Смекни!
smekni.com

Собственность и ее исторические формы (стр. 6 из 8)

Вещи, определяемые родовыми признаками (genus) и индиви­дуальные (species) К родовым относятся вещи, имеющие один общий род и не имеющие в обороте индивидуальности, или, как говорили римские юристы, — вещи, которые своим родом осуществляют свое назначение, которые определяются мерой, числом, весом (например, вино, яблоки, хлеб).

Индивидуальные вещи в обороте выделяются из числа себе подобных (например, раб Стих, приплод определенного жи­вотного, имение Аттика).

Правовое значение данного деления состоит в различных последствиях случайной гибели вещи. Если участники догово­ра рассматривали погибшую вещь как родовую, то обязанная сторона не освобождалась от необходимости ее замены: родо­вые вещи (в отличие от индивидуальных) юридически не под­вержены гибели («genera non pereunt» - «род не погибает»).

Впоследствии возникло понятие заменимых вещей, имев­ших признаки родовых, но эти признаки определялись не сторонами конкретного правоотношения, а устанавливались оборотом.

Вещи простые и сложные. Теоретическое обоснование дан­ной классификации принадлежит Помпонию (D.41.3.30pr.).

«Существует же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как, например, раб, бревно, камень и подобное...». Речь идет о простых вещах, представляющих собой физически однород­ное единство и вне его не существующих; «...другой род, который состоит из составных, т. е. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как, например, здание, корабль, шкаф...». Здесь перед нами — сложные, материально связанные разнородные вещи, обозначаемые одним общим наименованием; «...третий, состоящий из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например, народ, стадо, легион». Отличительный признак данной группы — отсутствие материальной связи между составляю­щими вещами. Такая совокупность раздельных предметов относилась к правовому режиму индивидуальных вещей и рассматривалась как целое. Так, в случае спора о стаде можно было истребовать все стадо, хотя не исключались претензии относительно отдельных экземпляров, входивших в стадо. Что касается рода тел, состоящих из искусственных соединений, то они также подчинялись правилам, установлен­ным на целое, но иногда сохранялись нрава лиц на соответ­ствующие части.

Вещи главные и придаточные. Придаточные вещи физически самостоятельны, по служат предназначению главной вещи, подчиняясь ее юридическому положению. Среди придаточных различались части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи могли быть объектом самостоятельного права лишь в случае их отделения от целого. Например, черепица, снятая с крыши дома с соответствующей целью. При невоз­можности отделения части от главной вещи права собствен­ника на присоединенную вещь прекращались.

Принадлежность связана с главной вещью экономически. Принадлежность и главная вещь могут существовать отдельно друг от друга и быть объектом самостоятельных прав, но хозяйственно целесообразно совместное их использование (на­пример, замок и ключ). Как правило, на принадлежность распространяется юридический режим главной вещи (если нет иного соглашения): «принадлежность следует судьбе главной вещи».

Плоды бывают естественные и цивильные. Естественные плоды — это приносимые самой вещью в силу ее природных свойств (фрукты, молоко, шерсть). Цивильные плоды образуются в результате циркулирования вещи в обороте (например, наемная плата). И те и другие плоды в классический период соответствовали понятию доходы.

Вещи в обороте и вне оборота (res in commercio et res extra commercium). К первой категории относились вещи, яв­лявшиеся объектом частной собственности и оборота. Ко второй — вещи, которые не могли быть таковыми в силу естественных свойств или своего назначения: общие вещи (res communes) —- воздух (но не воздушное пространство), море и его недра, свободно текущая вода; публичные вещи (res rublicae) — дороги, площади, гавани, судоходные реки, театры, бани (хозяином которых считался римский народ и в пределах их назначения ими пользовался каждый римский гражданин); священное имущество (res sacrae) -храмы, богослужебные предметы; res religiosae — места погребения.

Вещными называются права, обеспечивающие непосредственное господство над вещью. Они характеризуются рядом признаков. Объектом вещных прав являются: а) вещи телесные (corporales); б) вещи, находящиеся в обороте (res in commercio); в) вещи индивидуально-определенные (species). Вещное пра­во — это абсолютное право, в котором его носителю соответствует обязанность всех и каждого не нарушать этого права.

