Смекни!
smekni.com

Глава государства (стр. 4 из 4)

Конституции зарубежных государств наделяют главу госу­дарства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры. Любой акт (указ, прокламация, приказ, ордонанс и т. д.), исходящий от главы государства, приобретает юридическую силу только в том случае, если он получает скрепу (подпись) премьер-министра или соо­тветствующего министра, к ведомству которого этот акт отно­сится. Без скрепы акт главы государства ничтожен. Ответ­ственность за этот акт несет не глава государства, а подписавший его министр. Таким образом, ни один акт главы государства не получит юридической силы, если он не будет соответствовать воле правительства. Зарубежные конституции содержат по этому пово­ду самые категорические предписания. Так, конституция Австрии постановляет: «Все акты президента Союза нуждаются для своей действительности в контрасиг-новании канцлера Союза или соответствующего министра, поскольку иное не установлено конституционным порядком» (ст. 67.2). Аналогичные положения содержатся в конституции Бельгии: «Ни один акт короля не может иметь силу, если он не контрасигнован министром, который лишь в силу этого является ответственным за данный акт» (ст. 64), в конституции Италии; «Никакой акт президента республики не действителен, если он не контрасигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны. Акты, тлеющие силу закона, и другие, указанные в законе, скрепляются подписью также председателя совета министров» (ст. 89) и в конституциях ряда других стран.

Институт контрасигиатуры является юридическим оформ­лением ограничения полномочий главы государства.

Оценку подлинной роли главы государства но букве конституции дать нельзя, так как между тем, что записано в конституции, и действительностью – дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до положения некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен. Этот разрыв между юридическим и фактическим положением главы государства характерен для всех парламентарных стран.

В целом ряде зарубежных стран не существует юридических ограничений дискреционной деятельности главы государства, полномочия которого осуществляются правительством единст­венно в силу конституционного соглашения, формально не имеющего юридической силы. Отсюда возникает вопрос о воз­можности осуществления главой государства принадлежащих ему полномочий помимо и вопреки воле правительства. В таких странах, как Англия и Индия, а также в некоторых других никаких конституционных барьеров против этого не установлено. Конечно, в обычных условиях подобный бунт главы государства совер­шенно гипотетичен, тем не менее в новейшей истории подобные случаи были.

В сложных условиях, при наличии острого политического кри­зиса возможно использование таких полномочии главы госу­дарства, как право роспуска парламента, вето, смещение прави­тельства.

Сфера дискреционных полномочий главы государства в обычных условиях весьма незначительна, однако возможны ситуации, при которых глава государства может получить воз­можность действовать самостоятельно. Обычно такое положение возникает при расколе правящей политической партии.1

В случае выхода главы государства из повиновения правящая элита имеет различные средства – конституционные и некон­ституционные, с помощью которых она может обуздать не­покорного либо удалить неугодного президента или монарха. Очень часто в наше время президентов свергают силой. Этот способ – пронунциаменто – широко применялся в странах Латинской Америки и на других континентах. Наконец, конституции многих зарубежных государств закрепляют механизм смещения президента при наступлении определенных обсто­ятельств.

Наиболее типична процедура импичмента, установленная аме­риканской конституцией. Президент США (и другие должностные лица федерации, кроме военных и законодателей) может быть подвергнут суду импичмента, если он совершит измену, взяточничество или другое тяжкое преступление. В этом случае палата представителей возбуждает дело и формулирует статьи обвинения. Дело по существу рассматривается сенатом под председательством главного судьи Верховного суда. В случае признания президента виновным – для этого необходимы две трети голосов присутствующих сенаторов – он отстраняется от должности.2


Список литературы

1. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Издательская группа «Форум-ИНФРА-М», 1999.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право России. М.: Юристъ, 1998.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) – М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

4. Конституции зарубежных государств: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада. – М, 1997.

5. Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 1995.

6. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года.

7. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. – М.: Издательство «НОРМА», 1998.

8. Мишин А.А. Центральные органы власти буржуазных государств. М.: Юридическая литература, 1972.

9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Белые Альпы, 1996.

    Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997.

1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997. С. 268.

1Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Издательская группа «Форум-ИНФРА-М», 1999. С. 133.

1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997. С. 275.

1 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Белые Альпы, 1996. С. 170.

2 Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. – М.: Издательство «НОРМА», 1998. С. 155.