Характерной чертой климата России всегда был недостаток осадков, к тому же выпадавших в основном в течение двух-трех месяцев, что в хлебородных районах приводило к засухе, поражающей страну примерно раз в три года. Глубина промерзания почвы уже в Поволжье достигает местами 170см»[4].
Фактор холода властно вмешивался в быт россиян: теплые вещи, прочные фундаменты и стены домов, необходимость иметь запасы продовольствия на «черный день» и т. п.
Во все времена это существенно снижало эффективность любого производства. Если разница между температурой внутри здания и снаружи достигает 40— 50°, то расходы только на отопление помещения становятся сравнимы с остальными производственными издержками.
«Специалисты подчеркивают: для того чтобы обеспечить в России такой же, как, скажем, в Западной Европе и тем более в США, уровень жизни, удельные средние затраты энергии на одного человека должны быть в 2—3 раза выше, чем сейчас, даже при равенстве технологий, производительности труда и уровня организации материального производства. Причем при обязательном условии, что используемые энергоносители будут не дороже, что, разумеется, невозможно»[5].
2.2. Влияние климата на социально – экономическое развитие
«Крестьянское хозяйство на территории России обладало крайне ограниченными возможностями для производства товарной земледельческой продукции, что, в свою очередь, обусловило узость рынка рабочей силы, отсутствие возможностей быстрого накопления капитала»[6].
Основные поселения восточных славян находились в зоне сплошных лесов, заболоченных земель с подзолистыми, малопригодными для земледелия почвами. Это на многие века законсервировало примитивную форму обработки земли — подсечно-огневую систему земледелия, основанную на вырубке и сжигании леса и использовании естественного плодородия почвы и золы в качестве единственного удобрения. Урожайность при этом оставалась низкой. По общепринятым расчетам, только при условии, что одно посеянное зерно при уборке урожая приносит минимум четыре, можно прокормить население.
В Западной Европе этот уровень был достигнут еще в XIII в., а в XVII в. в Англии он составил десять зерен на одно посеянное. Это сказалось на объемах вспашки земли и соответствующих трудовых затратах. Английский фермер мог меньше пахать земли и откладывать меньшую часть урожая на семена. В России же урожайность долгое время была крайне низкой, да и достигалась она громадными затратами труда. Р. Пайпс пишет: «Можно утверждать, что цивилизация начинается лишь тогда, когда посеянное зерно воспроизводит себя, по меньшей мере, пятикратно; именно этот минимум (предполагая отсутствие ввоза продовольствия) определяет, может ли значительная часть населения освободиться от необходимости производить продукты питания и обратиться к другим занятиям»[7].
В России же и в XVIII в. средняя урожайность зерновых культур составляла 3—4 зерна на одно посеянное. Положение стало меняться только к концу XVIIIв. с присоединением к России Северного Причерноморья и Северного Кавказа.
Многовековая территориальная экспансия России и была вызнана ее стремлением улучшить свое географическое положение, продвинуться к морям, а следовательно, торговым путям, и занять более удобные земли для развития земледелия и других отраслей экономики.
Несколько веков Московское государство пробивалось к берегам Балтийского и Черного морей, а в XVII в. отряды землепроходцев появились на побережье Тихого океана. Уже тогда Россия стала одной из крупнейших стран мира. Были ли благом эти территориальные приобретения?
В военно-стратегическом отношении ответ на этот вопрос будет положительным. Это доказали многочисленные войны, которые пришлось вести России. Кроме того, продвижение на Восток не вызвало сильного сопротивления у малочисленного местного населения. Кто-то уступил силе, а кто-то и сам просил принять в российское подданство, стремясь защититься от воинственных соседей.
Однако в социально-экономическом отношении территориальный рост порождал немало новых проблем. В сущности, до сих пор в нашей стране нет достаточных средств для освоения гигантских пространств Сибири и Дальнего Востока.
Не желая мириться с малоземельем и закрепощением, наиболее работоспособные и энергичные крестьяне уходили сначала на Дон, в низовья Волги, позже на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. По оценке специалистов, это оказывало огромное психологическое воздействие, возник своего рода менталитет экстенсивности. Двойственна была и политика властей. С одной стороны, они взяли на себя с принятием Соборного уложения 1649 г. обязанность бессрочно искать и возвращать беглых крепостных крестьян, но, с другой стороны, кому-то надо было осваивать окраины. Поэтому на многие очевидные нарушения законов просто закрывали глаза.
