости общественной жизни. Правосознание не только не отражает общественные отношения, объективные процессы общественного развития, но и “требует установления общеобязательных масштабов поведения, обосновывает необходимость установления определенного круга юридических прав и обязанностей участников общественных отношений” и, следовательно, является “специфическим источником” права. Конечно, правовое сознание не входит в круг источников права, но оно всегда оказывает влияние на создание нормы права. С другой стороны, очевидно, что часть общественных отношений, “опосредованных правом”, представляют собой явления правовой действительности, и, конечно же, включена в объект отражения правовым сознанием, поскольку иначе оно потеряло бы свою специфику как особая форма сознания. И тогда выделять правовое сознание в отдельный вид общественного сознания не было бы необходимости.
Таким образом, правосознание как социально-философское явление, подвержено постоянной динамике, изменениям, в зависимости от развития общественных отношений, от задач и функций государства, от трансформации правовой системы и др. И здесь необходимо подчеркнуть, что содержание всякого правосознания есть выражение своего рода синтеза и взаимосвязи различных факторов, как объективных, так и субъективных, так и возможно, просто случайных. Правосознание есть процесс не только отражения, но также конструирования, преобразования правовой действительности, поскольку именно “сознание выступает в роли побудительного, целеполагающего, управляющего фактора человеческой деятельности”.
Форма общественного сознания, возникающая с появлением государственности, права и характеризующая субъективную сторону права, как главного элемента организации того или иного общества, можно назвать правовым сознанием. Правовое сознание есть отражение правового бытия и одновременно фактор, формирующий общественное бытие, т.е многообразие форм общественной деятельности порождает многообразие форм их отражения, одновременно многообразие форм общественного сознания проявляется в многообразии общественной деятельности. Содержание понятия правового сознания охватывает чувственные, теоретические, ценностные, нормативные представления индивида о существующей и желаемой общественной жизни, которые опосредуют их в связи с институтами права, власти, являющиеся в свою очередь продуктом реализации правового сознания. Особенностью правового сознания является то, что это есть результат освоения правовой реальности, и одновременно фактор, формирующий правовую реальность. Правовое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие правового, определять природу деятельности в сфере права, как отдельных людей, так и общественных объединений, поэтому от правового сознания напрямую зависит содержание и характер правового процесса, цели и средства правового регулирования.
В юридических источниках часто употребляются понятия “правосознание”, “правовое сознание”, “правовая культура”, “правовая психология”. В общетеоретической юридической литературе правосознание определяется как одна из форм общественного сознания, проявляющаяся в объективно существующей совокупности представлений и чувств, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву, его системе, структуре, что, по сути, неоправданно нивелирует правосознание с обычным сознанием. При этом для определения понятия правосознания выявлены следующие существенные его признаки: оно является формой общественного сознания и тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания, характеризуется правоустановленностью, выражается в форме знаний и оценок, является специфическим регулятором юридически значимого поведения.
Право не действует вне правосознания. Каждый человек постоянно нуждается в правосознании и пользуется им. Он обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или не знает и как относится к нему – дорожит им, слушается его или нет. Следовательно, правосознание – это внутренний личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно. Однако оно всегда остается необходимой формой жизнедеятельности человека и общества, разумеется, желательно в своем положительном варианте.