Реалистический взгляд на правовое государство получил отражение и в концепции С.С.Алексеева. Он анализирует естественное право, которое понимает как «обусловленные природной и социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись через правосознание и его культурные коды, приобретают правовой облик и в соответствие с этим выступают в виде правовых требований и прообразов (или в ином словесном эквиваленте – первообразов) юридических норм – норм позитивного права». (18) Позитивной стороной естественного права является то, что оно выполняет методологическую функцию в качестве базисного основания позитивного права, которое сводит в некоторые нормативные начала, назревшие требования среды, всей социальной жизни. Но, по мнению С.С. Алексеева, естественно-правовые требования имеют и негативные стороны, выражаемые в морали, обычаях, религиозных и иных идеологических положениях и в этом качестве не конкретизированы, не обладают строгой определённостью и поэтому нередко понимаются произвольно, сообразно представлениям и идеологическому настрою людей.
Между тем, поясняет С.С. Алексеев, в реальной жизни возможны случаи прямого насилия, «облагораживаемые» ссылками на естественное право. К достоинствам позитивного права относится то, что «оно как крупный блок (подсистема общества в условиях цивилизации) представляет собой нормативно-ценностный регулятор». (19) Посредством позитивного права обеспечивается непрерывная динамика функционирования общества, при которой достигается постоянное и стабильное воспроизводство выраженных в праве социальных ценностей, условий и механизмов его функционирования, в том числе – сохранения - и утверждения границ свободы в поведении людей. По мнению С.С. Алексеева правовое государство в России требует создания «культуры закона», которая учитывает существующее состояние правового развития страны и формируется в согласии с «позитивными юридическим реалиями прошлого: (ценностями романо-германского (в основном германского) типа – путь, на который Россия твердо уже встала и стала развиваться, начиная с ХIХ вв.». (20) С этой точки зрения правовое государство должно быть рассмотрено как способ решения ключевой социальной проблемы соотношения равенства и права. Показателями правового государства являются: количество обладателей естественных прав и свобод, престиж профессиональных юристов, крепкое правосудие, прямое действие основных норм конституции.
В настоящее время появились научные исследования, в которых вводится правовая категория «конституционное правосознание», которое рассматривается как специфическое проявление общественного и правового сознания; как социальный фактор, позволяющий выявить отношение к конституционным нормам - признание объективной необходимости Конституции РФ и ее приоритета в правовой системе государства. Оно является необходимой формой жизнедеятельности человека, служит внутренним регулятором юридически значимого поведения и источником правовой активности в конституционно-правовой сфере, претворения юридических норм в фактической деятельности граждан и должностных лиц.
Рассмотрим некоторые подходы к пониманию конституционного правосознания. Так, И.А. Кравец под конституционным правосознанием понимает особый вид правового сознания, в котором отражаются представления и чувства отдельной личности, социальной группы, общества в целом о Конституции, ее роли в правовом регулировании, правах человека, способе справедливого и демократического правления. (21) Особенностью конституционного правосознания является его двойственный характер. Оно формируется на стыке правового и политического сознания, в то же время, не являясь простым механическим сочетанием в сознании личности правовых и политических идей, взглядов, чувств.
В связи с этим необходимость рассмотрения конституционного правосознания обусловлена, прежде всего, практической значимостью соответствующей проблемы, что в особой степени проявилось в новых, современных условиях конституционного развития российской государственности. Конституция РФ 1993г. возвела на высший нормативный уровень новые правовые идеи, принципы, задачи и цели государственного и общественного развития; на основе признания общедемократических ценностей современного конституционализма она внесла принципиальные изменения, как в конституционные институты, так и в статус правового положения личности.
Важно проследить роль конституционного правосознания в механизме реализации прав и свобод личности, т.к. процесс функционирования конституционного правосознания является субъективным фактором активизации различных групп и сообществ. Повышение эффективности механизма реализации прав и свобод человека связано с тем, что в конституционном праве укрепляется понимание конституционной системы защиты прав человека, в которой стимулирующую роль выполняет правосознание, обеспечивая активизацию разнообразных средств, предусмотренных в законе. Конституционное правосознание является самостоятельным элементом механизма эффективной реализации прав личности, основанного на познании и сознании необходимости прямого действия норм Конституции РФ в формировании правового пространства России и активного участия граждан в правоприменительном процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема исследования основных концепций прав человека и гражданина никогда не утратит своей актуальности. Вообще теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки. Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Так же она рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека – это сложное многомерное образование. Правовое демократическое государство признаёт приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека и гражданина, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством. Для России крайне важны понятия прав человека и гражданина. Особая их значимость в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. Конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восстановления нарушенных прав. Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права индивидов, в единстве своём образующие правовой статус человека и гражданина. В связи с этим, знания о правах человека и гражданина, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.
1. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 1997. – С.107
2. Там же. – С. 108
3. См.: История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Под общей редакцией В.С. Нерсесянца. М., 1998.
4. См.: Там же.
5. См.: Там же.
6. См.: Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций. – Новосибирск, 2003. – С. 21-27
7. См.: Там же. – С.31
8. См.: Там же. – С. 21-27
9. Новгородцев П.И. Сочинения. – М., 1978. – С.374.
10. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI–XX вв. – М.: Юристъ, 1995. – С. 328.
11. Новгородцев П.И. Сочинения. – М., 1978. – С.374; Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. К вопросу о возрождении естественного права. – Спб., 1902. – Кн. 2. – С. 286.
12. См.: Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций. – Новосибирск, 2003. – С. 54-57; История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1998.
13. Маринин М.М. Правовые формальности.– М.1999.– С.413.
14. Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. – Л., 1990. – С.38.
15. Сахаров А.Д. Там же. – С.116.
16. Тихонравов Ю.В. основы философии права. – М., 1997. – С.46.
17. Тихонравов Ю.В. Там же. – С.332.
18. Алексеев С.С. Философия права. – М., 1998. – С.26.
19. Там же. – С.30.
20. Алексеев С.С. Тайна права. – М., 2001. – С.152.
21. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). – Москва-Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 2002. – С. 328