Гигантские пространства, низкая плотность населения создавали немало проблем для управления и экономического развития. Если в Западной Европе городские поселения находились друг от друга на расстоянии 20—30 км и любой крестьянин мог за один день добраться до ближайшего городского рынка и вернуться обратно, то в России даже накануне Первой мировой войны среднее расстояние между городами в Европейской части страны составляло 83 км, а в Сибири — 495 км. Это означало, что крестьянину требовалось несколько дней для поездки на рынок. Большие расстояния, по свидетельству современников, «заставляют мужика пренебрегать лучшим сбытом своих произведений на рынках, которые от него слишком далеко.
Таким образом, главное условие для экономического успеха — быстрота сообщений и обмена — в России пока находит коренное препятствие в рассеянности ее населения.
Находясь в относительно стесненных условиях, западноевропейские страны уже давно перешли на путь интенсивного развития, стараясь получить как можно больше промышленной и сельскохозяйственной продукции с единицы площади. Наше же продвижение на окраины предопределило общий экстенсивный путь развития экономики, а значит, неизбежное отставание от развитых европейских государств.
«Нетрудно указать на те объективные факторы, которые определили социально-культурное отставание традиционного общества в России от более развитых западноевропейских стран. Это, во-первых, природно-географические и демографические условия – освоение численно незначительным населением громадной территории (особенно на северо-западе и северо-востоке) с достаточным суровым климатом и ограниченными возможностями ведения сельского хозяйства. Колонизация в России негативно влияла на ход русской истории, поскольку она исчерпывала людские ресурсы, способствовала низкой плотности населения, препятствовала распространению частной собственности на землю и применению наемного труда. В конечном итоге колонизация привела к относительно отсталому от западно-европейской цивилизации техническому и культурному уровню в России.
Таким образом, суровые климатические условия с сильной амплитудой параметров естественной среды, требующие коллективных форм ведения хозяйства, породили необходимость существования некой организующей силы, которой на Руси и стало государство. Высокая жизнеспособность общин, их устойчивость и постоянная потребность в патерналистской деятельности государства привели к своеобразному парадоксу – возникновению, наряду с общинным самоуправлением, деспотического режима с очень большой степенью прочности. Географическое положение России обеспечило ее безмерное пространство, государственное овладение которыми, по мнению Н.А. Бердяева, сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил»[8].
3. Роль христианства
Огромное влияние на становление российской государственности оказало принятие христианства в 988 г. В «Повести временных лет» сообщается о прибытии в Киев христианских, мусульманских и иудейских миссионеров. Приняв их, киевский князь Владимир разослал бояр по окрестным государствам. Выслушав их, он сделал выбор в пользу христианства.
Известно, что христианство проникло в Киевскую Русь гораздо раньше даты его официального принятия в 988 г. В числе первых русских, принявших крещение, была княгиня Ольга.
«Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии стало событием большого исторического значения. Древнерусское государство упрочило экономические, политические и династические связи с христианскими государствами. Своеобразным признанием Руси на Западе стали браки дочерей киевского князя Ярослава Мудрого: Анна вышла замуж за французского короля Генриха I, а Елизавета стала супругой норвежского короля Геральда. Новая религия ускорила изживание на Руси местных племенных различий, способствовала процессу этнической консолидации.
Христианство принесло на Русь новую архитектуру и живопись, способствовало распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек, проникновению в страну произведений зарубежных авторов»[9].
После окончательного раскола христианской церкви в 1054 г. на католичество и православие на Руси утвердилась православная ветвь христианства.
Православие как одно из направлений в христианстве стало складываться с середины IV в. как официальная религия Византийской империи. Православие не имеет единого церковного центра. Впоследствии оформилось несколько автокефальных (административно-самостоятельных) церквей, каждая из которых имеет свою специфику, но придерживается обшей системы догматов и обрядности. Вероисповедную основу православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых семи вселенских соборов и труды отцов церкви II—VIII вв.).