Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры. Любой акт (указ, прокламация, приказ, ордонанс и т. д.), исходящий от главы государства, приобретает юридическую силу только в том случае, если он получает скрепу (подпись) премьер-министра или соответствующего министра, к ведомству которого этот акт относится. Без скрепы акт главы государства ничтожен. Ответственность за этот акт несет не глава государства, а подписавший его министр. Таким образом, ни один акт главы государства не получит юридической силы, если он не будет соответствовать воле правительства. Зарубежные конституции содержат по этому поводу самые категорические предписания. Так, конституция Австрии постановляет: «Все акты президента Союза нуждаются для своей действительности в контрасиг-новании канцлера Союза или соответствующего министра, поскольку иное не установлено конституционным порядком» (ст. 67.2). Аналогичные положения содержатся в конституции Бельгии: «Ни один акт короля не может иметь силу, если он не контрасигнован министром, который лишь в силу этого является ответственным за данный акт» (ст. 64), в конституции Италии; «Никакой акт президента республики не действителен, если он не контрасигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны. Акты, тлеющие силу закона, и другие, указанные в законе, скрепляются подписью также председателя совета министров» (ст. 89) и в конституциях ряда других стран.
Институт контрасигиатуры является юридическим оформлением ограничения полномочий главы государства.
Оценку подлинной роли главы государства но букве конституции дать нельзя, так как между тем, что записано в конституции, и действительностью – дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до положения некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен. Этот разрыв между юридическим и фактическим положением главы государства характерен для всех парламентарных стран.
В целом ряде зарубежных стран не существует юридических ограничений дискреционной деятельности главы государства, полномочия которого осуществляются правительством единственно в силу конституционного соглашения, формально не имеющего юридической силы. Отсюда возникает вопрос о возможности осуществления главой государства принадлежащих ему полномочий помимо и вопреки воле правительства. В таких странах, как Англия и Индия, а также в некоторых других никаких конституционных барьеров против этого не установлено. Конечно, в обычных условиях подобный бунт главы государства совершенно гипотетичен, тем не менее в новейшей истории подобные случаи были.
В сложных условиях, при наличии острого политического кризиса возможно использование таких полномочии главы государства, как право роспуска парламента, вето, смещение правительства.
Сфера дискреционных полномочий главы государства в обычных условиях весьма незначительна, однако возможны ситуации, при которых глава государства может получить возможность действовать самостоятельно. Обычно такое положение возникает при расколе правящей политической партии.1
В случае выхода главы государства из повиновения правящая элита имеет различные средства – конституционные и неконституционные, с помощью которых она может обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха. Очень часто в наше время президентов свергают силой. Этот способ – пронунциаменто – широко применялся в странах Латинской Америки и на других континентах. Наконец, конституции многих зарубежных государств закрепляют механизм смещения президента при наступлении определенных обстоятельств.
Наиболее типична процедура импичмента, установленная американской конституцией. Президент США (и другие должностные лица федерации, кроме военных и законодателей) может быть подвергнут суду импичмента, если он совершит измену, взяточничество или другое тяжкое преступление. В этом случае палата представителей возбуждает дело и формулирует статьи обвинения. Дело по существу рассматривается сенатом под председательством главного судьи Верховного суда. В случае признания президента виновным – для этого необходимы две трети голосов присутствующих сенаторов – он отстраняется от должности.2
Список литературы
1. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Издательская группа «Форум-ИНФРА-М», 1999.
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право России. М.: Юристъ, 1998.
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) – М.: Фонд "Правовая культура", 1996.
4. Конституции зарубежных государств: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада. – М, 1997.
5. Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 1995.
6. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года.
7. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. – М.: Издательство «НОРМА», 1998.
8. Мишин А.А. Центральные органы власти буржуазных государств. М.: Юридическая литература, 1972.
9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Белые Альпы, 1996.
1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997. С. 268.
1Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Издательская группа «Форум-ИНФРА-М», 1999. С. 133.
1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997. С. 275.
1 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Белые Альпы, 1996. С. 170.
2 Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. – М.: Издательство «НОРМА», 1998. С. 155.