Однако для признания права вещным недостаточно перечисленных признаков. Необходимо, чтобы оно обладало еще двумя признаками, выражающими его абсолютный характер: правом следования и правом преимущества. Первое означает, что право следует за вещью, т. е. при переходе вещи из одних рук в другие сохраняется принадлежащее третьему лицу вещное право. Так, право нанимателя сохраняется независимо от того, что право собственности на вещь, служащую предметом действующего договора, перешло от наймодателя к другому лицу. Суть права преимущества заключается в том, что оно предпочтительней связанных с той же вещью обязательственных прав. Например, если права кредитора обеспечены залогом, то его претензии при продаже заложенного имущества удовлетворя­ются преимущественно перед другими кредиторами, требова­ния которых не были обеспечены залогом этого имущества. Если же залогом обеспечены права нескольких кредиторов, то. они могут удовлетворить свои претензии в той очередности, в какой возникли их залоговые права — «кто первенствует во времени, у того лучшее право».

Изложенному понятию вещного права сответствуют право собственности и права на чужие вещи (сервитугы, суперфиций, эмфитевзис, залоговое право). Все эти виды вещных прав рассматриваются в данном разделе. Сущность залогового пра­ва, являющегося способом обеспечения обязательств, будет изложена в разделе об обязательствах.

2.2. Владение и держание

В числе элементов содержания нрава соб­ственности римские источники не упоминают владение (possessio), т.е. обладание вещью. В древнем цивильном праве ему соответствовало понятие usus — использование, обеспечи­вавшее непосредственное господство над вещью, но ограни­ченное по своему объему. В связи с развитием экономических отношений в III —II вв. до н. э. оно уже не соответствовало многообразию форм вещных прав, ставших результатом диф­ференциации соответствующих правовых институтов. К этому периоду относится возникновение понятия владения и отделе­ние его как от права собственности, так и от пользования вещью и извлечения доходов из нее, окончательно завершив­шееся в классическом периоде. Как пишет Г. Диошди, осу­ществился «поворот к независимости отдельных институтов, выражающих некоторые правомочия» собственника, и разгра­ничение между его «легальной и реальной властью».

Именно из этого разграничения исходят римские источ­ники, имея в виду, что если названные составные части права собственности мыслимы только как юридические, то владение нередко существует как чисто фактическое состояние. Основа­нием владения может быть не только право собственности (когда собственник и владелец совпадают в одном лице), но и иное вещное право (например, право суперфициария). Владение также может не иметь никакого правового основания (например, владение вещью, приобретенной у лица, не являющегося ее собственником) и быть даже нарушением права (например, владение вора). В таких случаях налицо факт, а не право. Но даже тогда, когда собственник и владелец совпадают в одном лице, владелец с внешней стороны рассматривается не как собственник, а как лицо, имеющее реальную, фактическую власть над вещью. Не случайно Ульпиан, противопоставляя друг другу соответствующие понятия, говорил, что соб­ственность не имеет ничего общего с владением (D.41.2.12). В отличие от права собственности владение не дает основания для иска против всех нарушителей, а только против отдельных нарушителей, оно не возобновляется ipso jure вернувшемуся из плена, не перехдит непосредственно на наследников.

Для признания юридического или фактического состояния владением оно должно включать в себя два элемента: тело владения (corpus possessionis) и намерение (воля) владеть для себя (animus possessionis). «...И приобретаем мы владение по­средством материального и волевого элементов, а не одним материальным или одним волевым элементом» (D.41.2.3.1).

Наличие тела владения констатируется, исходя из традици­онных для оборота способов обладания вещами, из обычных ситуаций, в которых собственники нормально осуществляют господство над вещами. Например, налицо материальный эле­мент в отношении мебели, находящейся в жилище, или стога сена, стоящего возле крестьянского двора. Есть тело владения у покупателя зерна, получившего ключи от амбара, в котором хранится это зерно.

«Владение товарами, сложенными в складах, представляет­ся переданным с передачей ключей, если последняя была со­вершена при складах» (D. 18.1.74). Не требовалось особых форм и в случае приобретения владения недвижимостью. «Ес­ли при покупке продавец покажет мне соседний участок с моей башни и скажет, что передает свободно владение, то я начи­наю владеть точно так, как если б и обошел границы» (D.41.2.18.2).

Все способы установления владения считались первона­чальными. Преемство и тождество между старым и новым владельцем не признавалось. «Мы приобретаем владение через нас самих» (D.41.2.1.2). В силу особенностей римской семьи издавна владение могло приобретаться домовладыкои через подставных ему лиц. В классическом нраве возможно приобретение владения через третьих лиц. «Мы приобретаем владение, только если мы имеем сами волю владеть, фактичес­кая же сторона владения может осуществляться или нами самими, или посторонними», - писал Павел.