Смекни!
smekni.com

Генезис теории естественного права (стр. 3 из 4)

Одним из современных сторонников теории естественного права является Лон Фуллер, важнейшей работой которого является «Моральность права». Правовая норма с точки зрения Л. Фуллера представляет собой сочетание должной цели и должных средств и является моральной ценностью. Так, мораль приобретает в естественно-правовой концепции Фуллера конкретный характер, в то время как для теории «чистого права» и «чисто юридической» трактовки событий и конфликтов является характеристикой безразличной, несущественной. Аморальная правовая система перестанет быть правовой системой, потому что она перестанет быть системой правил. Однако Л. Фуллер говорит о наличии не только «внутренней», но и «внешней моральности права». Нравственные принципы, принимаемые обществом, лежат в основе правовых институтов обеспечивают их функционирование. Внешняя и внутренняя мораль взаимосвязаны. Поэтому в долгосрочном плане аморальная правовая система невозможна – она будет противоречить общественной нравственности, не будет иметь поддержки общества и долго не продержится. (12) Отметим теорию справедливости Дж. Роулза, которая основывается на аристотелевской концепции распределяющей справедливости (блага, существующие в обществе, должны распределятся на основании взаимных требований людей и на основании максимально возможного равенства). Существенное значение автор придаёт установлению принципов справедливого распределения. Первым таким принципом Роулз считает требование, чтобы каждый человек в равной степени обладал основными правами и свободами. Система индивидуальных прав и свобод должна совпадать со всеобщей свободой, причём свобода должна быть максимизирована, её ограничение может быть оправдано только в целях её лучшей защиты. Второй принцип – требование равенства как равного обладания свободой и равного распределения благ. Этот принцип конкретизируется как принцип равных возможностей, нацеленный на максимальное устранение неравенства, возникающего или сложившегося на базе богатства или рождения. Новые моменты привнесены американским теоретиком в истолковании категории справедливости – она характеризуется им как правильность, добросовестность, беспристрастность, как своего рода «процессуальная справедливость», которая обеспечивается при помощи правовых норм, соответствующих принципу правления справедливого закона. При этом очень существенна роль конституции, которая определяет основные распределительные процедуры, с наибольшей вероятностью приводящие к созданию справедливого и устойчивого порядка.

Современные теории естественного права получили наибольшее распространение в середине ХХ столетия. Интерес к ним во многом был обусловлен стремлением демократических кругов покончить с практикой авторитарных режимов на европейском континенте. Естественно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискредитации фашизма, в утверждении общечеловеческих ценностей и норм международного права как основы современной демократии. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитали ссылаться на международные пакты и во многих странах утратили интерес к теории естественных прав личности. Но история показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому вполне закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию идеи прав и свобод человека и гражданина как важнейшей фундаментальной юридической и философско-правовой проблемы .

Такое изменение отношения к проблеме прав человека во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей являлось и является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей о правах и свободах. Так, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. (13) Это юридическое определение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: «Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав».

§3. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОСИИИ.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ.

На первом этапе формирования правового государства в России была возрождена концепция естественного права. Универсальная естественно-правовая идеология, основанная на античной идее мирового гражданства, принципе духовной свободы эпохи Средневековья и идее неотчуждаемых прав человека Нового Времени, идеально подходила для борьбы с классовым советским государством и идеологией марксизма. Она выступала альтернативой позитивистскому советскому праву, в котором утверждалась тесная связь права и власти. Юснатурализм соответствовал и индивидуалистическому мировоззрению советской интеллигенции, выросшей на волне научно-технической революции. Распространение в обществе ценностей прав человека в значительной мере способствовало последующим кардинальным общественным и духовным переменам. Можно утверждать, что именно право оказалось важнейшим фактором глубоких социальных трансформаций. Перемены сопровождалось усвоением концепций классиков европейской политической мысли: Монтескье, Канта, Гегеля, а также русских юристов: Б.Н. Чичерина, К.Д. Кавелина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого. Идеи европейских и отечественных либеральных государствоведов всё интенсивнее включались в политический дискурс. Это было время оптимистической веры в возможность скорейшего создания правового государства, реализации принципов естественных прав человека на жизнь, свободу и собственность

В числе защитников прав личности выступил академик А.Д. Сахаров. Концепция академика А.Д. Сахарова во многом исходила из доктрины конвергенции капитализма и социализма. Уже в ранних своих выступлениях и статьях он подверг критике бездуховность советского общества, подавленную «абстрактным и бесчеловечным по своей сущности, отчужденным от личности авторитетом (государственным, или классовым, или партийным, или авторитетом вождя)». (14) По его мнению, будущий строй должен стать экономикой смешанного типа, сочетающей максимум гибкости, свобод, социальных достижений и «возможностей общемирового регулирования». Установление данного строя сопровождается демилитаризацией, укреплением международного доверия, защитой человеческих прав, закона и свободы, глубоким социальным прогрессом и демократизацией, укреплением нравственного, духовного, личного начала в человеке. А.Д. Сахаров предложил реализовать следующие принципы правового государства: «Свобода слова и информации, возможность судебного оспаривания гражданами и общественными организациями действий и решений всех органов власти и должностных лиц в ходе независимого разбирательства; демократизация судебных и следственных процедур (допуск адвоката с начала следствия, суд присяжных; следствие должно быть выведено из ведения прокуратуры: её единственная задача – следить за исполнением Закона)». (15) Данные принципы должны были стать основой общества, в котором синтезированы ценности социальной справедливости и прав человека. Предложения А.Д. Сахарова и других правозащитников во многом реализовались и вошли в Конституцию РФ. На её основе был разработан ряд законопроектов, формирующих новые институты правового государства: многопартийности, демократии, разделения властей, местного самоуправления, предпринимательства и др. Предложения А.Д. Сахарова стали практической нормой новой российской системы правосудия: появились суды присяжных, следствие было отделено от прокураторы. Эти и другие преобразования включали Россию в систему европейских цивилизованных государств и связывали с дореволюционной либерально-демократической политической и правовой культурой.

Следует акцентировать внимание на концепции Ю.В. Тихонравова. По его мнению, философия права: «есть учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает права». (16) Тихонравов подчеркивает, что в правовом государстве «каждый человек рождается свободным и равным другому, как личность он обладает неотчуждаемым кругом прав и свобод; люди создают государство, в том числе и, прежде всего, для того, чтобы оно обеспечивало их безопасность и общественный порядок, защищало гражданские права и свободы, ограждало от асоциальных проявлений, от посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство человека, а также от внешних нашествий, военных нападений и т. п.». (17) По мнению ученого доминирование права над политикой – непреложный принцип современной культуры, а доминирование политических норм в культуре порождает насилие и создает почву для тоталитарных режимов. Следовательно – делается вывод - необходимо «связать» государство правом. В целом постсоветский юснатурализм, стремясь возвысить значение личных прав, по существу противопоставил политику праву, что во многом противоречит российской традиции. Другая особенность юснатурализма заключается в абсолютизации универсализма правовых норм и недооценке их национальной специфики.