Смекни!
smekni.com

Генезис теории естественного права (стр. 2 из 4)

В результате буржуазных революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, в связи, с чем подверглась критике идея естественного права. Такая тенденция нашла отражение в юридическом позитивизме. Юридический позитивизм возникает как реакция на классическую теорию естественного права. Его исходная идея – резко выраженное различие между правом и моралью. Основоположниками юридического позитивизма явились Джереми Бентам и Джон Остин (в рамках реферата мы ограничимся рассмотрением юридического позитивизма и нормативизма).

Теория Джона Остина является наиболее полным изложением современной системы аналитического позитивизма в праве. С его точки зрения закон – это правило, установленное для руководства мыслящего существа другим мыслящим существом, обладающим властью над первым. Таким образом, определение права дано совершенно вне связи с понятием справедливости. По теории Остина, существуют четыре вида законов:

1) небесные законы, или законы Бога;

2) позитивные, или действующие, законы;

3) позитивная, или действующая мораль и

4) законы в метафорическом, или фигуративном, смысле слова.

Законы, устанавливаются или политическими руководителями для политических подчиненных, или самими гражданами в осуществление своих юридических прав, которые им предоставлены. Законы или правила позитивной морали, или моральные законы, не устанавливаются высшим политическим руководством для своих подчиненных и включают такие правила, как устав клуба, законы моды, международное право и т.д. Ключевым моментом в теории Остина является понимание закона как определенной команды. Он означает некоторое пожелание. Что отличает его от других пожеланий, так это то, что сторона, которой адресовано это пожелание, в случае неподчинения подлежит наказанию со стороны, издавшей закон власти. Быть подлежащим наказанию - означает быть обязанным выполнить команду, или быть связанным этой командой, или рассматривать выполнение этой команды в качестве своего долга. Таким образом, обязанность, долг и санкция неразрывно связаны между собой, право характеризуется наличием команды, санкции, обязанности и суверенитета. (6)

Постостиновские юридические позитивсты отказались от командной теории и теории суверенитета Остина, пытаясь разработать теории, концентрирующиеся на правовых системах и юридических правилах. Эти теории остаются позитивисткими, поскольку они:

а) настаивают на четком разграничении права и морали (правила и нормы, которые они подчеркивают, не моральные по своей природе);

б) предполагают критерий происхождения как тест на законность (данное правило есть закон, если оно возникло определенным образом, т.е., ели оно было принято в соответствии с правилами принятия законов в данном обществе, к примеру, утверждено законодательным органом). (7)

В целом позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории юридического позитивизма право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений.

Следует отметить также направление в юридической мысли - нормативизм - это крайнее проявление формализма в теории права. Г. Кельзен, является создателем нормативизма, воспринял от позитивизма формально-догматический метод, от И. Канта - деление сферы познания на сферу бытия и сферу долженствования. Кельзен свою теорию именует «чистой теорией права». Сила права в самом праве. Он строит пирамиду норм. Каждая норма низшего порядка действует только потому, что создана, согласно процедуре, указанной высшей нормой. Сила одних норм опирается на другие, высшие нормы, но не на реальные факторы. Сила всей правовой системы вытекает из «основной нормы», которая презюмируется существующей. В основании пирамиды лежат индивидуальные нормы (решения судов или администрации, договоры и т. п.), включенные в право. Таким образом, суд рассматривается как правотворческий орган. Здесь Кельзен отходит от позитивизма, приближаясь к позиции социологического направления. Государство у него растворяется в праве, которое есть не что иное, как правопорядок, отражение права. (8)

В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки зрения его социальных определений, как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства и т.п.). Новейшие естественно-правовые учения смыкаются с теориями социального государства и плюралистической демократии.

Естественноправовые воззрения в современной юриспруденции сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов. В литературе начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным правом», понимая под ним возрождение на новой методологической основе традиций рационалистического обоснования права.

Акцентируем внимание на воззрениях П.И. Новгородцева, который известен в отечественной и зарубежной литературе как видный философ права, государствовед, теоретик неолиберализма, родоначальник концепции возрожденного естественного права в России. Синтез права и нравственности в русской философии осуществлялся как на религиозной, так и на рациональной почве и отражал социальный универсализм отечественной духовной культуры. П.И. Новгородцев писал в этой связи: «Не раскол между правом, с одной стороны, и нравственностью, с другой, как-то провозгласила новая философия права, а новая непосредственная связанность права и нравственности и подчинение их более высокому религиозному закону образует норму социальной жизни». (9) «Нормы естественного права неизменны и всеобщи так же, как социальный идеал, и так же недосягаемы для реализации в жизни. Естественное право подготавливает организационные структуры для самых разнообразных форм человеческого общежития, в идеале оно стремится стать неким порядком, который будет соблюдаться не в силу боязни наказания, а просто в силу понимания его необходимости и разумности». (10) По учению П.И. Новгородцева, главным ориентиром общественного идеала во все времена должна быть признана нравственная ценность отдельной личности. Он настоятельно требовал (следуя Канту), чтобы человек с его правами и свободами всегда рассматривался как цель, а не как средство. Он провозгласил и обосновал понятие «права на достойное человеческое существование». Обладая нравственной природой, это право, рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. Ученый утверждал, что «сущность естественного права заключается, прежде всего, в стремлении к наиболее адекватному согласованию начал свободы и солидарности, к утверждению порядка, при котором индивидуальная свобода не будет находиться в противоречии с необходимой для общества солидарностью, общественная упорядоченность не будет осуществляться за счёт ограничения индивидуальной свободы». (11)